ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Давать возможности – и принимать
идеи
Именно так можно эффективнее всего
управлять системой образования. Но у нас пока все
получается наоборот
Английская газета Educational Gardian сообщила,
что в правительстве Соединенного Королевства
появилась новая должность. Это не министр по
делам нового устройства в Ираке и даже не член
кабинета по новой экономической или
антитеррористической политике. Премьер-министр
Тони Блэр продолжает удивлять мир своей
образовательной политикой. Обеспокоенный
проблемой прогулов в школах, безграмотностью и
уровнем преступности среди детей, глава
правительства Ее Величества ввел пост министра
для детей.
Ожидают, что этот пост предложат бывшему
министру по социальному обслуживанию и
проблемам молодежи Полу Ботену, который сегодня
является генеральным директором
государственного казначейства.
Корреспондент Educational Gardian Тэш Шифрин сообщает,
что мистер Блэр последовал рекомендациям лорда
Лемминга, который предложил создать в сердце
правительства возглавляемый министром Совет
детей и семей, куда бы вошли представители
правительственных департаментов, отвечающих за
сферу услуг для детей.
Новый министр будет работать в департаменте
образования, отвечать за социальное
обслуживание детей и за работу с детьми, взяв на
себя часть функций департамента здравоохранения
и департамента труда и пенсионного обеспечения.
Для нас перестройка в правительстве Ее
Величества интересна тем, что она показывает не
только общую направленность государственной
политики в области образования, но прежде всего
методологию, способы работы, поиск наиболее
эффективных решений на государственном уровне.
Мы критикуем наши органы государственной власти
за то, что они пытаются решить проблемы в области
образования слишком механически – как в старые
советские времена, переделывая всю систему по
новым шаблонам. Ведомство ищет наиболее
оптимальный вариант устройства школы со своей
точки зрения и по этим идеальным, как кажется
чиновникам и их советникам, лекалам отливает в
металле всю иерархию отношений внутри системы
образования. И все время ничего не получается. Не
получилось с 12-леткой, со стандартами, не очень
здорово получается с ЕГЭ, не получится и с
профилями.
И дело не в самих идеях переустройства.
Если мы всерьез, а не на словах собираемся
строить гражданское общество или уже его строим,
то кроме собственности на землю, вообще
собственности, демократической системы выборов
и открытости государства важно создать систему
образования – как проектную модель этого самого
гражданского общества.
И управление такой системой образования, а
особенно ее изменениями не в том, чтобы
разработать до деталей чертежи будущей системы
образования и заставить всех строго следовать по
намеченным маршрутам, а в том, чтобы дать свободу
и возможность учителям и их партнерам –
родителям и ученикам – выработать общие цели,
найти средства для их достижения и оценить свою
совместную деятельность.
Руководить не миллионной армией учителей,
директоров, учеников и родителей, а создавать
возможности для всех, кто вовлечен в образование,
договариваться друг с другом относительно
совместной деятельности.
Не готовы?
Не все готовы?
Значит, начнем с тех, кто готов и кому надо лишь
немного помочь, – с элиты, с попечителей, с
учителей и директоров, которые вовлечены в
инновационную деятельность. Поможем им, тем
более если у них уже есть свои инициативы.
Именно здесь проходит водораздел в
образовательной политике: либо поддержка
инициатив, либо жесткое навязывание «идеальных»
решений.
И здесь мы снова вернемся к английскому примеру.
Не идеализируя английской бюрократии (там тоже
хватает волокиты и администрирования), надо
отметить, что общая направленность нынешней
британской образовательной политики – в
следовании общественному настрою и во влиянии на
него.
Именно для влияния на общественный настрой и
работают британские чиновники, для них это
важнейшая, если не главная задача. Не просто
убедить общество в том или ином решении, а
вырастить это решение внутри общества.
Если для этого – именно для этого – необходим
новый министр, он появляется. Но не для того,
чтобы возник новый источник бюрократической
инициативы, а для того, чтобы диалог с гражданами
был точнее сфокусирован.
…Чем меньше связаны между собой общественные
настроения и действия бюрократии, тем больше
денег придется потратить на внедрение очередной
административной инновации.
И в результате возникнет нечто прямо
противоположное замыслу.
Потому что сами по себе вещи не бывают плохими
или хорошими, только наше размышление делает их
таковыми, писал Шекспир.
А уж если что-то возникает не в результате наших
поисков и размышлений, а исключительно по воле
сверху – это «что-то» автоматически приобретает
характер насилия и отторгается людьми. И тогда их
приходится заставлять.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|