КРУГ ВОПРОСОВ
Справка о скудных доходах
В РОСРО решили подсчитать, сколько
внебюджетных средств получает образование –
чтобы Министерство финансов щедрее выделяло
бюджетные
26 июня члены Российского
общественного совета развития образования (РОСРО)
обсуждали проблемы финансирования образования в
рамках бюджета 2004 года. Заседание вел Ярослав
Кузьминов, сопредседатель РОСРО, ректор Высшей
школы экономики.
Бюджет образования растет все
медленнее
«Ситуация с бюджетом системы
образования должна быть предметом особого
внимания общественности, – сказал Ярослав
Кузьминов. – Ни с одним другим разделом бюджета
не происходит таких изменений, как с этим».
По предварительным расчетам Министерства
финансов, бюджет системы образования в следующем
году увеличится лишь на 18,7% (в 2003 году рост
составил 22%). Хотя еще недавно, в 1999–2002 годах, рост
бюджета составлял ежегодно 43–49%, а в 2000 году – 82%.
Реально за последний год государственное
финансирование образования увеличилось лишь на
11–12% (остальные средства «съела» инфляция). В 2004
году бюджет системы реально вырастет
соответственно на 9–10%. При этом, по оценкам
специалистов Высшей школы экономики, за счет
бюджетных денег обеспечивается сегодня только 15–25%
потребности в финансировании.
«Мы стоим перед сложным выбором и должны
сформулировать конструктивную позицию, –
заметил Ярослав Кузьминов. – Есть, конечно,
простой выход: сохраняя темпы роста
финансирования, в два раза урезать обязательства
государства. Но что это означает? Сократить
половину бюджетных студенческих мест,
ограничить школьное образование 9 классами в
соответствии с Конституцией? Конечно, это
невозможно. Нам придется выделить точки
концентрации бюджетных ресурсов развития
образования».
«Мы вновь оказались в тревожной ситуации.
Правительство год за годом формирует
инерционный бюджет, не ставя системных задач
развития, – сказал Александр Шишлов,
председатель думского Комитета по образованию.
– Изменения носят косметический характер, и
увидеть перспективы развития страны из этого
бюджета просто невозможно. Правительство
исходит из логики мелочной экономии, представляя
образование как затратную сферу, а не
развивающий общество фактор».
Совпадение позиций
РОСРО, Министерство образования, Комитет Госдумы
и профсоюз почти весь год согласовывали перечень
приоритетных направлений финансирования
системы образования. В результате сложилось
консолидированное мнение практически по всем
вопросам.
Правда, Комитет по образованию предлагает весьма
значительное увеличение дополнительных
расходов на образование (около 50 миллиардов). А
РОСРО и министерство просят скромнее – 18,4
миллиарда; тогда рост бюджета составит 31,7% (реально
соответственно около 20%).
Итак, какие же финансовые приоритеты
провозглашает РОСРО?
Повышение зарплаты (кстати, по словам премьер-министра
Михаила Касьянова, в 2004 году оно не планируется)
– с 1 октября 2004 года в среднем в 1,5 раза по
сравнению с уровнем после 1 октября 2003 года. Это
позволит увеличить зарплату в вузах в 2,6 раза, в
ПТУ и техникумах – в 2,15, в школах – в 1,88 раза. При
условии перехода к отраслевой зарплате это
потребует 7,3 миллиарда дополнительных средств.
На повышение квалификации преподавательских
кадров – еще 125 миллионов рублей (дополнительно 11
тысяч слушателей).
Увеличение адресной поддержки малообеспеченных
студентов (компенсация проезда и питания) – до 15%
стипендиального фонда (цена вопроса – 1,45
миллиарда рублей).
Компьютеризация и техническое переоснащение
вузов – на эти цели потребуется дополнительно 3
миллиарда рублей из бюджета.
