НАУЧНЫЙ ФАКТ
ПРОЕКТЫ
Луна на продажу
Уже через 15 лет на Луне может появиться
международная космическая станция
Итак, мы будем говорить о лунной пыли. В
60-е годы покорение Луны было символом
национального престижа. Две сверхдержавы –
Советский Союз и США – вели напряженную гонку,
стремясь первыми высадить на Луне своих
космонавтов. Gloria transit – слава проходит. Ее блеск
тускнеет. Теперь считаются не славой, а деньгами.
Большими деньгами! В ближайшие десятилетия
американские фирмы намерены организовать добычу
полезных ископаемых на Луне. Сперва туда
отправятся роботы, а потом в лунные фактории
ступит нога «астронавтов» нового поколения –
шахтеров, бизнесменов, колонистов. Любимые
сокровища романтиков – лунные камни – будут
брошены в топку мировой экономики. Пока наука
сводит теорию с гипотезой, желтый лунный кружок
разграфлен на дебет и кредит. Уже после 2015 года на
Луне, очевидно, появится международная
космическая станция. Начнется эпоха освоения
«седьмого континента» Земли.
Опыт советских «луноходов» пригодился
только на Западе
О Луне вспоминают люди, менее всего
склонные к широким жестам и утопическим планам,
– бизнесмены. Для них Луна – не красное словцо на
первых страницах газет; для них Луна –
чрезвычайно выгодное предприятие. Целый ряд фирм
уже разработали конкретные планы финансирования
коммерческих лунных экспедиций, которые обещают
окупить все расходы.
Наибольшую активность проявляют фирмы «LunaCorp» и
«Applied Spasе Resources» (ASR). План последней так прост, что,
вполне возможно, сбудется. Она намерена
запустить на Луну зонд, собрать коллекцию камней
и доставить их на Землю, где по кусочкам продать
втридорога. Лунные камни пользуются немалым
спросом.
Это показал, например, аукцион «Сотбис»,
проведенный в 1993 году в Нью-Йорке. Тогда с торгов
ушел камушек, привезенный на Землю астронавтами.
Каждый грамм лунной породы обошелся покупателю в
22 тысячи долларов.
Семь лет спустя пылинка с Луны – крупица весом в
один грамм – была продана за 30 тысяч долларов. Ее
аукционная стоимость в три тысячи раз превысила
цену на золото.
Известен также случай, когда за один лунный
камень заплатили 68 миллионов долларов. Это
абсолютный рекорд подобных покупок.
Сбор камней на Луне – дело, проверенное временем.
Еще в 1960–1970-е годы советские автоматические
станции серии «Луна» регулярно доставляли на
Землю образцы лунного грунта. Рыночная стоимость
этой коллекции равнялась бы сегодня многим
миллионам долларов. Однако тогда все это
делалось не в коммерческих, а в научных целях.
Исследования увенчались рядом открытий.
Так, по содержанию радиоактивных изотопов ученые
определили возраст лунных пород – он оказался
близок возрасту Земли.
Выяснили, чем различаются материки и моря на
Луне.
Отметили, что моря возникли из-за мощных лавовых
излияний, вызванных падением небольших
астероидов.
Оценили, когда образовались крупнейшие лунные
моря.
Исследования Луны с помощью автоматических
аппаратов достигли своей кульминации в 1970 году,
когда советская станция «Луна-17» доставила в
Море Дождей «Луноход-1». Через три года в Море
Ясности был доставлен другой самоходный аппарат
– «Луноход-2». Оба робота исследовали лунный
грунт и передали на Землю сотни тысяч
изображений.
Однако в то время эти сенсационные экспедиции не
были по-настоящему оценены в западных странах, а
сейчас их и вовсе забыли у нас. Когда-то мы
говорили с соседней планетой на языке новой
техники. Теперь разучились «складывать
простейшие слова». Наше место заступили другие.
На посеянном нами опыте они не прочь пожать
плоды. Современные покорители Луны –
«конкистадоры лунных концессий» – только
мечтают о том, как достичь того, что в СССР
когда-то превратилось в рутинную работу.
Титанические усилия по добыче титана
Поиск льда на Луне – дело не только
научное, но и коммерческое. Если выяснится, что
запасы замерзшей воды велики и их хватит для
многих колонистов, тогда Луна превратится в один
огромный рудник – новую сокровищницу нашей
планеты.
По популярной сейчас теории, Луна возникла около
четырех миллиардов лет назад, когда Земля
столкнулась с планетой размером с Марс. Тогда от
нашей планеты оторвался огромный кусок и стал ее
спутником – Луной. Раз уж она порождена «из
нашего ребра», то содержит те же самые полезные
ископаемые, что и земные недра.
Американский зонд «Галилео», запущенный в
середине 90-х годов к Юпитеру, показал, что Луна
нашпигована рудами металлов. Здесь есть большие
залежи железа, алюминия, металлов платиновой
группы, а также титана – металла довольно
редкого на Земле и потому дорогого.
Последняя новость заинтересовала американскую
компанию «Аrtemis Sciety». Она намерена – если,
конечно, найдет мощных спонсоров – еще до конца
этого десятилетия начать подготовку к созданию
первой колонии на Луне. Уже на этом этапе можно
было бы заработать деньги. Так, проект
строительства станции мог бы лечь в основу
сценария фильма. Почему бы попутно не продать
права на эту идею Голливуду? Эксклюзивные
репортажи нынче в моде, мы об этом говорили.
Когда лунная колония будет построена, начнется
добыча титана. Что дальше? Будем ждать вереницы
ракет, черпающих «по мешочку руды»? Так столетия
назад европейцы слали в южные моря корабли,
привозившие пряности, что стоили на вес золота.
Не слишком ли дорого обойдется любая руда?
Вот почему в последнее время большой интерес
вызывает идея электромагнитной катапульты,
которая действовала бы по принципу магнитной
железной дороги. С помощью такой катапульты
можно было бы переправлять в сторону Земли тонны
титана и других ценных металлов. Здесь, на
околоземной орбите, эти куски руды собирали бы
посланные сюда корабли-челноки.
Другим выгодным проектом, по мнению
руководителей фирмы «Аrtemis Sciety», мог бы стать
космический туризм. С самых первых полетов на
Луну надо брать пассажиров. Уже строительство
Международной космической станции показало, что
без прихотей меценатов – людей, которым деньги
не дороже сентиментального взгляда на Землю со
стороны, – в космосе, покинутом «политическими
игроками», не обойтись.
На Луну притязает третья сила
В 60-е годы программа «Аполлон» немало
выиграла от борьбы двух сверхдержав. Тогда, чтобы
доказать американское превосходство в космосе,
никаких денег было не жаль. Перед славой все
деньги меркли. Теперь другая ситуация. Теперь
ничего никому не надо доказывать. Так неужели,
кроме предполагаемых спонсоров да добытчиков
титана, никому не нужны полеты на Луну?
Неожиданно в затихший спор сверхдержав
вмешалась третья сила.
Некоторое время назад Европейское космическое
агентство (ESA) оценило перспективы таких полетов.
Выяснилось, что они не так уж плохи. Политики,
например, и теперь не прочь украсить пыльные
дорожки Луны своими флагами и вымпелами. Так что
на финансирование можно надеяться.
Лунная программа ESA рассчитана на двадцать лет.
Первые десять лет понадобятся на разработку
новых технологий. Успехи «Аполлона» – это
прошлое космонавтики. Теперь лунные победы надо
планировать заново – с учетом всех чудес
техники, явленных нам в последнюю четверть века.
И вот начинается вторая часть программы. В
течение десяти лет два раза в год на Луну будут
отправлять очередную партию астронавтов. Их
транспортом станет корабль-челнок. На Луне
вырастет своя колония с жилыми модулями,
лабораториями, цехами и складами. Строения будут
собраны из таких же модулей, что и МКС.
Планируется соорудить электростанцию и наладить
добычу кислорода из лунной породы. Всего за
десять лет на Луне побывают 80 человек. Они
доставят туда до 25 тонн груза.
Подобные планы окрыляют ученых. Сколько
экспериментов можно провести в невесомости за
эти годы! К тому же, как ни велик размах этих
планов, цена их все же приемлема. По расчетам, на
эту программу придется выделять каждый год по 2,5
миллиарда долларов.
Разумеется, ни одна страна не осилит такой проект
в одиночку. Тут будет кстати опыт создания МКС.
Космос – не зона влияния США, России или Японии.
Космос, как Антарктида, – наша общая территория,
которую, как мы убедились в последние годы, надо
осваивать совместно. Для этой цели было создано
«Lunar Explоration Society» (Lunex) – «Общество исследования
Луны». В него вошли достаточно известные люди,
например, ученые из NASA и ESA, а также бывшие
астронавты. Их задача – убедить космические
ведомства разных стран в том, что пора
совместными усилиями осваивать Луну.
Председатель этого общества Бернхард Фоинг
работает в Европейском центре космических
исследований и технологий в Нордвийке
(Нидерланды). Он руководит проектом «SMART-1» –
первым проектом общества «Лунекс». В октябре 2003
года небольшой зонд «SMART-1» вместе с двумя
японскими зондами облетит Луну и исследует ее с
помощью рентгеновских и инфракрасных зондов.
Позднее он высадит на Луну несколько самоходных
аппаратов, которые примутся ее изучать.
Итак, планируется, что после 2015 года на Луне
появится постоянная база астронавтов. Возможно,
ряды международного общества пополнят
космонавты из Индии и «тайконавты» из Китая. Ведь
обе эти страны заявили недавно, что хотят
запускать в космос пилотируемые корабли. Быть
может, со временем они тоже направят на Луну
своих посланцев.
Времена меняются на глазах. Следуя режиму
экономии, руководители НАСА намерены отдать
исследование Луны на откуп частным коммерческим
фирмам. Не случайно нам пришлось так тщательно
перебирать возможные резоны, что побудят эти
фирмы развивать космонавтику. А вот на новую
государственную «лунную программу» в тех же США
все труднее рассчитывать. Престиж давно
завоеван. Пришло время думать о реальных целях
космонавтики. Так ли нужно сейчас пребывание
человека на орбите и участие его в лунных
экспедициях? Недавняя авария «Шаттла-Колумбии»
дала властям повод и вовсе прекратить на
некоторое время дорогостоящие пилотируемые
полеты.
Россия, другой лидер мировой космонавтики, в
ближайшие годы, очевидно, будет заниматься лишь
строительством МКС и поддержкой ее в рабочем
режиме.
Теперь завоевывать престиж будут другие страны.
Очевидно, что наряду с частными фирмами лунную
гонку возглавят именно эти новички космонавтики.
Специалисты полагают, что к концу десятилетия
вперед может вырваться Япония. Свои лунные
программы есть также у властей Индии и Китая. В
частности, китайцы намерены доставить к 2010 году
на Луну свою собственную экспедицию на корабле
«Шэньчжоу» («Божественное судно»). Возможно,
первый пилотируемый полет китайского корабля
состоится уже в этом году.
А вот что будет, когда угаснет энтузиазм и
кончатся лишние средства у этих неофитов
космической веры? Нам остается лишь с надеждой
следить за первыми, пока еще робкими попытками
коммерческого освоения космоса. Ведь только
прямая выгода позволит продолжать и даже
расширять исследования. Иначе первый же мировой
экономический кризис заставит нас на какое-то
время отказаться от полетов в космос, как
климатический кризис позднего средневековья –
вековое похолодание – помешал викингам
осваивать Америку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|