УЧЕБНИКИ
Всякая книга бывает разной
Райский С.И.
Зачем идут в учителя,
или Всякое детство
бывает разным.
М.: Вентана-Граф, 2002
Тема книги Райского видна из первой
половины названия. Вторая – «украшанс» для
привлечения внимания посетителя книжного
магазина. Видимо, на это нацелены и бесконечные
цитаты из школьных сочинений, и развеселые
картинки, имеющие, впрочем, слабое отношение к
тексту. Возникает, однако, вот какой приземленный
вопрос: на кого все же нацелено? Родителю вся эта
тема, как мне кажется, неинтересна. Учителю –
тоже: он считает, что про себя-то знает, а даже
если сомневается, то не поверит ни
психоаналитику, ни тем более книге. Единственный,
кому может быть интересен персонаж, который не
дает плеваться жеваной бумагой на уроке, – так
это ученик. Точнее, не исключено, что среди
учеников найдутся такие. Но привлекут ли их
(именно их!) игривые картинки и демонстративно
косноязычные цитаты (почему-то считающиеся
смешными)? Весьма сомнительно.
Итак, сделана книга весело и «ненапряжно».
Цитатки из сочинений и картинки. Легкий стиль.
Автор явно бережет читателя. Фразы покороче,
логика попроще. «Не грузи – и неопускаем будешь!»
Да, от этого еще никто не умирал.
Но, увы, есть и, как мне кажется, серьезные
претензии. Автор – сексист. Педагогику он
считает мужской профессией (кулинарию – тоже).
Автор пишет, что «повезло тем, у кого первым
учителем был мужчина». Заметим, что в истории
человечества были народы, у которых первыми
учителями всегда были мужчины, и что? И ничего. Ни
особо страшного, ни особо хорошего.
Вообще автор поразительно легковесен, когда речь
заходит о действительно сложных вещах. Проблема
власти учителя и школы над учеником и
возможности протеста, проблема внешнего вида
учителя и реакции учеников на «хохолок на
макушке», проблема цели обучения в школе и вузе,
проблема оценок, проблема делегирования насилия
(надо ли говорить школьникам: «Я требую с вас
потому, что требуют с меня»), проблема
интеллектуального насилия (должен ли учитель
делиться своим мнением о литературном
произведении). Все это действительно важные
проблемы, непосредственно опирающиеся на
ценности и главные цели. Автор же ухитряется
уделить каждой из этих тем по странице, не
написав ничего по существу. Но вот на более
простые темы автор пишет размашисто и неряшливо.
И получается, что легкость письма переходит в
«легкость необыкновенную».
Дитмар Эльяшевич Розенталь не еврей, и нечего
менору на полях рисовать. А если уж хочется
евреев добрым словом помянуть, то написал бы,
почему нацисты к Корчаку и его детскому дому
прицепились – мало ли в Польше было детских
домов, чего им дался именно этот?
Во Франции на зарплату учителя нельзя прожить
(тут, правда, автор пишет осторожно – ему-де
«говорили, что...»).
Целый ряд неточностей на злободневную тему
сочинений: медалей за сочинение никогда в школе
не давали, медали давали за весь курс обучения.
Цитаты из Ленина и генерального секретаря в
сочинении были вполне уместны, но вовсе не
обязательны для пятерки. Все эти примеры из книги
– на уровне аргументации «Московского
комсомольца» и «Аргументов и фактов», а ведь на
книге написано «научно-популярное издание»...
Будь автор проверяющим, он должен был бы
поставить себе «тема не раскрыта». И это делает
бесполезными немалые, надо полагать, усилия,
потраченные им на написание книги. Для
«постановки задачи» – слишком много слов, для
«введения в проблему» – слишком поверхностно и
неточно, для решения – конечно, недостаточен
объем. Ужас ситуации состоит в том, что каждой
книгой для школьников мы учим их мыслить.
Или не учим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|