РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Л.М.Костина. Игровая терапия с тревожными
детьми
Санкт-Петербург, «Речь», 2003
В книге Л.М.Костиной подробно рассказывается о
детской тревожности. Тревога, естественное и
неизбежное состояние, зарождается уже в раннем
детском возрасте. При неблагоприятном стечении
обстоятельств (тревога и страхи у взрослых,
излишняя родительская опека и т.п.) тревога
перерастает в тревожность, которая закрепляется
в качестве свойства личности.
Наиболее естественной для ребенка формой
преодоления эмоционального затруднения
является игра. Л.М.Костина пишет о том, что игра
имеет свою внутреннюю ценность – мир детей
реально существует, и они рассказывают о нем в
игре.
Цель игровой терапии тревожности – не
переделывать ребенка, не учить его каким-то
специальным навыкам, а дать возможность прожить
в игре волнующие его ситуации. В книге много
примеров и описаний игр. Одним из методов игровой
терапии может быть игра «перемена ролей», во
время которой родители из уст детей услышат
собственные интонации и поймут истинный
источник проблем – это безобидная и приемлемая
форма «обвинения» родителей в недопустимом
поведении.
В книге предлагаются тематические планы
программ снятия тревожности:
– «Сказочная шкатулка» – цикл из 10 сказок («Злая
фея», «Как быть?», «Прими решение» и др.),
разыгрывая которые дети продолжают сюжет, решают
проблемные ситуации;
– «Само-чувствие» – цикл из 13 игр-занятий, среди
которых – «Разрывание бумаги», «Спрятанные
проблемы», помогающих ребенку понять самого себя
и научиться передавать словами свои переживания;
– «Это Я...» – цикл из 10 игр («Я есть. Я буду»,
«Жил-был один мальчик...» и др.), помогающих
устанавливать дружеские отношения с другими
детьми.
В приложении в книге предлагается «Тест
тревожности» Р.Тэммпла, с помощью которого можно
определить уровень тревожности ребенка и
выбрать оптимальную стратегию.
Владимир СЕВРЮГИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|