УЧЕБНИКИ
Продвинутым пользователям учебной
литературы
«Школьное обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания». № 2, 2003
Новый номер журнала «Школьное
обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания» (№ 2,
2003) посвящен, как всегда, злободневным для
среднего образования вопросам. В этот раз в
первой рубрике журнала «Госполитика» речь пошла
о теме, которая волнует всех без исключения: об
отметке. «Сколько баллов по шкале?..» – именно так
называется статья обозревателя Сергея Полякова,
в которой анализируются плюсы и минусы
пятибалльной системы, поднимаются проблемы
отметки и ЕГЭ, оценки как репрессии и как стимула.
Таким образом, спектр затронутых аспектов темы
оказался довольно широким. Обсуждение, в котором
на страницах журнала приняли участие такие
заметные фигуры в отечественном образовании, как
заместитель министра образования Виктор
Болотов, директор Центра оценки качества
образования Галина Ковалева, проректор МИОО
Ольга Логинова, профессор АПКиПРО Виктор Фирсов,
член-корреспондент РАО Олег Лебедев, не
ограничилось представлением министерских
планов по внедрению в школу новой оценочной
системы. Конечный итог разговора: система оценки
должна быть связана со всей педагогической
системой и важна не сама шкала оценивания, а его
критерии.
На страницах журнала впервые представлен опыт
работы одного из московских ресурсных центров
информационных технологий для школ, проект по
созданию которых год назад был начат в Москве.
Особенно интересным оказалась тема
взаимодействия такого центра с различными
внешними организациями – от педагогических
университетов до фирм-провайдеров, однако в
материале именно этот аспект оказался раскрыт
несколько схематично.
По традиции, сложившейся в журнале, довольно
большой блок в этом номере посвящен рубрике
“Вокруг предмета”. Те, кто следит за
публикациями «Школьного обозрения», помнят, что
в предыдущих номерах речь в этой рубрике уже шла
о географии, математике, праве, химии и
естествознании. В нынешнем номере была затронута
проблема нового для нашей школы предмета. Это
иностранный язык в начальной
общеобразовательной школе, который в ближайшем
будущем планируется ввести повсеместно. Поэтому
публикация обзоров существующих учебников по
английскому, немецкому, испанскому и
французскому языкам для младших школьников
обычной школы оказалась как нельзя кстати.
Интересно, что на этот раз обзоры были написаны
самими председателями секций Федерального
экспертного совета Министерства образования, и
проблемы, поднятые ими, заставляют задуматься о
перспективах такого нужного начинания. Так,
комплект по французскому языку издается без
аудиокассеты, по испанскому – без книги для
учителя, изучающие немецкий язык сегодня лишены
современного академического словаря, да и в
английском языке при всем изобилии пособий
далеко не все проблемы решены.
В качестве альтернативы и дополнения к
отечественным изданиям предложен довольно
подробный обзор зарубежных учебников по
английскому языку, опыт использования которых
можно назвать удачным (статья «Учить английскому
по-английски?» Елены Овчинниковой и Натальи
Сметанниковой). Хорошо, что авторы, обращаясь к
такой неоднозначной и деликатной теме, как
использование зарубежных учебников, выбрали для
своего обзора только те из них, которые получили
гриф Министерства образования «Допущено…».
Информация о возможностях
мультимедиа-сопровождения учебного процесса
пока мало доступна для педагогической
общественности. И журнал успешно заполняет эту
нишу, регулярно публикуя полные обзоры
мультимедиа по школьным предметам. В материале
Анны Шмелевой «Какие CD поселить в лингафонном
кабинете» рассказывается о способах
использования компьютера при изучении
иностранного языка в младшей школе, описываются
наиболее удачные продукты как отечественных, так
и западных производителей. Нелишними являются и
некоторые предостережения при выборе дисков для
школы, которые считает необходимым сделать автор
статьи.
В этом же номере в материале Павла Колыхалова
«Слово “софт” под запретом» заявлено о создании
российской системы апробации электронных
учебных изданий, обстоятельно описаны принципы и
первый опыт этого начинания.
В рубрике «Экспертиза», где помещаются рецензии
на особо значимые новинки по управлению школой,
коррекционной педагогике, школьной психологии,
среди ряда интересных материалов есть
заслуживающая особого внимания рецензия Андрея
Маргулева на книжку «Как пройти аттестацию.
Советы психолога учителю». Как пишет рецензент,
«у рецензируемого издания есть одно неоспоримое
достоинство: в нем немало фрагментов, вызывающих
относительно здоровый смех». Надо сказать, что
все достойные смеха фрагменты в рецензии
блестяще прокомментированы, и у читателя не
будет необходимости обращаться к самой книге.
Другое дело – с книгой Н.П.Локаловой «Как помочь
слабоуспевающему ученику», положительную
рецензию на которую написала Ирина
Константинова. В конце рецензии помещен весьма
ценный библиографический список книг, вышедших в
2003 году по теме работы со слабоуспевающими
детьми.
Как всегда, в журнале опубликован перечень
учебной литературы, одобренный Федеральным
экспертным советом и рекомендованный к
присвоению грифов Министерства образования за
два прошедших месяца. Сгруппированные по
предметным секциям названия всех отгрифованных
учебников и пособий снабжены подробными
аннотациями, что делает список незаменимым в
работе учителя и библиотекаря, а также
небезынтересным для «продвинутого» родителя.
Без сомнения, как и весь номер журнала в целом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|