Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Правительство еще только одобрило эксперимент по профильной школе…

А Министерство образования уже готовится к массовому введению профильного обучения

В конце июня Министерство образования издало приказ, определяющий план и сроки перехода на профильное обучение. С 2006/07 учебного года профильными станут десятые классы, предпрофильное обучение в девятых будет введено годом ранее.
Примечательно, что этот приказ, где график «перехода» расписан едва ли не по минутам, издан «в соответствии с постановлением Правительства “О проведении эксперимента по введению профильного обучения”».
Что же это за эксперимент, если независимо от его результатов уже известны точные сроки перехода к профильной школе?

Накануне майских праздников

В конце апреля один из разработчиков концепции профильного обучения, советник министра образования Анатолий Пинский, сказал в интервью нашей газете: «Один из главных моментов, который дискутировался в преддверии подготовки правительственного постановления, – делать постановление правительства об эксперименте по профильному обучению или о начале массового перехода школ России на профильное обучение. Я рад, что министр образования Владимир Филиппов занял совершенно определенную позицию: он считает, что нам уже надо говорить не об эксперименте, но – о широком переходе на профильное обучение».
Тогда, в апреле, ожидалось, что правительственное постановление выйдет сразу после майских праздников. Однако ждать пришлось до 9 июня. Правительственный документ все-таки вышел под названием «О проведении эксперимента по введению профильного обучения…».
И вот сейчас министерство издает приказ «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения», ссылаясь на решение Федерального координационного совета о том, что переход на профильное обучение должен начаться в 2006/07 учебном году…

Сроки объявлены, цели поставлены

План-график по профилям составлен как идеальная схема. Он рассчитан на то, что в III квартале нынешнего года будет принят образовательный стандарт, утверждены примерные программы по учебным предметам и новый Базисный учебный план. В это же время предполагается создать экспериментальные программы и учебные планы для профильных школ. При этом нужно учитывать, что министерством уже начат эксперимент по предпрофильной подготовке и продлится он до середины 2004 года.
Если события потекут, как запланировано, то весь 2004 год будут разрабатываться «контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и средней (полной) школы». Вероятно, их опробуют на участниках предпрофильного эксперимента.
В плане-графике в 2005 году никаких работ по корректировке содержания образования не предусмотрено – только эксперимент по профильному обучению.
По его окончании, во II квартале 2006-го, будут изменены общероссийский БУП, а также экспериментальные профильные программы и учебные планы. Согласно плану-графику в том же II квартале 2006-го Министерство образования издаст приказ о массовом переходе школ на профильное обучение.

А учебники потом

Когда речь идет о профильной школе, учителя часто спрашивают: а по каким учебникам мы будем преподавать? При этом в Министерстве образования считают, что «когда начнется введение профилей, вопрос учебников не будет занимать первое место». Однако в плане-графике этот вопрос все же вынесен в отдельную графу.
Итак, в 2003 году участникам эксперимента придется обойтись старыми книгами, которые попутно изучат на предмет использования в будущем – например, в качестве рабочего материала для элективных курсов.
В 2004 году учебники тоже будут старые, но начнется работа над новыми. За год в срочном порядке предполагается организовать и провести конкурс «на создание базовых и профильных учебников, реализующих стандарт первого поколения».
В 2005 году будет утвержден новый федеральный перечень учебных изданий и свежеиспеченные учебники начнут печатать типографии.
В 2006 году профильные учебники поставят в региональные управления образования, и с начала учебного года они появятся в школах.

Учеба учителей

Похоже, в будущих профильных школах появятся не только новые учебники, но и новые учителя: в I квартале 2004 года ведомство планирует изменить образовательные стандарты высшего педагогического образования «в связи с переходом на профильное обучение». Это означает, что к 2010 году в школы придут педагоги, преподающие «по профилю».
Обучение сегодняшних учителей преподаванию в профильных классах планируется организовать по принципу сетевого маркетинга: продай другим то, что мы продали тебе.
На федеральном уровне предполагается обучить т.н. «тьютеров» (сохраняем орфографию документов. – Прим. ред.), которые в свою очередь станут учить профильным премудростям учителей и управленцев в регионах. “Тьютеров” будут готовить в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Домой они возвратятся с «учебными материалами на бумажных и электронных носителях» и станут вести курсы в местных учреждениях повышения квалификации.
В сентябре нынешнего года начнется подготовка 540 «тьютеров по предпрофильному обучению». Срок учебы тьютера – 15 дней. Далее им предстоит в течение двух лет обучать учителей на местах.
Весь 2004 год Академия повышения квалификации будет готовить «тьютеров по профильному обучению» – 2800 человек. Им предстоит трудиться в этом качестве до середины 2006 года.
А потом – «массовый переход»...

Что на откуп, а что в прикуп

Условно все документы, которые Министерство образования планирует издать для нормативного обеспечения профильной школы, можно подразделить на три группы.
Первая – это рекомендации по вопросам, решение которых министерство отдает на откуп школам: как «строить образовательную траекторию учащихся», организовывать «сетевое взаимодействие сельских школ», формировать «региональные программы перехода на профильное обучение».
Вторая – это документы, регламентирующие те вопросы, в которых ведомство самодеятельности не потерпит: письмо «Об элективных курсах», письмо «О предпрофильной подготовке в 9 классах», письмо «О нормативном и организационно-методическом обеспечении итоговой аттестации выпускников 9 классов»…
И наконец, третья группа – самый сладкий пряник для сторонников профильной школы. Министерство образования планирует внести в правительство два предложения.
Первое – с целью изменить Типовое положение об общеобразовательном учреждении, чтобы узаконить профильную школу.
Второе – с целью «изменить оплату труда работников образования, работающих в сфере профильного обучения».


Итак, вопрос о профильном образовании в России фактически решен. Оно вводится в кратчайшие сроки, по плану-графику.
При этом учебники для профильной школы, очевидно, получатся сырыми из-за нехватки времени на подготовку текстов. Учителя скорее всего окажутся слабо готовы к работе в новых условиях и по новым программам: ведь их наставников – “тьютеров” будут обучать всего 15 дней. За это время можно «накачать» идеологически, но вряд ли удастся подготовить содержательно.
Видимо, разработчиков профилизации эти соображения не волнуют. Зато их волнуют соображения другого рода.
Авторы профильной школы так и не расстались с идеей конкурсного отбора в профильные классы. Единственное, чего удалось добиться критикам этой идеи, – в Концепции профильной школы записано, что отбор будет «рациональным и прозрачным». Впрочем, мы вскоре узнаем, каким он будет на самом деле, – в III квартале текущего года Министерство образования обещает издать «Рекомендации по приему в старшие профильные классы».
Конкурсный отбор в профильные классы вкупе с повышенной зарплатой для учителей, которые в этих классах будут работать, грозят разделить российское образование на элитарное и «для всех». Учитывая нищенскую жизнь учительства, очевидно, что лучшие педагоги уйдут в профильные школы. Там дети будут выбирать «образовательную траекторию» на свой вкус и готовиться к поступлению в вуз. А в обычных школах незамысловатая образовательная траектория будет приводить в лучшем случае в ПТУ.
В итоге с введением профильной школы равные права на образование в России будут не у всех.
Так, может быть, в ведомстве этого и добиваются?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru