ПЕДАГОГИКА ДОРОГ
Летние походы с детьми – сколько о них
уже сказано! И о пользе, и о познавательности, и о
воспитательном значении путешествий... Наверное,
не найдется на свете человека, который поспорил
бы с тем, что путешествовать – полезно. Но есть
одно “но”. Мы живем в эпоху, когда путешествия
для нас, взрослых, все чаще превращаются из
приключения в туристическое мероприятие. В чем
тут разница? А в том, что, перемещаясь из города в
город и даже из страны в страну, мы видим только
то, что готовы увидеть заранее. Мы едем в
“готовые места”, о которых все давно известно, и
нам заранее ясно, куда идти, что посмотреть, где
переночевать... Как писал в древности философ
Сенека своему ученику Луцилию, “что пользы от
перемены мест тому, кто всюду таскает за собой
свои привычки и скуку”.
Однако когда мы путешествуем с детьми, даже самая
обычная туристическая поездка обрастает
приключениями. Становится путешествием. Ведь
дети в отличие от нас еще не знают, что они
“должны” увидеть и почувствовать. И свежесть,
непосредственность восприятия мира
волей-неволей передается взрослым – через
детские вопросы, удивление, растерянность.
Звучит это очень оптимистично, и, казалось бы,
путешествие с детьми – абсолютная идиллия,
лекарство от повседневной усталости и
равнодушия... Да только приключения бывают
разными. И оказывается, почти в каждом таком
путешествии взрослый должен пройти через
испытание, чтобы доказать, что он – взрослый.
Взрослый не потому, что умеет скучать, а потому,
что умеет справиться с трудностями, прийти на
помощь, а иногда даже и совершить поступок,
который по плечу только очень зрелому и
мужественному человеку. Вот оборотная сторона
совместного путешествия с детьми: мы должны
суметь одновременно стать и младше, и взрослее.
Младше – чтобы видеть мир глазами детей. И
взрослее – чтобы уберечь этот мир от беды.
Поэтому, прежде чем отправиться в поход, зададим
себе вопрос: готовы ли мы пройти через такие
испытания? Ведь если мы выходим из дома с детьми,
каким бы близким ни был наш путь, он никогда не
будет туристической поездкой. Он всегда окажется
настоящим путешествием.
Бородино. Своя земля
Чтобы ее почувствовать, мы учимся
перемещаться во времени и пространстве. Чтобы ее
узнать – учимся узнавать себя
Школа узнаваний
Маленькая деревенская школа стоит,
как и положено, посреди зеленого сада. Село
Рождествено – красивое место. Но многое ли знают
о его жизни, его истории наши дети, прожив здесь
десять – двенадцать лет? А место это, историей
богатое, может научить верности, чести и правде.
Здесь хранится память об Отечественной войне 1812
года и Великой Отечественной. Худо было бы пройти
мимо этого.
И мы в очередной раз собираем рюкзаки и
отправляемся в путь, чтобы своими глазами
посмотреть на Бородинское поле, где погиб сын
владельцев усадьбы Рождествено – генерал-майор
граф Александр Иванович Кутайсов, командовавший
в Бородинском сражении всей русской артиллерией.
Ему было двадцать восемь лет, его ждала невеста –
княжна Анастасия Мещерская, да так и не дождалась.
Кутайсов погиб на батарее Раевского. Эти
постоянные рассказы о прошлом, таком для них
далеком и плохо представимом, подействовали на
ребят ошеломляющим образом. Думаю, свое добавила
и жажда подвигов, приключений, геройства. А так –
что им до человека, жившего двести лет назад,
портрет которого они увидели? Но загорелись и с
энтузиазмом стали готовиться к экспедиции.
Рассматривали форму русских и французских войск,
узнавали имена и судьбы полководцев, переживали,
как свои собственные, победы и поражения
русского оружия в той далекой войне 1812 года. С
замиранием сердца слушали почти романтическую
историю основания Спасо-Бородинского монастыря,
поставленного на месте Багратионовых флешей у
деревни Семеновская. И лексикон пополнился
новыми словами – редут, кивер, эполеты,
фельдмаршал, император, Георгиевский крест,
Отечество.
«В игре да в дороге узнают людей», – говорил Даль.
То-то мы все играем да путешествуем с нашими
учениками. И одно из непреложных правил наших
странствий – всегда иметь собственную цель
путешествия и максимально использовать
«образовательные возможности» местности (конечно,
не за один раз, а при каждом посещении все
углубляясь и углубляясь). Так получилось, что в
эту экспедицию поехали в основном мальчишки.
Девочки почти все разъехались на лето. Да
мальчишкам-то и интереснее на поле русской
воинской славы.
Дорога долгая, сложная, они заранее внутренне к
ней привыкают, говоря: “Надо быть ко всему
готовым, не теряться, если что, потерпеть,
помогать друг другу”. По-другому просто нельзя –
пропадешь. Всякий раз, когда мы куда-нибудь едем,
я любуюсь ребятами – как они борются с
усталостью, мгновенным желанием все бросить и
повернуть назад, желанием немедленно есть и пить,
раздражением друг на друга. Школа дороги –
удивительное учебное заведение. Не зря люди
отправляются в дальние дали. Домой они
возвращаются сильно изменившимися. И у наших
ребят тоже эти изменения видны. Почему они все
это преодолевают? Конечно, не последнюю роль
играет желание выглядеть сильным и мужественным,
быть частью дружной команды. Совершенно чудесным
образом в их внутренних глубинах возникает
желание повернуться от себя к другому.
