ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
Талант и условия
Что надо сделать, чтобы дети не теряли
дара исследователя и творца? “Круглый стол” по
проблемам организации исследовательской
деятельности детей в редакции “Первого
сентября”
Историческая справка
Первые научные общества учащихся были созданы
в 1963 году. Фактически одновременно (с разницей в
один месяц) возникли Челябинское научное
общество учащихся и Малая академия наук Крыма
“Искатель”.
Движение научных обществ начиналось, так сказать,
снизу, по инициативе педагогов и ученых. Затем,
когда это начинание было поддержано властью,
количество научных обществ в стране стало быстро
расти. Пик роста пришелся на 70-е годы. В это время
научное общество учащихся работало практически
при каждом Дворце пионеров и школьников, во
многих школах.
В 1975 году состоялся первый слет актива научных
обществ учащихся, на который съехались
представители практически всех территорий СССР.
Были делегации из Владивостока, Республики Коми,
Сахалина, Магадана. За период с 1975 по 1990 год
прошло семь таких слетов.
С началом перестройки финансирование учреждений
дополнительного образования резко уменьшилось.
Чтобы выжить, станции юных техников стали
отдавать свои помещения под автосалоны, другие
коммерческие структуры. Многие научные общества
учащихся прекратили свое существование.
Но отдельные центры выжили и даже смогли
развиться. Прежде всего это Челябинское научное
общество учащихся. В 1985 году в Обнинске открылась
конференция “Юность, наука, культура”. Тогда на
ней выступили всего 10 докладчиков. В последние
годы этот форум собирает более 1000 ребят из самых
разных уголков России. Постоянно растет
популярность Всероссийского конкурса юношеских
исследовательских работ им. В.И.Вернадского,
Российской конференции молодых исследователей
“Шаг в будущее” и других конференций.
|
Анатолий ВИТКОВСКИЙ,
корреспондент “ПС”. В 1995 году на коллегии
Министерства образования был провозглашен
переход от школы ЗУНов к школе развития. Прошло 8
лет, но наша система образования незначительно
продвинулась на этом пути. Хотя открылось много
новых профильных образовательных учреждений,
гимназий, лицеев, почти все они, как и большинство
общеобразовательных школ, ориентированы на все
те же знания, умения, навыки. Однако в отдельных
регионах уже появились островки нового
образования. И там есть педагоги, которые ведут с
детьми исследовательскую работу и реально
осуществляют сегодня переход к системе
развивающего образования...
Александр ШУЛЬГИН, заведующий сектором
химии Дома научно-технического творчества
молодежи. Для меня, например, важно
воспитать в детях то, что я называю
самодеятельным мышлением. Я хочу развить в
ребенке качества, которые позволят ему не только
решить поставленную учителем задачу, но и выйти
за пределы заданных условий, продвигаться
дальше, ставить интересные для себя задачи и
решать их.
А.В. Когда заходит разговор о том, что в нашем
образовании не учитывается необходимость
выявления талантливых ребят, люди, наделенные
властью, обычно говорят о возрождении системы
олимпиад.
Юрий БЕЛЕХОВ, руководитель Школы сильного
мышления Зеленоградского центра
психолого-медико-социального сопровождения.
Профильные олимпиады выявляют академически
одаренных детей, склонных к освоению учебного
материала того или иного предмета. Но
исследовательская одаренность и успешность
обучения – разные вещи.
У нас в Зеленограде при Центре
психолого-медико-социального сопровождения
существует постоянно действующая площадка Школы
сильного мышления. И у нас есть специальные
задачи на выявление разных типов способностей к
исследованию. Так вот, из потенциальных
медалистов, которые приходят к нам, только треть
показывают неплохие результаты в решении
исследовательских задач. И то у них не самые
высокие достижения. Есть ребята, которые учатся
очень скромно, но чрезвычайно одарены в сфере
интеллектуального творчества. А с ними сегодня
никто или почти никто не работает.
Валентина АГАФОНОВА, заместитель директора
Малой академии наук Подмосковья. Тем не
менее, если говорить не только об этой особой
категории детей, а об исследовательской работе
школьников в целом, ситуация не так беспросветна.
Сеть научных обществ учащихся есть в Челябинске.
Там фактически при каждом университете работает
лаборатория научного общества. Похожая система
действует в Самаре.
Исай БРАГИНСКИЙ, сопредседатель Малой
академии наук Подмосковья. Работает
Челябинск, Самара, Томск, Нальчик, Новокузнецк,
недавно прошла учредительная конференция Малой
академии наук Подмосковья в Черноголовке. Очаги
есть, сейчас главная задача – обобщить этот опыт,
распространить на другие регионы и сделать эту
работу системной.
Анатолий СОНИН, сопредседатель Малой
академии наук Подмосковья. На федеральном
уровне никто не лоббирует интересы ребят,
имеющих способности к исследовательской работе.
