ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная утопия, антиутопия
и реальность
Проекты Министерства образования
заставляют нас с трепетом заглянуть в 2005 год
2 июля информационное агентство
Росбизнесконсалтинг провело
интернет-конференцию министра образования
В.Филиппова. Разговор шел о предварительных
итогах эксперимента по единому государственному
экзамену. Министр отвечал посетителям сайта в
течение часа, и, судя по содержанию вопросов,
оптимизм и непоколебимая решимость руководителя
ведомства не совпали с ощущениями других
участников этого мероприятия. Нам кажется, что
это точно отражает общую картину: ведомство и
общество относятся к результатам эксперимента
совершенно по-разному.
Многим людям, например, непонятно,
почему, вместо того чтобы расширять круг
престижных вузов и специальностей, куда
абитуриенты могут поступать, используя
результаты единого экзамена, министерство
стремится увеличить число регионов – участников
эксперимента. Тем более что на большом масштабе
становятся еще более очевидными организационная
слабость ведомства, количество накладок и
просчетов.
Казалось бы, надо сделать наоборот: отладить
организационно-техническую сторону, довести ее
до совершенства, параллельно повышая качество
контрольно-измерительных материалов. Но самое
главное – нужно убеждать ректоров,
демонстрировать населению, что ведущие
университеты отдают свои ведущие специальности
и факультеты под ЕГЭ. Это было бы самым весомым
аргументом и самым убедительным свидетельством
эффективности этого нововведения.
Происходит обратное: из-за неоправданной
территориальной экспансии ЕГЭ падает уровень
организационно-технического исполнения,
снижается доверие граждан, а уж о моральных
издержках никто и не вспоминает.
А ведь основным негативным результатом
эксперимента стало, с нашей точки зрения, то, что
вместо обещанной замены двух экзаменов одним
эксперимент медленно движется в сторону
совершенно неожиданную.
Нам будет очень неприятно, если в очередной раз
газета «Первое сентября» предоставит своим
читателям прогноз, который окажется сценарием
реальных событий (как это уже было по отношению к
12-летке или стандартам). Но судя по всему, вскоре
единственным реальным результатом эксперимента
по введению единого государственного экзамена
окажется замена двух экзаменов – выпускного и
вступительного – тремя. И будет у наших
выпускников три экзамена: выпускной, ЕГЭ и
вступительный.
Правда, выпускной примет скрытую форму, ведь для
того чтобы подготовить к ЕГЭ и вообще поставить
четверные и годовые отметки, надо же
удостовериться в уровне подготовки учащихся.
Школы станут проводить контрольные, срезы
пробные, итоговые, проверочные – разновидностей
изобретено столько, что долго думать не надо.
Затем выпускников будет ждать ЕГЭ.
Сейчас, пожалуй, это единственная оставшаяся у
ведомства форма получить удовлетворительный
результат в программе модернизации,
утвержденной правительством. И тут, как
говорится, либо пан, либо пропал, но министерство,
похоже, получило мандат полномочий до окончания
сроков этого эксперимента, то есть по крайней
мере до конца 2005 года. Ситуация, очень похожая на
сюжет детского стихотворения Ренаты Мухи:
«Пожалуйста, я откажусь от короны, но дайте
сначала доесть макароны!» А поскольку над каждым
ведомством время от времени висит угроза
кадровых перестановок, то ЕГЭ для нынешнего
руководства своего рода гарантия пребывания у
власти.
Так что выпускникам придется сдавать ЕГЭ по
крайней мере еще два года. Причем вместе с
выпускными.
А поскольку вузы и через два года не откажутся от
вступительных экзаменов, то вместе с выпускными
и ЕГЭ абитуриенты будут сдавать еще и
вступительные в вуз. По полной программе.
Зато у министерства будет точная информация,
какой регион и какая школа как учат, и можно будет
вручать знамя победителям.
Хотя в ответ на наши фантазии есть и иное
представление.
Процитируем стенограмму пресс-конференции
министра В.Филиппова:
«В 2005 году выпускники (сдавшие ЕГЭ. – А.А.) точно
смогут поступать во все высшие учебные заведения
страны. Дети, сдав в школе ЕГЭ – пять экзаменов
(два обязательных и три по выбору), смогут
направлять свои данные в пять или 25 вузов страны.
Высшие учебные заведения, получив данные
ребенка, вводят данные в компьютер, и это
автоматически посылается в общероссийский сайт.
Все дети, все семьи в течение всего июля могут
видеть в Интернете все вузы страны, все
специальности данного вуза, по каждой
специальности число бесплатных бюджетных мест и
красная черта. Далее все будут видеть пофамильно
всех детей, которые находятся над чертой, и их
баллы, и тех, кто под чертой, и их баллы. Весь день
и всю ночь в течение всего июля все это будут
видеть. 31 июля в 24 часа – снимок, остановка. Кто
над чертой – представлены к зачислению, кто под
чертой – пока не попал. Но будет наверняка такая
ситуация, когда человека по итогам единого
экзамена принимают сразу в пять или семь вузов.
Что делать? Как и сейчас, человек должен будет до
15 августа принести в тот вуз, который он выбрал,
оригиналы своего сертификата и аттестата. 15
августа в тех вузах, в которые он не принес
аттестат, его фамилия вычеркивается. И фамилии
детей, которые были под чертой, чуть ниже,
поднимаются вверх. Вся страна это все видит».
Ну вот теперь в расчете: мы вам – свою фантазию,
министр – свою.
Будем счастливы, если наш образ будущего
окажется неверным.
Но это, как было сказано, страна увидит. И
довольно скоро.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|