Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДОРОГ

История про экстремальный маршрут

И о том, что наша вера в детей чего-то стоит, лишь если мы сами умеем быть взрослыми

“Безумная” идея

В кабинете директора страсти кипели, накалившись до предела.
– О чем вы говорите! – махала руками завуч школы. – Какие горы?! Какие пещеры?! Доверить детей неизвестно кому! А вы-то, милочка, – обернулась она к молоденькой учительнице, робко сидевшей в углу, – хоть понимаете, какую ответственность на себя берете? Ведь это, деточка, не игрушки.
Учительница вдруг решительно встала со своего стула.
– Простите, Раиса Павловна, но я вам не “деточка”. У меня есть имя и отчество, и вы его прекрасно знаете.
– Конечно, конечно, Ольга Викторовна, – с ядовитой иронией протянула завуч, – конечно, вы уже не деточка.
– Спокойно, друзья мои! – вмешался директор. – Действительно, Раиса Павловна, давайте высказываться по существу. Ведь мы собрались здесь обсуждать не Ольгу Викторовну, а ее идею относительно работы с трудными подростками. Идея, по-моему, интересная. Даже неожиданная, – директор улыбнулся, – может, дадим начинающему педагогу шанс опробовать ее? Как вы думаете?
Раиса Павловна возмущенно фыркнула. На лицах классных руководителей читалось глубокое сомнение.
Собственно, этот малый педсовет был собран в связи с заявлением Ольги Викторовны, в котором она просила отпустить ее и группу десятиклассников в поход на Кавказ, в Хосту, где есть и горы, и пещеры. Она объясняла выбор такого маршрута тем, что для подростков важно испытать себя, утвердиться как сильной личности. Именно такую возможность и дают детям походы вообще, а спелеология и альпинизм – особенно. Дальше она писала, что маршрут этот хорошо знает, так как неоднократно сама его проходила. Когда, прочитав все это, Семен Александрович взглянул на списки детей, которые собираются двинуться в романтический путь, он понял: Ольгу Викторовну там просто съедят, в переносном, конечно, смысле. Самые трудные подростки стояли первыми номерами. С одной стороны, Семену Александровичу не хотелось бы запрещать эту поездку: вдруг она даст положительные плоды? Не хотелось терять и такую явно неординарную личность, как Ольга Викторовна. Разве плохо иметь у себя в школе сильного, умного педагога? С другой стороны, директору хотелось подстраховаться: чтобы, кроме Ольги Викторовны, в этот поход пошел еще кто-нибудь из взрослых. Он надеялся, что кто-нибудь из учителей вызовется помочь. Но они сидели с железными лицами, будто в пуленепробиваемых жилетах. В общем, пришлось всю ответственность за решение брать на собственные плечи. Все разошлись.
– Спасибо! – с улыбкой поблагодарила директора Ольга Викторовна, – увидите: я не подведу.
– Надеюсь.

В пути

– Группа у Ольги собралась в 12 человек. И вопреки ожиданию Семена Александровича, со всеми ребятами у Ольги установились прекрасные отношения. Она учила их тому, что сама считала ценным: преодолевать свой страх, спускаясь в темную пещеру; помогать друг другу; терпеть, когда тяжело.
Все же среди ребят нашелся один “провокатор”, который постоянно старался противопоставить себя остальным. Звали его Финик. Вернее, у него было настоящее имя – Дима, но о нем все как-то забыли. Любимой фразой Финика была: “А мне до фени!” Например, Ольга командовала:
– Быстро ставим палатки! Сейчас начнется ливень!
Финик же заявлял:
– А мне до фени! – и нарочно все делал не спеша.
Именно за это “до фени” его и прозвали когда-то Феником. Но поскольку Феник звучало как Веник, что очень обидно, прозвище сменили на Финик.
С Ольгой Викторовной Финик вел почти открытую борьбу, за которой с тихим любопытством наблюдали все остальные.
– Оля-ля! – восклицал он вдруг во время завтрака и был страшно доволен, когда Ольга невольно оборачивалась на звуки своего имени. Тогда Финик делал вид, будто смотрит на небо, и философски повторял:
– Оля-ля! Какое чистое, голубое небо!
Все, конечно понимали, что он хамит. Но Ольга только усмехалась, давая понять, что подобные выходки нисколько ее не задевают. Судя по реакции ребят, это была правильная позиция. Во всяком случае, скоро они перестали вовсе обращать внимание на фокусы Финика. И он ломал голову, что бы еще такое придумать, свеженькое.
В целом атмосфера в группе сложилась удачно: ребята не ныли, с интересом осваивали технику лазания по пещерам, сами распределяли обязанности по походному быту. Ольга уже представляла, как постарается уговорить директора открыть в школе свой турклуб, как фыркнет Раиса Павловна, узнав, что поездка прошла очень хорошо.