Путешествие получилось удивительным. Я впервые
увидела так ярко, как просыпается в ребенке
чувство своей земли. Не скажу, что в этот
солнечный июньский день в душе у каждого из юных
путешественников вдруг вспыхнуло и осталось
навсегда чувство Родины. Но они глубоко
переживали этот поход. В электричке почти три
часа езды. Олег и Андрей старательно записывают
все наши остановки, Ромка, самый младший, спит,
набирает силы на последний бросок, устав от
бесконечных переходов – автобус, электричка,
метро, опять электричка и потом еще пешком топать
три километра. Настя с Ильей разгадывают
солдатские загадки и пробуют хоть немножко
запомнить лермонтовское “Бородино”. Мы с
Сережей беседуем на животрепещущую тему – зачем
человеку образование, зачем много знать, можно
ведь и так обойтись. Бородино все ближе, уже
попадаются огромные открытые пространства,
перелески, и ребята спрашивают: это уже поле или
нет? Словно бы ищут точку отсчета, с которой
начнется другой, героический мир.
Как унести с собой пространство?
Бородино встречает недостроенной
платформой и разрушенной станцией. На краю
станционного поселка – каменная карта поля,
повторяющая бумажную, которую мы взяли с собой.
Садимся на землю, перекусываем и читаем
воспоминания Федора Глинки, участника сражения.
Пробуем почувствовать то, что чувствовали
солдаты перед битвой. Почти ничего не выходит –
слушают рассеянно. Им хочется впитать в себя все
место целиком – воздух, траву, землю укреплений,
смешать эти новые ощущения с ранее услышанным и
собственными мечтами. Недалеко за поселком видны
первые памятники разным воинским частям,
стоявшим здесь, – литовцам, драгунам, кирасирам,
артиллеристам. Чувствую, дети переменились. Сами
того не ведая, они использовали совершенно
младенческие, самые основательные способы
запоминания нового – пощупать, понюхать, потом
только прочитать и записать. Самый старший,
четырнадцатилетний Андрей, вычитывал все
подписи на памятниках вслух. Остальные обсуждали,
можно ли подойти ближе, чтобы потрогать, или это
не просто памятник, а захоронение, значит,
наступать на землю нельзя. Их движения стали
плавными, спокойными, совсем не стремительными,
какими они бывают дома. Наверное, это самый
подходящий ритм, чтобы успеть рассмотреть,
почувствовать и подумать. Просят идти не по
дорожкам, а прямо по полю, чтобы высокая трава
доставала почти до плеч.
Дошли до Багратионовых флешей. Ребята трогают
руками землю валов, пересыпают в ладонях,
подбирают палочки на память. Может быть, сейчас у
каждого из них внутри разворачивается свой
маленький воображаемый фильм про Бородинскую
битву. И вдруг все разом, взойдя на очередной вал,
решают играть в “царя горы”. Лучшего способа
навсегда запомнить место трудно придумать.
Собственным телом, сбитыми локтями и вымазанными
в траве коленками они упаковывают в тайники
памяти Бородинское поле – берут валы штурмом и
яростно защищаются. Целый час пролетает
незаметно. Берем с собой немного бородинской
земли, чтобы потом дома, в Рождествено, заложить
ее в основание памятника Александру Кутайсову,
который будет стоять на территории усадьбы.
Уходить никто не хочет, норовят полежать,
поваляться еще. Старшие мальчики идут к лесу
срисовывать памятники инженерным войскам.
В монастыре на краю поля тихо, спокойно,
непривычно. Во Владимирском соборе крестят
ребенка. В храме Спаса Нерукотворного,
поставленного игуменьей Марией (Маргаритой
Тучковой) на месте гибели мужа – генерала
Ревельского пехотного полка Александра Тучкова
4-го, двери всегда открыты, но богослужение
совершается редко – только в памятные дни.
Ребята с трепетом заглядывают внутрь.
В монастырском пруду – белые кувшинки. И опять
повторяется ситуация игры в “царя горы”:
хочется брать штурмом укрепления, оставленные в
самом центре монастыря. Но это невозможно –
место такое, это они чувствуют. Мгновенно найден
другой способ “унести место с собой” – ребята
укладываются рядком животами на мостки у пруда,
опускают руки в воду и затихают, иногда лишь
переговариваясь, передавая, видимо, друг другу
свои ощущения. Хочется искупаться, но нельзя.
Мальчишки набирают воду – на память. Идем в домик
игуменьи Марии, потом в собор. Отец Георгий очень
рад увидеть нашу пеструю компанию, весело
благословляет и дарит нам неожиданный чудный
подарок – ведет на крышу собора, на балкон, где
стояли сто лет назад государь император Николай
II, императрица Александра Федоровна, наследник
цесаревич, девочки-царевны. Поле Бородина
разворачивается перед нами во всю ширь. Где-то
там речка Колочь, Огников ручей, батарея
Раевского. Ребята от восторга не могут ничего
сказать. Да и что скажешь? Красота родной земли,
огромные просторы, военная хитрость и мужество
предков напитывают их в этот момент, проникают
целиком. Это состояние невозможно логически
разложить по полочкам. И мы просто молчим и
смотрим, запоминаем, чтобы еще сюда вернуться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|