Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
СРЕДА ОБИТАНИЯ 

А.ВОЛКОВ

Кто съел рыбу?

Кризис рыбного хозяйства – это кризис нашего мышления. Рыбу давно пора разводить

Так, что там с рыбой? Численность более половины видов промысловых рыб резко сократилась. Ее «переловили». Современные средства рыбной ловли обрекают многие виды рыб на вымирание. Подчистую вылавливаются не только крупные особи, но и молодняк. Впрочем, слово «крупные» скоро будет лишним.
Массовый отлов рыбы влияет даже на ее эволюцию. Американские зоологи Дэвид Коновер и Стивен Мунк поставили такой опыт: запустили в бассейн тысячу взрослых рыб, а затем выловили оттуда всех, кроме сотни самых маленьких рыбешек. Потом так же проредили их потомство и еще три следующих поколения рыб. Опыт показал, что со временем популяция рыб при таких методах ловли становится все мельче. Сами же рыбы растут медленнее. Сети, заброшенные в море, проводят принудительную селекцию.
Задолго до ученых подобный опыт поставили, например, рыбаки Ньюфаундленда. У берегов этого острова была богатейшая рыбная банка. Здесь ловили треску. Со временем уловы стали мельчать, а в начале 90-х и вовсе почти прекратились. Вот уже лет десять, как рыбаки ждут, а треска все не возвращается.
Похожая картина складывается и в других местах, где кишела рыба. Человек долгое время был скромным добытчиком в царстве морском. Все изменилось недавно, лет сорок–пятьдесят назад, когда он взялся завоевывать это царство. Тогда в арсенале рыбаков появилась новейшая техника ВМФ.
С помощью эхолотов они выслеживали в мутных глубинах моря стаи рыб, и неводы их приносили не траву морскую, но богатый улов. Ультразвуковые приборы позволяли оценить размеры возможной добычи – вот она и современная «селекция». Электронные средства навигации помогали подойти к косяку с точностью до двадцати метров. Измерения, сделанные со спутника, показывали распределение температуры в море, а как известно, разные виды рыб любят кто воду похолоднее, кто потеплее. Можно было выбирать добычу.
Так море стало прозрачным. Виды рыб, размеры стай, их местоположение – все стало видно как на ладони. Эта техника, образно говоря, позволила рыбакам подойти к добыче в упор. Представьте себе стрелка, вставшего в шаге от мишени и метящего в десятку! Попадет, пробьет. А если еще и пушку подкатит вместо того, чтобы целиться из пистолета? Современные сети – это «снаряды» очень крупного калибра. В рыболовный трал провалится целый футбольный стадион, ведь размеры трала – 170х110 метров. Как подсчитали экологи, в подобной сети уместятся двенадцать самолетов типа «Боинг-757».
Доходит до смешного. По оценкам экспертов, ежегодно на оснащение рыболовных судов во всем мире тратят около 120 миллиардов долларов. В то же время совокупный годовой улов оценивается в 70 миллиардов долларов. Как видите, многие флотилии, кормящие нас рыбой, сами неумеренно кормятся дотациями.
Впрочем, оценивать приходится на глазок. В последний раз эти флотилии пересчитывали в 1992 году. Тогда, суммируя хлипкие рыбачьи лодки с восьмисоттонными траулерами, насчитали около 1,2 миллиона рыболовных судов. Более точно известно, что под флагом ЕС плавает почти 100 тысяч рыболовных судов. Их улов составляет сейчас шесть-семь миллионов тонн в год. Всего же мировой улов достиг уже к началу 90-х годов 75 миллионов тонн рыбы ежегодно.
Особенно страдают рыбы, живущие на глубине до 500 метров. Если численность стай восстанавливается медленно, то данный вид постепенно исчезает.
Так получилось, например, с перуанскими анчоусами. Их скоро будут ловить с тем же успехом, как мы сегодня – карасей. С 1990 года пошли на убыль уловы сардин. Не слишком хороши дела и у спутницы четвергов нашей молодости – трески. Было время лет двадцать назад, и в «рыбные дни» она вплывала в каждую столовую. Теперь в дни эти живем под другим девизом и с треской встречаемся редко. Ведь если выловить половину поголовья трески, то на восстановление уйдет от двух до пяти лет. Ей и времени такого не дают «отдышаться» и вылавливают побольше половины.
В поисках стоящей рыбы снижают планку требований. Ловят, что помельче, лишь бы общий вес сдать. Раньше на таких рыбок и внимания не обращали, теперь все они – «ценный объект промысла». Траулеры уже не «бороздят» море, а методично перепахивают его. После них – тот потоп, когда ни одна рыба не рассечет хлябь морскую. Пустеет Северное море. Плавают отдельные особи и смотрят, наверное, по сторонам удивленно: «А где же рыба?»
А ее непросто увидеть и вдали. Поредели рыбьи стаи у берегов Сенегала, стало меньше рыбы у берегов Мавритании, где испанцы и португальцы еще вылавливают по полмиллиона тонн добычи в год – в тридцать раз больше туземцев. Для жителей побережья, кормившихся испокон веков своим промыслом, теперь надо завозить продукты. Так что не мы одни, может быть, в разгар рыбалки бредем в магазин подкормиться! А ведь за счет рыбного промысла обеспечивается около шести процентов мирового производства белка и около четверти – животного белка (если учесть, что рыбной мукой кормят домашний скот). В Африке, например, около двадцати процентов потребляемого животного белка дает именно рыба, а в Юго-Восточной Азии – и вовсе 55 процентов. В некоторых регионах рыба остается единственным источником пищи животного происхождения. Подсчитано, что в развивающихся странах в начале 1990-х годов рыбным промыслом занимались примерно 16 миллионов человек, а с учетом их домочадцев этот промысел кормил десятки миллионов человек. Спеша выловить всю рыбу подчистую, промышленно развитые страны обрекают целые регионы планеты, жившие традиционной рыбной ловлей, на катастрофу.
Начатое рыбаками подчас довершают беспозвоночные животные. Так, по вине медузы Mnemiopsis leidyi резко сократилась добыча рыбы в Черном и Азовском морях. Эта прожорливая медуза, расплодившаяся здесь в огромном количестве, является пищевым конкурентом рыб. Кроме того, она питается икрой и личинками рыб. В 1995 году эта медуза была замечена и в иранской акватории Каспийского моря. В 2000 году уже лишь пятая часть Каспия оставалась свободна от Mnemiopsis leidyi. С ее распространением здесь тоже скудеет промысел рыбы. Так, иранские рыбаки выловили в 1999 году 82 тысячи тонн рыбы, а в 2001 году – всего 42 тысячи тонн.
Кризис рыбного хозяйства – это кризис нашего мышления. Тем печальнее его наблюдать, что выход из положения наши предки нашли еще тысячи лет назад. Представьте себе, что было бы с животноводством, если бы все стада коров и овец в одно лето поголовно пустили под нож? Животных разводят впрок, на будущее. И рыбу надо разводить!

Лидеры мировой рыболовной промышленности
(по данным на 2002 год)

По объему годового улова лидируют следующие страны:

1. Китай.
2. Перу.
3. Япония.

Самые большие любители рыбы...(по данным на 2002 год)...живут в следующих странах:

1. Мальдивские острова – 153,4 килограмма рыбы на человека в год.
2. Исландия – 91,1 килограмма.
3. Кирибати – 78,6 килограмма.
4. Япония – 70,6 килограмма.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru