УЧЕБНИКИ
Этот переходный возраст
Профилактика агрессивных и
террористических проявлений у подростков:
Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня
и др.
Под ред. И.Соковни.
М.: Просвещение, 2002. –158 с.
Подростки являются группой риска и
одновременно фактором, представляющим
потенциальную угрозу общественной безопасности.
Общество меняется, а вот психофизиологические
особенности организма в переходном возрасте –
это объективная константа. Можно ли спокойно
возложить ответственность за деструктивное и
асоциальное поведение подростков на них самих,
списав все на природу пубертатного периода, и на
этом, что называется, умыть руки? Очевидно, что
нет. Но если нет, то как, какими путями
корректировать анормальное поведение у
подростков, как, какими методами вести
воспитательную работу в этой специфической
проблемной среде с позиций современной
педагогической науки? Что должен сказать,
сделать воспитатель или родитель своему чаду,
направляя его на пути формирования позитивных
ценностей? Эта книга посвящена профилактической
работе, и ценность материала, заключенного в ней,
именно прикладная, практическая.
Проблематика подростковой среды и девиантного
поведения анализируется в разных аспектах –
социальных, психологических, медицинских,
юридических. Превентивные действия на
упреждение гораздо эффективнее действий
постфактум – запугивающих, исправительных мер.
Это очевидно, и такова позиция авторского
коллектива. Несоизмеримы по трудоемкости и
моральным издержкам, скажем, реабилитационная
терапия жертвы изнасилования и цикл бесед,
направленных на изменение поведенческих
паттернов у девушек, ведь во многих случаях
элементарная осторожность, самоконтроль,
отсутствие провоцирующих моментов в поведении
способно свести риск к минимуму. А ведь те или
иные действия подростков могут иметь
необратимый фатальный характер: в случаях
суицида, тяжких преступлений против личности,
потери здоровья в случае наркотической
зависимости или половых заболеваний, таких как
СПИД, и ответственность за эти последствия лежит
частью и на обществе. Это проблема
воспитательной системы в целом.
Книга состоит из трех разделов: 1) «Терроризм как
глобальная проблема общества», где феномен
терроризма рассматривается в широком
социально-историческом и политическом аспектах;
2) «Современный взгляд на проблемы выявления
агрессивных проявлений у подростков», в котором
анализируются гендерные, возрастные, личностные
и социальные факторы агрессии у подростков; 3)
«Практические пути выявления и предупреждения
агрессивно-террористических проявлений у
подростков» – раздел, содержащий описание
различных тренингов, практических методик, планы
и материалы бесед для профилактической и
коррекционной работы в подростковой среде.
В приложении работы содержится не менее ценный и
интересный материал справочного характера,
который мог бы претендовать и на более значимое
место в работах аналогичного характера.
Например, приводится таблица значения
криминальных татуировок, есть материалы по
сектантству, интернет-зависимости и геймерству,
венерическим заболеваниям, рискованному
сексуальному поведению, химической зависимости,
– то есть та информация, которую в общем
контексте психологических проблем
подросткового возраста специалистам, педагогам
и родителям знать необходимо.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|