Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2003

Первая тетрадь. Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ

Наталия ИШТРИКОВА

  Справка о скудных доходах

В РОСРО решили подсчитать, сколько внебюджетных средств получает образование – чтобы Министерство финансов щедрее выделяло бюджетные

26 июня члены Российского общественного совета развития образования (РОСРО) обсуждали проблемы финансирования образования в рамках бюджета 2004 года. Заседание вел Ярослав Кузьминов, сопредседатель РОСРО, ректор Высшей школы экономики.

Бюджет образования растет все медленнее

«Ситуация с бюджетом системы образования должна быть предметом особого внимания общественности, – сказал Ярослав Кузьминов. – Ни с одним другим разделом бюджета не происходит таких изменений, как с этим».
По предварительным расчетам Министерства финансов, бюджет системы образования в следующем году увеличится лишь на 18,7% (в 2003 году рост составил 22%). Хотя еще недавно, в 1999–2002 годах, рост бюджета составлял ежегодно 43–49%, а в 2000 году – 82%.
Реально за последний год государственное финансирование образования увеличилось лишь на 11–12% (остальные средства «съела» инфляция). В 2004 году бюджет системы реально вырастет соответственно на 9–10%. При этом, по оценкам специалистов Высшей школы экономики, за счет бюджетных денег обеспечивается сегодня только 15–25% потребности в финансировании.
«Мы стоим перед сложным выбором и должны сформулировать конструктивную позицию, – заметил Ярослав Кузьминов. – Есть, конечно, простой выход: сохраняя темпы роста финансирования, в два раза урезать обязательства государства. Но что это означает? Сократить половину бюджетных студенческих мест, ограничить школьное образование 9 классами в соответствии с Конституцией? Конечно, это невозможно. Нам придется выделить точки концентрации бюджетных ресурсов развития образования».
«Мы вновь оказались в тревожной ситуации. Правительство год за годом формирует инерционный бюджет, не ставя системных задач развития, – сказал Александр Шишлов, председатель думского Комитета по образованию. – Изменения носят косметический характер, и увидеть перспективы развития страны из этого бюджета просто невозможно. Правительство исходит из логики мелочной экономии, представляя образование как затратную сферу, а не развивающий общество фактор».

Совпадение позиций

РОСРО, Министерство образования, Комитет Госдумы и профсоюз почти весь год согласовывали перечень приоритетных направлений финансирования системы образования. В результате сложилось консолидированное мнение практически по всем вопросам.
Правда, Комитет по образованию предлагает весьма значительное увеличение дополнительных расходов на образование (около 50 миллиардов). А РОСРО и министерство просят скромнее – 18,4 миллиарда; тогда рост бюджета составит 31,7% (реально соответственно около 20%).
Итак, какие же финансовые приоритеты провозглашает РОСРО?
Повышение зарплаты (кстати, по словам премьер-министра Михаила Касьянова, в 2004 году оно не планируется) – с 1 октября 2004 года в среднем в 1,5 раза по сравнению с уровнем после 1 октября 2003 года. Это позволит увеличить зарплату в вузах в 2,6 раза, в ПТУ и техникумах – в 2,15, в школах – в 1,88 раза. При условии перехода к отраслевой зарплате это потребует 7,3 миллиарда дополнительных средств. На повышение квалификации преподавательских кадров – еще 125 миллионов рублей (дополнительно 11 тысяч слушателей).
Увеличение адресной поддержки малообеспеченных студентов (компенсация проезда и питания) – до 15% стипендиального фонда (цена вопроса – 1,45 миллиарда рублей).
Компьютеризация и техническое переоснащение вузов – на эти цели потребуется дополнительно 3 миллиарда рублей из бюджета.
Увеличение расходов на совершенствование информационной базы образования (библиотеки, Интернет для студентов, финансирование программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС) в соответствии с ее паспортом, то есть не 1,5, как в проекте Минфина, а 7,1 миллиарда рублей) – итого 6,6 миллиарда.
Как видим, воздействие в самом деле точечное; основной пункт – рост зарплаты. От этого пункта абсолютно невозможно отступать, считают в РОСРО, Комитете по образованию и Министерстве образования.
«Министерство образования также видит один из приоритетов 2004 года в повышении зарплаты в образовании. Только после него можно вводить отраслевую систему оплаты», – заявил первый заместитель министра образования Григорий Балыхин и предложил за счет бюджетов различных программ, в том числе ФПРО, профинансировать закупку противопожарного оборудования в школы – на 13,5 миллиарда рублей.

Как увеличить эффективность бюджетных вложений?

«Бюджетное финансирование неэффективно, потому что нет системного подхода к развитию образования» – таково мнение Александра Кондакова, генерального директора ГУП «Издательство «Просвещение». По его словам, деньги в образовании тратятся почти впустую, так как система подготовки рабочих кадров абсолютно неадекватна рынку труда.
«Правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов поставила перед нами задачу сокращения бесплатных студенческих мест в вузах, мотивируя тем, что неэффективно оплачивать учебные места по специальностям, дублируемым негосударственными вузами», – напомнил Григорий Балыхин.
«Но это возможно лишь при создании других механизмов финансирования высшего образования. У Минфина не должно возникнуть ощущение, что можно просто арифметически сокращать цифры приема», – сказал Александр Шишлов.
«Важнейшая функция системы образования, в том числе высшего, – социализация поколений. Мы должны балансировать между профессиональным образованием и образованием социализирующим, – заявил Ярослав Кузьминов. – Сейчас мы имеем 192 студента на 10 тысяч населения, и хочу заверить, 50 на 10 000 не будет никогда: это крах страны. Доступное для всех высшее образование – это достижение общества, и нельзя даже подумать о том, чтобы существенно сократить число бесплатных мест в вузах».

Перспективы косвенного финансирования

Неэффективная трата средств системы образования сегодня действительно очевидна. Но и федеральная власть снижает эффективность развития сферы образования, упуская многие возможности дополнительных вложений.
«Из года в год мы обсуждаем бюджетную часть финансирования образования, а ведь основная часть, по крайней мере в вузах, – внебюджетная, – сказал Владимир Тихомиров, ректор Государственного университета статистики, экономики и информатики. – Чтобы бюджетные вложения были эффективны, нужно создать мотивацию для зарабатывания денег самими вузами. Сегодня такой мотивации не существует».
«Я предлагаю рассматривать бюджет системы образования не только в традиционном смысле, а с учетом всех источников, – обратился к коллегам Михаил Кротов, проректор Санкт-Петербургского госуниверситета. – В частности, мы должны обсудить возможность возврата к налоговым льготам, повышающим уровень финансовой обеспеченности системы, и сформулировать решение РОСРО по этому поводу».
С этим мнением согласились все участники заседания.
РОСРО принял решение составить для министерства справку о том, сколько внебюджетных средств зарабатывает образование на всех уровнях.
«Министр финансов Алексей Кудрин постоянно говорит о том, что система образования зарабатывает больше всех. Надо выбить этот ложный тезис из сознания минфиновских чиновников», – считает Ярослав Кузьминов.
Возможно, детальный разговор о возможностях самофинансирования системы привел бы к пересмотру налоговых преференций для системы образования и вообще к созданию более благоприятного налогового поля.
В ближайшее время РОСРО направит уточненное решение по проекту бюджета системы образования на 2004 год председателю Комитета по бюджету и налогам Госдумы Александру Жукову.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru