Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

  Экономика и жизнь


Черняк В.З.
Популярная история экономики и бизнеса.
М.: Вече, 2003

Книга Виктора Черняка может стать хорошим учебным пособием по курсу основ экономики. В качестве такового она и задумана. Автор стремится дать представление «не только о важнейших экономических проблемах всех времен и народов, но и о функционировании всей экономической системы в целом». Он подчеркивает, что «рыночную экономику никто не придумал, а объяснить пытались многие на протяжении столетий». По мнению Черняка, лучшие объяснения дают такие народные пословицы, как «Плох базар, если хлеба купить не на что», «На базар поехать – с собой цены не возить» и «Базар на ум наведет, ума на даст». Рынок, как отмечает автор, – это еще и образ жизни. В нем всегда присутствует элемент игры. И в то же время рынок – «это целая наука, маркетинг, маркетинговые исследования», а также волчьи законы конкуренции. Всего книга разделена на пять частей: рынок, деньги, банки и банкиры, бизнес и налоги. Такой порядок расположения материала отражает историческую хронологию возникновения соответствующих экономических институтов. Сначала появляется рынок, где происходит меновая торговля, затем возникают деньги, деньги концентрируются в банках, банкиры инвестируют их в бизнес, а потом государство предпринимает усилия, чтобы обложить прибыль бизнесменов налогами. Все это излагается по мере возможности в увлекательной и доступной форме, с многочисленными примерами как из фольклора, так и из русской и зарубежной классической литературы. Автор рассказывает о том, как и почему возникли деньги, зачем они нужны и какими они могут быть. А также приводит краткое описание более 80 валют стран мира, от израильского агора до китайского юаня. Описаны также денежные знаки всех бывших союзных республик. Как полагает Черняк, будущее – за пластиковыми кредитными карточками, вот только в России они не очень пока приживаются.
Относительно же бизнеса в учебнике, разумеется, не ставится недостижимая цель научить всех учащихся, как стать преуспевающим предпринимателем. Цель другая – чтобы у читателей сложилось определенное представление, что такое современный бизнес и как бизнесмены дошли до сегодняшней жизни.
Черняк приводит весьма интересные «Десять заповедей бизнесмена», широко распространенные в западном деловом мире. Вот некоторые из них: «Разные нации имеют различные нравы и обычаи. В одном регионе взятка будет рассматриваться как подарок, в другом – считаться взяткой. Но в любом случае обман – это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям». Интересно, а как же все-таки правильно давать взятку в соответствии с «кодексом честного капитализма»? Еще «Десять заповедей...» гласят: «Будь честен и правдив. Хорошая репутация – не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана». Не говорю о России: здесь соблюдающие эту заповедь подобны реликтовым вымирающим животным. Но много ли бизнесменов следуют этой заповеди, скажем, в благополучной Америке, сотрясаемой корпоративными скандалами? А вот эта заповедь совсем замечательна: «Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни. Прибыль, полученная брокерской конторой, зависит не только от эффективного и творческого труда ее работников, но и от состояния их здоровья. Нормальный отдых и восстановление сил работников гарантирует брокерской компании высокий доход». А этот доход, получается, опять можно будет направить на укрепление здоровья «ударников капиталистического труда»? «Протестантская этика» более ранних времен хотя бы имела оправдание в виде божественного промысла, а нынешние «Десять заповедей бизнесмена» лишь декларируют прибыль ради прибыли. И совсем уж ханжески звучит такой вот пассаж: «Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работу, и следовательно, хорошая семья – залог процветания компании. Сексуальные отношения вне брака являются неприемлемыми». От этого пассажа веет чем-то глубоко советским, теми же парткомами на предприятиях, разбиравшими «моральный облик» сотрудников. Интересно, а какая доля президентов компаний в мире не заводит интрижек на стороне? Подозреваю, что меньшинство. Куда поэтичнее сказал о настоящих бизнесменах, которым работа приносит эстетическое удовлетворение, Теодор Драйзер (эти слова тоже процитированы в книге): «Он был финансистом по самой своей природе, и все связанное с этим трудным искусством схватывал так же, как поэт схватывает тончайшие переживания, все оттенки чувств».

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru