МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ
Беспризорность: проблема, которая
не любит счета
Количество детей, оставленных без
присмотра, можно подсчитывать по-разному. Но
думать, что мы можем улучшить ситуацию прежними
методами, уже нельзя
Очередная коллегия Министерства
образования была посвящена деятельности органов
управления образованием субъектов РФ по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. В мероприятии приняла
участие вице-премьер по социальным вопросам
Галина Карелова. Она заявила, что в связи с
проблемой беспризорности правительство
намерено «пересмотреть государственную
семейную политику».
До сих пор бороться с беспризорностью
пытались другими способами. В прошлом году на
проблему детей улиц указал президент Владимир
Путин, и в свет вышло постановление
Правительства РФ “О дополнительных мерах по
усилению профилактики беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних”.
Ситуация, по свидетельству Галины Кареловой,
меняется медленно: за первый квартал нынешнего
года количество беспризорных детей снизилось
только на 20%. В 1999 году численность необучающихся
детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет
составляла 40749 человек. На 1 сентября 2002 года их
было 26,2 тысячи – буквально сотые доли процента
от общего числа школьников (17,8 млн человек).
Что кроется за этой цифрой – эффективная работа
с “трудными” или формальный подход к выявлению
и учету детей, оставшихся за бортом, стремление
чиновников на местах закамуфлировать масштаб
беды?
Нестыковки то и дело прорываются наружу,
заставляя сомневаться в представленных данных.
Например, из более чем миллионной армии
подростков, задержанных в прошлом году органами
внутренних дел за совершение правонарушений, 266
тысяч не учатся и не работают. Этот показатель,
как нетрудно заметить, в 10 раз превышает
указанную цифру (26,2 тыс.).
По словам заместителя министра образования
Елены Чепурных, базовым звеном в системе
профилактики безнадзорности и правонарушений
остается школа.
Е.Чепурных сообщила, что особое внимание в
ближайший период будет уделяться воспитательной
работе, организации творческого досуга учащихся
во внеурочное время – в стенах школы или за ее
пределами. Возвращаются такие понятия, как школа
полного дня. Министерство рекомендует регионам
не сокращать учителей-предметников в связи с
демографическим кризисом, а трудоустраивать их в
новом качестве – организаторов воспитательной
деятельности, классных руководителей, педагогов
дополнительного образования.
Правда, здесь есть одна проблема, о которой
заместитель министра не говорила: согласно
действующему законодательству педагоги
дополнительного образования не имеют права на
получение пенсии за выслугу лет. И пока эта
коллизия не разрешится, трудно ожидать, что
уволенные учителя пойдут работать в эту сферу.
И все же, по мнению Е.Чепурных, пришла пора
возрождать клубы по месту жительства и детские
общественные организации. Последние должны
создаваться в каждой школе по инициативе снизу и
объединяться, как выразилась Елена Евгеньевна,
во «всероссийскую зонтичную организацию».
В общем, стратегия образовательного ведомства в
борьбе с детской безнадзорностью не отличается
новизной подходов. Настораживает и
декларативно-формальный характер работы.
Провозглашая те или иные цели – например,
увеличение часов на физкультуру в школах, –
министерство зачастую не предлагает конкретных
путей их достижения. Конечно, 600 млн рублей,
выделяемых ежегодно на паритетных основах из
федерального и региональных бюджетов на
приобретение спортинвентаря, – сумма немалая. Но
никто при этом не продумал пути решения
сопутствующих проблем. Речь идет о выделении
дополнительных средств на оплату труда учителей
физкультуры, о нехватке спортивных залов в
школах, о необходимости совершенствовать
содержание и методику преподавания физической
культуры.
Руководители органов управления образованием (и
прошедшая коллегия не стала исключением)
неоднократно обращались к Владимиру Филиппову с
просьбой организовать программу приобретения
автобусов для доставки в школы сельских детей –
аналогично вышеупомянутой спортивной. Расходы
на эти цели в регионах немалые. И помощь
федерального центра не оказалась бы лишней, но
пока дело не сдвигается с мертвой точки. А
сколько детей в сельской местности не посещают
школу из-за отсутствия или нехватки школьных
автобусов, никто не считал.
Подводя итоги обсуждения, Галина Карелова
указала на приоритетные задачи в решении проблем
профилактики детской безнадзорности и
правонарушений. Прежде всего это координация
усилий различных ведомств: МВД, Минобразования,
Минздрава и Минтруда.
Не менее актуальной остается и задача
привлечения общественности к решению этих
вопросов – общественности в самом широком
смысле этого слова: волонтеров из числа
студентов педвузов и даже бизнесменов.
По свидетельству Г.Кареловой, правительство
намерено выступить с обращением ко всем
российским предпринимателям с тем, чтобы в
период летних каникул они предоставляли рабочие
места для подростков. В этом году в федеральном
бюджете на эти цели выделено 570 млн рублей, что
позволит трудоустроить около 900 тыс. подростков,
в то время как желающих – 1 млн 600 тыс.
Трудно не согласиться с Галиной Кареловой, по
мнению которой «бесполезно надеяться на
позитивные изменения в экономике и политике
страны до тех пор, пока есть брошенные дети».
Поэтому, совершенствуя систему общего и
дополнительного образования, приближая ее к
интересам ребенка, нельзя забывать и о работе с
семьями.
В ближайшее время правительство намерено
пересмотреть государственную семейную политику
– по словам вице-премьера, она устарела и не
отвечает задачам современного этапа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|