Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Александр АДАМСКИЙ

Коснется ли административная реформа Министерства образования?

Сегодня в руках ведомства все рычаги управления модернизацией.
Возможно, именно поэтому она и буксует

По данным Высшей школы экономики, денежные потери в системе образования, вызванные несамостоятельностью образовательных учреждений, составляют около 10 миллиардов долларов в год.
Эта сумма производит ошеломляющее впечатление.
Мы специально выверяли ее по разным источникам. Действительно, ученые пришли именно к такому выводу. Действительно, 10 миллиардов долларов.
А между тем в экономике образования происходят процессы, будто нарочно направленные на увеличение этих потерь.

На наш взгляд, для того чтобы обеспечить школам нормальное существование, нужно сделать не так уж и много. Во-первых, законодательно установить финансовый норматив в образовании, целевым образом выделять школам средства на обеспечение условий реализации образовательной программы. Во-вторых, стимулировать внебюджетную финансовую активность, в том числе по линии благотворительности, сделать процедуру расходования школьных средств как можно более гибкой и динамичной. В-третьих, упростить процедуры контроля и уменьшить число проверяющих, разделить бюджетников на учителей и работников других сфер, сменить систему начисления заработной платы по часам на более эффективную.
Вместо всего этого происходят прямо противоположные вещи.
Перевод школы на расчет через казначейство фактически сводит на нет автономизацию финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений.
Отказ Думы расстаться с Единой тарифной сеткой означает, что на ближайший год, а то и два повышения зарплаты учителям (после обещанного октябрьского) не произойдет. Потому что, выкрутив руки правительству, заставив его повысить зарплату не в январе, а в октябре и не отменив ЕТС, думцы, из благородных, конечно, побуждений, сохранили ситуацию, при которой правительство вынуждено повышать зарплату одновременно всем 15 миллионам бюджетников. А таких денег в бюджете нет, что и подтвердил председатель правительства Михаил Касьянов в своем выступлении перед депутатами 11 июня этого года.
Таким образом, можно констатировать, что экономика школьного образования находится в полном упадке. Ее устаревший механизм не способен обеспечить ни достойный уровень заработной платы учителей, ни достаточное финансирование условий образовательной деятельности.
И дело вовсе не в отсутствии денег. Экономика образования похожа на кувшин с очень узким горлышком: даже если наливать влагу большим потоком – горлышко-то узкое, через него на дно будет капать только малая часть. Так и со школой: финансовые потоки, прежде чем попасть в школу или к учителю, должны просочиться сквозь узенькую горловину ведомственных программ, трансфертов, казначейских правил расчетов, методик начисления заработной платы.
При этом у школы отсутствует финансово-хозяйственная автономия. Поэтому, как уже отмечалось, и теряется та огромная сумма, на которую указывают эксперты.

Правительство, конечно, не собирается заниматься отдельно проблемами системы образования, это дело ведомства. Общая стратегия переустройства экономики социальной сферы обусловлена двумя глобальными правительственными проектами: реформой межбюджетных отношений и административной реформой.
Как сообщили информационные агентства, на заседании в пятницу Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, разграничивающий властные полномочия между федеральным центром и субъектами РФ. Документ был внесен Президентом РФ.
Эта законодательная инициатива направлена на разграничение полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ; она определяет также полномочия разных уровней власти по предметам совместного ведения. Вводятся нормы, предусматривающие основания отзыва высшего должностного лица субъектов РФ.
Если президент подпишет этот закон, а скорее всего так и будет – ведь это президентская идея, то схема расположения финансовых потоков в школьной экономике изменится. Центром финансирования школы станет субъект Федерации. А муниципалитет будет получать субвенции на образование.
То есть сама система получения трансфертов дотационными регионами останется прежней. Как и раньше, они будут составлять трансфертную заявку, но теперь регионы будут максимально ее увеличивать. Аргумент: мы же теперь по закону отвечаем за финансирование школы, нам нужно больше денег. А вот будут ли суммы региональных субвенций муниципалитетам соответствовать сумме присланного трансферта – вопрос открытый, потому что расходование денег, присланных из центра, по-прежнему будет зависеть от доброй воли главы региона.
И еще раз напомним: все это происходит в отсутствие законодательно утвержденного финансового норматива. Правда, может возникнуть социальный стандарт, о котором в последнее время много говорят, особенно в Совете Федерации, но тут есть опасность, что в нашей сфере он снова выродится в связку образовательный стандарт – норматив, которая тормозит принятие финансового норматива в образовании уже десять лет.

Вторая линия – административная реформа.
Пока в образовательной сфере активно эта тема не обсуждается. Но если разделить аппаратную и содержательную стороны проблемы, то по содержанию проблематика этой реформы, как нам кажется, в том, какие виды деятельности государство (в лице ведомства) реализует натурально – руками чиновников, а какие отдаст негосударственному сектору.
Речь, конечно, не идет о приватизации Министерства образования. Государственные функции в управлении системой образования остаются. Но вот реализация многих из этих функций вовсе не обязательно должна быть связана с административными методами.

Пока остается тайной, какие функции федеральных ведомств Минэкономразвития предлагает отдать негосударственным организациям. Известно только, что этот список состоит из более чем ста пятидесяти пунктов.
Но уже сейчас многим экспертам ясно, что модернизация системы образования буксует как раз из-за того, что все полномочия сосредоточены в ведомстве. Оно разрабатывает программы, у себя же принимает эти разработки, экспертирует и оценивает их, выделяет себе же средства и само эти средства и осваивает, а затем оценивает эффективность освоения. И дело даже не в деньгах, а в системе оценки деятельности.
Для чиновника основой экспертизы является соответствие принятым нормативам.
Только в страшном сне может присниться модернизация системы, осуществляемая в соответствии с принятыми ранее нормативами.
Мы плохо относимся к введению стандартов в образовании, но справедливости ради надо признать: если бы реализация этой идеи была полностью поручена независимой от ведомства организации – задача была бы решена уже десять лет назад.
Мы хорошо относимся к самой идее перехода на единый (вместо двух – выпускного и вступительного) экзамен, но все проблемы с тестами, с организационной неразберихой, с принудиловкой, с дороговизной при реализации этого проекта связаны как раз с тем, что не министерству надо этим заниматься, а независимой от него организации.
И то же самое касается аттестации, лицензирования и многого другого.
Пример с развитием инновационного движения показывает: ведомство готово идти по пути разграничения полномочий. Правда, большинство чиновников внутри управлений и департаментов слишком болезненно воспринимают потерю монополии над системой, да и руководство все еще не всегда отделяет государственное от ведомственного.

Сейчас в правительстве идет формирование специальной комиссии по административной реформе и решается главный для аппаратчиков вопрос, кто же ее возглавит – Алексей Кудрин или Борис Алешин, который курирует эту тему в правительстве.
Для нас же гораздо важнее другой вопрос: коснется ли административная реформа образовательного ведомства по существу или все обойдется перекройкой названий и слиянием одного министерства с другим?
…Мы предполагаем, что изменение межбюджетных отношений может принести пользу лишь в случае эффективной административной реформы. Если ее будут проводить исключительно ведомственными силами, до добра это не доведет. Бюрократия всегда создает устойчивый механизм воспроизводства себя. И вместо модернизации школы мы получим модернизацию бюрократии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru