ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Один из «ветеранов» ЕГЭ – Самарская
область. Здесь единый экзамен проводится уже три
года. В нем участвуют больше выпускников, чем в
любом другом регионе России. И тестирование
проводится по максимально возможному набору
учебных предметов. В 2003 году представители
Самарской области – и только они – участвовали в
обучении руководителей и педагогов из других
регионов. Это означает, что их опыт признан
существенным для остальных участников
эксперимента.
Но каков этот опыт на самом деле?
Федеральный проект в русле
региональной образовательной политики
Опыт Самарской области
В свое время регион настаивал на
скорейшем вхождении в эксперимент по ЕГЭ.
Самарцы сами вели поиск технологии объективной
оценки уровня обученности учеников.
За восемь лет в региональном центре мониторинга
образования не только научились создавать
тестовые материалы достойного качества, но и
успели несколько раз измерить уровень
обученности в начальном, среднем и старшем звене
большого числа местных школ. И сделали вывод, что
именно тестовая процедура, несмотря на свою
трудоемкость, дает объективный результат
измерения на больших выборках. Таким образом, ЕГЭ
как форма аттестации выпускников отлично
вписался в идеологию развития системы
образования региона. Кроме того, уже
существовала отлаженная инфраструктура, а
специалисты были готовы осваивать особенности
новой технологии.
Мы беседуем с начальником отдела общего
образования Департамента образования и науки
администрации Самарской области Владимиром
Ларионовым.
– Почему вы выбираете достаточно
жесткую процедуру ЕГЭ?
– Для нас эта процедура значима не просто
как форма испытаний для выпускников и
абитуриентов, а как инструмент влияния на
систему образования в целом. Например, одна из
целей эксперимента – понять возможность
использования результатов ЕГЭ для аттестации
школ и педагогов. Результаты, полученные
благодаря обычным процедурам, слишком зависят от
того, кто и как взялся за дело.
– И этот подход находит поддержку?
– Конечно, не у всех. Но мы предельно
открыты, и не только перед образовательным
сообществом. Осенью руководитель нашего
департамента Ефим Коган пригласил прессу на
трехдневное совещание глав муниципалитетов. Оно
было посвящено подготовке и проведению экзамена
в новом году. В результате СМИ в регионе смогли
квалифицированно обсуждать то, что происходит.
Тогда же статистические материалы по
результатам ЕГЭ-2002 легли на стол каждому главе
администрации в территориях, каждому заму по
социальным вопросам. Пресса тоже получила все
материалы и документы, всю статистику, включая
таблицу средних баллов, которые были получены
учениками той или иной школы по каждому предмету,
сданному в форме ЕГЭ.
– Вас не смущает, что такого рода информация
попала в публичную печать?
– Мы категорически возражали против
публикации в районных и городских газетах всех
результатов, за исключением результатов по
математике, которая была обязательным предметом.
В публикации придерживались строгого правила:
только цифры, никаких комментариев. То же
касалось более подробных материалов, попавших в
школы.
Кроме математики большую пользу принесла
статистика по русскому языку (треть выпускников
2002 года), физике (до 50–60% выпускников в отдельных
образовательных учреждениях).
Знакомясь со статистическими данными,
образовательные учреждения и родители делали
выводы сами. Но мы не позволили произойти ни
одному конфликту между муниципальными властями
и директорами школ.
– Какой вопрос кажется вам лично ключевым в
обсуждении самой процедуры ЕГЭ?
– Количество экзаменов в форме ЕГЭ и их
обязательность. Хотя сейчас трудно сказать,
какая схема окажется самой приемлемой. Спросите
людей – и услышите разные мнения. Например:
необходимо оставить в качестве обязательного
только русский как государственный язык или
также и математику. Кардинальная точка зрения:
все экзамены сделать по выбору.
– Однако в вашем регионе для ЕГЭ-2003
обязательными стали сразу три экзамена: русский
язык, математика и литература.
– Это компромиссное решение. Еще до начала
эксперимента по ЕГЭ мы выступали с предложением
отказаться от экзамена в форме сочинения. В
начале этого учебного года обратились с письмом
в Министерство образования: разрешить провести
обязательный экзамен по русскому языку в форме
ЕГЭ, а литературу – только по выбору. Но
министерство на это не пошло. Тогда мы решили
разделить экзамены.
– Регион вправе принимать подобные решения?
– Именно такое право дает поправка,
внесенная в “Положение о государственной
(итоговой) аттестации выпускников...” в этом году
(приказ Министерства образования РФ от 21 января
2003 года № 135. – Прим. ред.). Хотя на данный момент
это автоматически увеличивает количество
обязательных выпускных экзаменов с двух до трех.
– Но ведь сочинение так привычно...
– Мы обсуждали вопрос о сочинении прежде
всего с учителями и методистами. Сторонников
сохранить его как обязательную форму итоговой
аттестации выпускников очень мало. Для вузов
этот экзамен важен либо на профильных
специальностях, либо на конъюнктурных, где
субъективная оценка сочинений дает возможность
отмести “ненужных” абитуриентов. К тому же мы
предупредили: если экзамен в форме сочинения и
сохранится, то проводить его мы будем иначе, с
соблюдением примерно тех же мер контроля и
секретности, что и на ЕГЭ. Так что многие (учителя,
директора, дети) достаточно спокойно отнеслись к
тому, что экзамен по литературе стал
обязательным. Правда, в этом году его можно было
сдавать как в форме ЕГЭ, так и устно.
– А в следующем году?
– Я бы не стал делать жестких прогнозов. Мы
собираемся отстаивать принципиальные для нас
позиции и считаем своим кредо “делать как можно
лучше то, что делаешь”. Мы сторонники того, чтобы
и учителя, и общественность заранее, еще в начале
учебного года, знали, что им предстоит и в какие
сроки. Но ведь правила игры устанавливает не
только регион.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|