Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Литература: естественный отбор


Басовская Е.Н.
Русская литература. XX век.
Учебник. 11 класс.
М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 464 с.: ил.

Когда речь идет о литературе XX столетия, то есть литературе современной, то главной сложностью является сам отбор представителей этой самой литературы. Естественно, в учебник должны войти самые-самые. Но каковы критерии? Ведь измерительной шкалы таланта еще не изобрели. Известная субъективность, неполнота, а иногда и тенденциозность в подаче материала как бы подразумевается и даже извиняется, когда дело касается явлений, где само время не вполне еще расставило «все по своим местам». Сознавая сложность задачи, Е.Н.Басовская в предисловии говорит об «относительной объективности оценок». В отношении оценочных суждений все ясно, с ними можно спорить, их можно игнорировать. Но вот наличие той или иной «обоймы», то есть имен, вошедших или не вошедших в учебник литературы, есть факт, который, хоть и является плодом субъективного отбора, воспринимается как некая абсолютная данность.
Со времени изменения политической ситуации в историю литературы, а значит, и в учебники «вернулись» десятки имен, да и деление русской литературы на «советскую» и какую-то еще выглядит как анахронизм. С утратой четких идеологических ориентиров расставлять писателей и поэтов по ранжиру стало невозможно, отбор имен стал делом очень непростым и до известной степени произвольным. И по-прежнему объем сказанного, измеряющийся количеством страниц, строк, слов в учебнике, остается единственным мерилом авторитета и значимости автора – по крайней мере для неискушенных молодых умов, каковым эти учебники и адресованы.
Итак, вот как выглядит гипотетическая «сборная» русских писателей XX века: А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.М.Горький, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, Е.И.Замятин, М.М.Зощенко, А.П.Платонов, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, М.А.Булгаков, А.Т.Твардовский, Б.Л.Пастернак – это те, кому в изложении посвящена отдельная полновесная глава.
Вторым «дивизионом» выступают такие писатели, как Шолохов и Бабель, в рамках главы «Гражданская война и литература». Солженицын и Заболоцкий – глава «Литература “оттепели”». И.Бродский в главе «Литература последних десятилетий XX в».
Естественно, ограничить литературу XX века этим минимумом было бы невозможно. В учебнике Басовской Е.Н. сотни имен упомянуты по касательной, «в связи с…» или как типичные и яркие представители той или иной тенденции, течения, эпохи в литературе. Есть модернисты, поэты Серебряного века, соцреалисты, «лейтенантская проза» (имеются в виду писатели-фронтовики Г.Я.Бакланов, Ю.В.Бондарев и др.), «деревенщики», постмодернисты и даже Маринина. С точки зрения информативности и «охвата писательской массы» учебник близок к энциклопедии. А обилие цитат (часто и целиком приведены поэтические тексты) сближает книгу с хрестоматией. Каждый раздел учебника оснащен внятным резюме. Вопросы и задания – обязательный дидактический элемент любого учебного издания – составлены нетривиально и направлены на активизацию творческого начала у учащихся.
Спросим себя, чему учат учебники литературы или чему они должны учить? Можно ли вообще учить литературе? Наверно, все-таки нет или по крайней мере не в средней школе. А вот научить понимать и ценить художественное слово, познакомить с историей развития литературы – эти задачи вполне по силам учебному изданию. Причем преподнесение истории литературы зачастую преобладает, а учебник по литературе становится лишь летописью жизни и творчества писателей. Кажется очевидным, что сведение содержания учебника к справочно-биографическому тексту малоценно и обедняет предмет литературы. Учебник Басовской Е.Н. написан в поисках золотой середины, между Сциллой чрезмерного историзма и Харибдой другого изъяна – необязательности литературоведческого анализа, поверхностной и упрощенной трактовки космоса самих произведений. И кажется, эта золотая середина найдена.

В. ИВЛИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru