ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ
Высшие учебные заведения оказались
невольными участниками широкомасштабного
эксперимента Министерства образования.
Насколько они готовы выполнить свою роль? Как
собираются работать в условиях абсолютного
единообразия и единоначалия?
В МГИМО – без экзаменов?
Похоже, один из самых престижных
российских вузов в поисках талантливых
студентов тоже делает ставку на олимпиады
Пока большинство педагогов и родителей
гадают, как изменятся условия приема в вузы после
завершения эксперимента с ЕГЭ, некоторые высшие
учебные заведения создают собственные способы
поиска талантливых студентов в российской
глубинке. Так, недавно Московский
государственный институт международных
отношений провел первую в своей истории
олимпиаду по отечественной истории среди
учеников школ Волгоградской области. По условиям
олимпиады три победителя получали право быть
зачисленными на факультет международных
отношений (МО) этого престижного вуза без
вступительных экзаменов.
Волгоградская область не случайно стала
местом проведения этой уникальной олимпиады.
Выбор региона связан с 60-летием Сталинградской
битвы. Дело в том, что отечественная история
является ведущим предметом при поступлении на
МО, так что исторические даты закономерно стали
ориентирами для инициаторов и устроителей этой
олимпиады – ректората МГИМО и Волгоградского
областного комитета по образованию.
Олимпиада проходила в два тура. Первый тур –
местный, его проводило волгоградское жюри.
Главным заданием этого этапа была письменная
работа по теме “Моя семья в ХХ веке”. По замыслу
организаторов, работа над этой темой должна была
показать, какое значение исторические события
имеют для конкретного человека. Одним из
критериев было наличие аргументированных
обобщений, основанных, например, на материале
семейных архивов.
На олимпиаду приглашались все школьники области.
В первом туре соревновались 350 человек, из
которых 63 вышли во второй тур. Но только 58 из них
стали финалистами заключительного этапа
олимпиады, остальные не смогли приехать из-за
наводнения.
В состав конкурсной комиссии второго тура вошли
три представителя МГИМО и шесть – Волгоградской
области.
Структурно второй тур состоял из двух частей:
эссе и тестовых заданий.
Тема эссе на первый взгляд может показаться
конъюнктурной – “Санкт-Петербург в истории
России”. Но на самом деле у организаторов был
свой замысел: проверить знания по истории России
по крайней мере за период трех последних
столетий, а также дать возможность детям
сопоставить роли Ленинграда и Сталинграда в
Великой Отечественной войне.
Эссе, по мнению председателя оргкомитета
олимпиады профессра МГИМО Виктории Уколовой,
позволяет оценить личностные качества ученика:
насколько он способен собраться и проявить себя
в ситуации интеллектуального напряжения.
Работая над эссе, ученик получает возможность
проявить способность к творчеству,
самостоятельному мышлению. Это чрезвычайно
ценные качества для будущего дипломата, но их
невозможно проверить с помощью тестов.
Объективность, к которой стремятся разработчики
тестов, достижима только при проверке
фактических знаний, но не при оценивании
мыслительных способностей.
И все же тесты были включены в олимпиаду и
сделано это было потому, что сейчас российские
школы сориентированы на подготовку
к единому экзамену. Правда, в сравнении с
заданиями ЕГЭ тесты, составленные педагогами
МГИМО, сложнее. Они были устроены таким образом,
чтобы проверить не только фактические знания, но
и аналитические способности, развитие
исторического мышления.
Результаты олимпиады получились весьма
показательными. Оказалось, что большинство
учеников лучше выполняли задания на
воспроизведение знаний и оказывались в
затруднительной ситуации там, где требовалось
умение рассуждать, находить
причинно-следственные связи. Особенно это было
видно при проверке тестов. Средняя оценка в
тестовых работах была 7 баллов при 18
максимальных.
На общем фоне явно выделились работы трех
молодых людей. Вот их имена: ученик 11 “А” класса
средней школы № 5 поселка Михайловка Виталий
Косымсков, ученик 11 “А” класса средней школы № 33
Дзержинского района Волгограда Алексей Шагалов,
ученик 11 “Г” класса МОУ СОШ № 37 города Волжский
Михаил Степанов. Фактически эти ребята уже
студенты МГИМО.
В целом же у всех членов оргкомитета осталось
хорошее впечатление от олимпиады.
Теперь у руководства МГИМО появилось желание
продолжить волгоградский опыт в других регионах
России.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|