Игра ”провокатора”

Все-таки долговязый Финик никак не мог успокоиться! Взял и спилил зачем-то реликтовую сосну. Ольге пришлось долго объясняться с лесниками. Правда, Финик повел себя как джентльмен. Когда появились разъяренные стражи заповедника и спросили, кто старший, Финик героически шагнул вперед:
– Я! Я старший.
Рослый и физически развитый на фоне своих одноклассников, он бы, может, и сошел за старшего, если бы не глупое выражение лица.
– Сейчас я тебе покажу, какой ты старший! – еще больше рассердился лесник.
– Я старшая! – сказала Ольга, и голос от волнения у нее зазвенел.
– Ну ладно пацану… А тебе-то, девочка, не стыдно так со взрослыми шутить? – укоризненно покачал головой мужчина.
Все захихикали. Ольга серьезно посмотрела в глаза леснику.
– Я не шучу, – строго сказала она, – Ольга Викторовна, учитель математики, школа 73, – она протянула руку. Лесник недоверчиво пожал ее. В итоге пришлось заплатить штраф.
– Дурак ты, Финик! – сказали ребята.
– Да что я такого сделал? – заорал он. – Подумаешь, елку спилил!
– Не елку, а реликтовую сосну.
Ольга молча злилась на Финика: надо же так испортить последний день! Глупость какая-то!
Финик чувствовал себя виноватым, понимал, что его игра с хорошенькой учительницей зашла слишком далеко, но не хотел сдаваться, и от этого раздражался еще сильнее.

Главный шаг

Пора было возвращаться. Ольга Викторовна с ребятами стояла на перроне, ожидая поезда. Пустынная маленькая станция хмуро смотрела на людей, словно была недовольна, что они куда-то едут. Ожидание скрашивали песни под гитару. Только Финик демонстративно не пел, а затеял дурацкую возню со своим дружком Пашкой.
– Отстань! – просил Пашка, но Финик только сильнее толкал его в ответ, пока Пашка не бросился за ним в погоню. Финик был счастлив, что немного порушил коллективную идиллию. И втайне надеялся хотя бы на легкое замечание со стороны Ольги Викторовны. Но Ольга с досадой отвернулась: в конце концов, это невыносимо!
Где-то совсем близко раздался гудок поезда. Уже было видно, как к станции приближается синий экспресс. Разъяренный Пашка настиг наконец Финика и пихнул его со всей силы в грудь. Финика отшвырнуло на край платформы, несколько мгновений он пытался удержать равновесие, но не смог и свалился прямо на пути. Ольга с ужасом увидела мчащийся поезд. “Если Финик начнет сейчас вылезать на платформу, ни за что не успеет, его собьет”, – мелькнуло в голове. И тут же Финик стал торопливо карабкаться наверх. Все звуки разом смолкли, и наступила тишина. Страшная тишина, до звона в ушах. Ольга, как на экране, в замедленной съемке видела неумолимо приближающийся поезд, похожий на огромное чудовище, и беспомощного мальчика у него на пути. В тот же миг ее осенило. Она бросилась вниз, прямо на пути, под мчащийся состав. Она успела пихнуть Финика под нависший выступ платформы, прижать его изо всех сил к бетонной стене, и сама вжалась в холодный камень. Мощная волна накрыла их с головой. Сзади гремело, стучало, гудело. Казалось, чудовище так и хочет слизать их своим железным языком. Ольга зажмурилась. Время остановилось, превратившись в вечность. Наконец стук колес унес ветер и свет ударил в глаза. Сверху к ним протянулись десятки рук. Их вытащили на платформу. Ото всюду сбегались люди. Финик был зеленого цвета и все виновато шмыгал носом...

Светлана ФЕДУЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru