СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Летом в деревне у всякого находится
дело. И кажется неискушенному человеку, что
только на земле и сосредотачивается сейчас
внимание сельского жителя, взрослого и ребенка.
Но оказывается, летнее время может быть и
временем размышлений о том, как реально можно
изменить жизнь местного сообщества, какую роль в
этом процессе играет деревенская школа. Именно
летом, когда сельская жизнь кипит, когда особенно
видны взаимосвязь и взаимозависимость всех
живущих в деревне людей, становится ясно, что
нельзя улучшить жизнь только в пределах
школьного двора. Но коль скоро на сельскую школу
ложится бремя воспитания всего села, имеет смысл
воспринять это не как бремя, а как сигнал к
развитию. И тогда может возникнуть такая
последовательность действий, вырастающая в
настоящую стратегию возрождения деревни:
обустроить школьную площадку, озеленить улицу,
очистить реку на краю села и даже соединить
усилия школ из разных поселков и деревень, чтобы
можно было осуществлять и более серьезные
проекты.
Зоя ХАЛЮТА,
директор Нововаршавской гимназии
п. Нововаршавка, Омская область
Уроки места и времени
Деревенский уклад может стать главным
образовательным и воспитательным фактором, если
школа научится не отвлекать детей от
повседневной жизни, а наоборот, использовать
каждую ее подробность для развития ребенка
Село, поселок, деревня могут оказаться
для ребенка, живущего здесь, настоящим «сельским
университетом», если, конечно, и сами местные
взрослые рассматривают это пространство как
нечто большее, чем место жительства. Причем,
говоря о сельском университете, мы имеем в виду
не только приобретение навыков хозяйствования
на земле, безусловно необходимых, но и воспитание
у детей желания облагораживать, даже
преобразовывать действительность, активно
включаться в жизнь местного сообщества. Педагоги
Нововаршавской гимназии строят на этом целые
образовательные проекты, справедливо считая
поселок богатой образовательной средой, которая
может сориентировать детей да и родителей на
созидание, на устроение жизни местного
сообщества приложением собственных усилий. Надо
только суметь разглядеть имеющиеся возможности.
В семейных «гнездах»
В селе чужих детей не бывает, это давно
известно. И до сих пор сохраняется во многих
местах традиционное отношение ко всякому
взрослому как к потенциальному воспитателю.
Может быть, еще и поэтому семейственность,
«гнездовость» сельского бытия – одна из
важнейших ценностей для нас.
Много лет проходят в поселке дни семьи, которые
всегда помогают выстраивать мостик между школой,
домом ребенка и всем местным социумом. В нынешнем
году он проходил в «семейных гнездах», домах, где
живут уважаемые, благополучные семьи наших
односельчан. Каждый класс определял заранее,
какая семья сможет принять к себе ребят на целый
день. И подростки с удовольствием примеряли на
себя роли гостей (а в деревне это жизненно важное
искусство – хождение в гости, умение вести
беседу, без этого умения человек словно бы
выпадает из сообщества). Готовили в подарок
песни, поделки, памятные фотографии. Может
показаться, что ничего особенно педагогического
в этом «хождении в гости» нет, но эти уроки в
семьях действительно воспитывают наших ребят,
тонко и незаметно, на уровне ощущений и
переживаний. Воспитывает сам дух дома, отношения
в семье, которые видят ребята.
Для многих эти уроки не только по-новому
открывают соседей-односельчан, но и становятся
дорогой в чужую, незнакомую культуру. У нас в
поселке много потомков переселенцев – казахов,
немцев, приехавших сюда давным-давно в поисках
лучшей жизни. И в рассказах стариков история,
бывшая до этого книжной наукой, становится живой
реальностью соседской жизни. В одной казахской
семье ребят поили по-особому заваренным чаем,
давали примерить национальную одежду,
рассказывали свою родословную до четырнадцатого
колена. Это не может не действовать на ребенка,
подростка, особенно если сам он принадлежит к
другой культуре. Он как минимум удивится,
восхитится. А удивление всегда способствует
развитию личности. В другой семье показывали
строящийся дом, рассказывали о процессе стройки.
А как же счастливы были те ребята, которые
помогают строить этот дом! Ребенок-строитель
сильно все-таки отличается от
ребенка-потребителя. Это созидательное
отношение к жизни закрепляется не только
подобными уроками-встречами с настоящими
хозяевами, хранителями своей культуры.
От уважения к истории семьи, к домашним ценностям
легко сделать следующий шаг к заботе о мире
вокруг дома, о собственной улице. Такими
постепенно расширяющимися смысловыми кругами
удерживается внимание наших детей к жизни
поселка, желание участвовать в его
благоустройстве. Кстати, на основе этих уроков в
гимназии выпущена книга «Общественно-семейная
педагогика».
Чья это улица?
В этом году происходил еще один цикл
занятий с условным названием «На завалинке». Это
ведь целый мир отношений – сельская улица, не
менее богатый в воспитательном смысле, чем
атмосфера деревенского дома. Дети учатся
вглядываться в «околодворное» пространство,
учатся воспринимать простой палисадник как
место для воплощения творческих замыслов, как
лабораторию красоты. Около одного двора –
спортивная площадка, где собираются от мала до
велика, у другого дома – детская песочница, где
также всем хватает места, далее – прекрасный
мини-парк со скамейками, цветочные клумбы,
удобные лавочки. Около таких домов всегда людно.
И дети невольно сравнивают все со своими дворами
и стремятся их своими силами облагородить,
привести в порядок, украсить, повесив хотя бы
простенькие качели, но для всей улицы, а не только
для младшего брата.
Когда дети так настроены, когда они привыкли
вмешиваться в жизнь поселка, не разрушая, а
создавая новое, нужное всем, учителям остается
только бережно поддерживать детские инициативы
и помогать в их осуществлении. Вот, например,
летняя практика. Раньше в течение многих лет
учителя заранее находили объекты приложения
детских сил и ставили ребят перед фактом. Те,
конечно, трудились с удовольствием. Все-таки
сельские дети умеют работать. Но теперь ситуация
изменилась. Дети сами находят объекты для работы,
более того, проведя разведку, разрабатывают
целые проекты, чтобы это было не одноразовое
действо, а действительно настоящая работа, после
которой то или иное место в поселке оказывается
облагороженным, как бы подаренным всем людям. В
этом нам очень помогает районная служба
занятости. По распоряжению губернатора области
созданы трудовые отряды подростков на лето,
ребята могут заработать пусть небольшие, но
собственные деньги. И в нашем поселке это
выглядит как действия настоящей маленькой
трудовой армии. Ребята двенадцати–шестнадцати
лет с восьми утра разъезжают на велосипедах по
своим «рабочим адресам», вооруженные лопатами,
граблями, ведрами. Основная работа, как правило,
уборка мусора в местах отдыха и благоустройство
территории вокруг больницы, вокзала, помощь
строящемуся храму. Сажают и стригут деревья,
оборудуют детские площадки, на которых потом с
удовольствием собирается местная малышня.
Главное, они сами ходят по селу и ищут, что можно
сделать для односельчан. А мы им говорим:
«Смотрите, ваша работа на виду». Бывает, что и
снимаем на видео для местного телевидения. И
ребята по-настоящему стараются.
Трудовая жизнь, общение со взрослыми –
носителями созидательного опыта, образцы
по-настоящему творческого отношения к жизни –
все это становится содержанием образования в
сельской школе. «Университет сельской жизни»
состоит из многих институтов – института семьи,
института власти, института народной культуры,
института внешних связей, института
попечителей… И они, эти институты, возникают по
мере жизненной значимости для конкретной
территории, сельского сообщества, времени. В этом
мы видим возможность сохранения и развития
сельского образа жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|