Увеличение расходов на совершенствование
информационной базы образования (библиотеки,
Интернет для студентов, финансирование
программы «Развитие единой образовательной
информационной среды» (РЕОИС) в соответствии с ее
паспортом, то есть не 1,5, как в проекте Минфина, а
7,1 миллиарда рублей) – итого 6,6 миллиарда.
Как видим, воздействие в самом деле точечное;
основной пункт – рост зарплаты. От этого пункта
абсолютно невозможно отступать, считают в РОСРО,
Комитете по образованию и Министерстве
образования.
«Министерство образования также видит один из
приоритетов 2004 года в повышении зарплаты в
образовании. Только после него можно вводить
отраслевую систему оплаты», – заявил первый
заместитель министра образования Григорий
Балыхин и предложил за счет бюджетов различных
программ, в том числе ФПРО, профинансировать
закупку противопожарного оборудования в школы –
на 13,5 миллиарда рублей.
Как увеличить эффективность
бюджетных вложений?
«Бюджетное финансирование неэффективно, потому
что нет системного подхода к развитию
образования» – таково мнение Александра
Кондакова, генерального директора ГУП
«Издательство «Просвещение». По его словам,
деньги в образовании тратятся почти впустую, так
как система подготовки рабочих кадров абсолютно
неадекватна рынку труда.
«Правительственная комиссия по оптимизации
бюджетных расходов поставила перед нами задачу
сокращения бесплатных студенческих мест в вузах,
мотивируя тем, что неэффективно оплачивать
учебные места по специальностям, дублируемым
негосударственными вузами», – напомнил Григорий
Балыхин.
«Но это возможно лишь при создании других
механизмов финансирования высшего образования.
У Минфина не должно возникнуть ощущение, что
можно просто арифметически сокращать цифры
приема», – сказал Александр Шишлов.
«Важнейшая функция системы образования, в том
числе высшего, – социализация поколений. Мы
должны балансировать между профессиональным
образованием и образованием социализирующим, –
заявил Ярослав Кузьминов. – Сейчас мы имеем 192
студента на 10 тысяч населения, и хочу заверить, 50
на 10 000 не будет никогда: это крах страны.
Доступное для всех высшее образование – это
достижение общества, и нельзя даже подумать о том,
чтобы существенно сократить число бесплатных
мест в вузах».
Перспективы косвенного
финансирования
Неэффективная трата средств системы образования
сегодня действительно очевидна. Но и федеральная
власть снижает эффективность развития сферы
образования, упуская многие возможности
дополнительных вложений.
«Из года в год мы обсуждаем бюджетную часть
финансирования образования, а ведь основная
часть, по крайней мере в вузах, – внебюджетная, –
сказал Владимир Тихомиров, ректор
Государственного университета статистики,
экономики и информатики. – Чтобы бюджетные
вложения были эффективны, нужно создать
мотивацию для зарабатывания денег самими вузами.
Сегодня такой мотивации не существует».
«Я предлагаю рассматривать бюджет системы
образования не только в традиционном смысле, а с
учетом всех источников, – обратился к коллегам
Михаил Кротов, проректор Санкт-Петербургского
госуниверситета. – В частности, мы должны
обсудить возможность возврата к налоговым
льготам, повышающим уровень финансовой
обеспеченности системы, и сформулировать
решение РОСРО по этому поводу».
С этим мнением согласились все участники
заседания.
РОСРО принял решение составить для министерства
справку о том, сколько внебюджетных средств
зарабатывает образование на всех уровнях.
«Министр финансов Алексей Кудрин постоянно
говорит о том, что система образования
зарабатывает больше всех. Надо выбить этот
ложный тезис из сознания минфиновских
чиновников», – считает Ярослав Кузьминов.
Возможно, детальный разговор о возможностях
самофинансирования системы привел бы к
пересмотру налоговых преференций для системы
образования и вообще к созданию более
благоприятного налогового поля.
В ближайшее время РОСРО направит уточненное
решение по проекту бюджета системы образования
на 2004 год председателю Комитета по бюджету и
налогам Госдумы Александру Жукову.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|