УЧЕБНИКИ
Все о Достоевском
Наседкин Н.Н.
Достоевский. Энциклопедия.
М.: Алгоритм, 2003
Перед нами – весьма ценное пособие по
биографии и творчеству одного из великих русских
писателей. Как справедливо отмечает в
предисловии автор, известный специалист по
творчеству Достоевского Николай Наседкин, «о
Достоевском писаны тысячи книг, мириады». Но
составителю энциклопедии удалось
сконцентрировать главное, что написано об авторе
«Идиота» и «Братьев Карамазовых», в сравнительно
небольшом объеме в 800 страниц. Энциклопедия
состоит из трех типов статей. Во-первых, это
статьи практически обо всех произведениях
Достоевского, как написанных, так и только
задуманных. Во-вторых, в книге есть статьи о более
чем 530 основных персонажах Достоевского (всех
персонажей – не одна тысяча). И в-третьих, в
энциклопедию вошли статьи о людях, так или иначе
связанных с Достоевским, а также о писателях,
мыслителях, общественных деятелях, повлиявших на
творчество Достоевского. Сюда также относятся
статьи, описывающие населенные пункты,
учреждения (например, Главное инженерное
училище) и издания, связанные с жизнью писателя, а
также некоторые понятия, встречающиеся в
произведениях Достоевского или имеющие сугубую
важность для его жизни и творчества (например,
«почвенничество» или «стушеваться»).
Соответственно вся энциклопедия разделена на
три раздела – «Произведения», «Персонажи» и
«Вокруг Достоевского». Замечу, что это нарушает
традицию энциклопедий, где статьи обычно
помещаются в едином алфавитном порядке, без
разбивки на разделы. Расположение же статей по
разделам только затрудняет поиск, поскольку
человек не всегда может точно знать, например,
идет ли речь о персонаже или о живом человеке.
Зато школьникам пользоваться словарем,
безусловно, удобно. Прочитав статью о
соответствующем произведении, главное
содержание которой – подробный пересказ
содержания и в начале которой обозначены его
основные персонажи, а затем ознакомившись со
статьями о персонажах, можно обойтись без
полного, от корки до корки, чтения «Идиота» или
«Преступления и наказания». Признаемся себе, что
большинство учащихся эти романы все-таки не
читают. Так пусть хоть достаточно подробно
узнают об их содержании хотя бы из энциклопедии.
К сожалению, в книге нет статей о таких весьма
значимых для Достоевского понятиях, как
«христианство» и «социализм». Это произошло
потому, что автор исходит из следующего принципа
построения энциклопедии – «издание носит чисто
информативный и максимально объективный
характер – никакой полемики, никаких оценок,
никаких спорных гипотез, никаких похвал или
порицаний чужим текстам». Отсюда, как водится,
проистекают как достоинства, так и недостатки
энциклопедии. К несомненным достоинствам надо
отнести то, что Наседкину удалось разместить
максимум информации в минимуме объема. В
энциклопедии совсем нет «воды», и написана она
простым, доступным языком, без какого-либо налета
ложного академизма или нарочито усложненной
терминологии. Однако отсутствие специальной
статьи о поэтике Достоевского, равно как и
стремление совсем уж избавиться от «гипотез», на
мой взгляд, несколько обедняет энциклопедию.
Во-первых, «бесспорных гипотез» не бывает в
принципе. Бесспорная гипотеза – это твердо
установленный факт. Во-вторых, даже и многим
бесспорным фактам из сферы литературных влияний
и взаимосвязей в энциклопедии не нашлось места.
Например, в статье об Аполлоне Майкове стоило бы
упомянуть, что его поэма «Приговор» послужила
важным источником легенды о Великом Инквизиторе.
А среди писателей, повлиявших на Достоевского,
был и знаменитый маркиз де Сад, неоднократно
упоминающийся и в произведениях, и в письмах
Федора Михайловича (следы этого влияния можно
обнаружить в «Братьях Карамазовых» и в «Бесах»,
да и сама максима «Если Бога нет, то все
дозволено» вполне десадовская). Но это частности.
Энциклопедия Наседкина при всей ее
объективности – вещь авторская, и автор волен
отбирать для нее те или иные персоналии и
останавливаться только на тех литературных
влияниях, которые он сам считает значимыми. К
ценным наблюдениям Наседкина стоит отнести
мысль о том, что в «Идиоте» главный герой
безуспешно пытается сделать выбор между
представительницами двух типов красоты –
инфернальной, стремящейся к саморазрушению
Настасьей Филипповной и не менее гордой, но
«сердечной» Аглаей Епанчиной. А в образах
Свидригайлова и Раскольникова автор
энциклопедии обнаруживает связь с героем
повести Гюго «Последний день приговоренного к
смерти» – все трое в последние минуты жизни
(Раскольников – в последние минуты свободной
жизни – идя с повинной) пробегают глазами по
вывескам на лавках – символ материальных благ,
которых они лишаются.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|