Дума занята бюджетом, армией, министерским
чиновникам тоже не до этого. И сегодня
представителям разных регионов надо
скоординировать действия, чтобы проводить
совместные масштабные акции в интересах детей,
осуществлять протекцию этих интересов.
И.Б. Если бы нам удалось создать
ассоциацию научных обществ учащихся, она могла
бы разработать программу, которая
осуществлялась бы под эгидой федеральных
властей. Эта программа могла бы включать в себя
ежегодные конференции, профильные лагеря,
экспедиции, семинары и мастер-классы для
педагогов, адресную помощь талантливым
учителям...
А.В. Программы ассоциации научных
обществ пока нет, как и ее самой, но думаю, что
некоторые вопросы, которые возможно разрешить на
федеральном уровне, мы можем поставить уже
сейчас, например вопрос о льготах при
поступлении в вузы.
Лев ЛЯШКО, координатор Всероссийской
открытой конференции обучающихся “Юность,
наука, культура”. Не так давно вышло
дополнение к Закону “Об образовании”, где
написано, что право поступления без экзаменов
имеют только победители профильных олимпиад.
Дети много лет занимаются исследовательской
деятельностью, выходят, по мнению экспертов, чуть
ли не на уровень кандидатской диссертации, а им
нет зеленого света. Уже очевидно, что перед нами
потенциально талантливый специалист, но мы можем
его потерять только потому, что человек неудачно
сдаст непрофильный экзамен.
В.А. Важно придать юридический статус
научным обществам учащихся. Это позволит детям,
которые проявили себя в исследовательской
деятельности, предъявить свои результаты при
поступлении в вузы. Кроме того, научное общество,
если оно будет финансироваться не только
спонсорами, но и из бюджета, сможет привлечь в
школу педагогов вузов и других специалистов,
которым нравится работать с детьми.
Галина ИВАНЧИХИНА, руководитель
экологических программ центра дополнительного
образования “Импульс”. Научные сотрудники
и хотели бы прийти в школу, но у них сегодня нет
времени и возможностей заниматься с детьми. Я
согласна, что для руководства научным
исследованием нужна особая подготовка, и учителю
это делать тяжело. Но, работая в тандеме с
педагогами вузов, учеными, учителя, которые хотят
вести такую работу, смогут этому научиться.
А.В. Какие еще формы сотрудничества мы
можем предложить учителям?
А.С. Одно из перспективных направлений
работы Малой академии наук – посредническая
деятельность, причем речь идет не только о
налаживании контактов между талантливыми
школьниками и их потенциальными научными
руководителями. Важно также связывать ребят с
заказчиками исследовательских разработок.
Такими заказчиками могут быть промышленные
предприятия, бизнесмены.
Ю.Б. Каждый год мы издаем и бесплатно
раздаем в школах Зеленограда книги, где собрано
более 300 творческих задач по базовым предметам.
Все наши задания есть на сайте в открытом
доступе.
Педагогам и методистам прежде всего надо знать о
том, что существуют дети с даром
интеллектуального творчества, и как минимум не
подавлять их: “Отбрось свои фантазии, делай, что
я сказал”. Ведь что отличает этих детей? В первую
очередь это сложное, развивающееся во времени
психического состояние, для которого характерна
большая активность воображения. Он
действительно создает образы будущего, и это у
него легко получается. Помните, Тесла говорил:
вот он, этот мотор, я его вижу. Вторая
отличительная особенность – это сильная
интуиция, проницательность, способность к
предвидению. Опираясь на немногочисленные факты,
человек генерирует верную гипотезу. И самое
главное: немотивированная личностная
познавательная направленность. Человек готов на
любые лишения пойти за свою идею.
В своем развитии такой ребенок проходит три
стадии: самопознания, самоопределения и
самореализации. Что может сделать педагог? На
этапе обучения в 1–5 классах учитель может помочь
творчески одаренному осознать свои уникальные
способности. Для этого существуют специальные
задания. В средней школе наступает этап
самоопределения. Я понял, что у меня этот дар
есть, а насколько он высок? Чтобы понять это,
нужны особые учебно-исследовательские задачи. А
вот на стадии самореализация, в 10–11 классах,
необходим человек, компетентный в организации
учебно-исследовательской работы.
Борис ШИРЯЕВ, директор экспериментальной
СОШ № 75 города Черноголовки. Я предлагаю
учителю посмотреть на свою деятельность в
дальней перспективе. Если мы пришли в школу
только для того, чтобы дать учебный материал и
чтобы ребенок мог поступить в институт, – это
одна ситуация. А если мы заинтересованы в судьбе
этого ребенка, хотим, чтобы он нашел себя и
реализовал то, что в него заложено природой, мы
будем этому всячески способствовать. Тогда, даже
если у самого учителя нет возможности заниматься
исследовательской работой, он найдет для ребенка
куратора среди своих бывших учеников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|