КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Оглядеться, чтобы вернуться
Что обещает XXV ММКФ
Полуюбилейный XXV Московский
международный кинофестиваль обещает свежие
впечатления. После Каннского, где в этом году
между собой соревновались давно знакомые имена,
после «Оскара», который выбирал чемпиона из
рекордно короткого списка фильмов, и только что
закончившегося сочинского «Кинотавра», который
продемонстрировал очередную согласованность
«мнения наших», фильмы конкурса XXV Московского
фестиваля словно обращаются к тем временам,
когда он давал возможность пробовать свои силы
рядом с признанными мировыми мастерами.
Новые имена, старые, но ставшие редкими на
больших фестивалях кинематографии – Австрия,
Бразилия, Голландия, Колумбия, Корея.
Японский талисман Москвы – Канэто Синдо привез
новый фильм «Сова», загадочность которого вполне
выражается этим коротким названием, так как
именно сова – единственный свидетель ужасных
преступлений человека.
Карой Макк – патриарх венгерского кино, каннский
лауреат тех времен, когда выбирать приходилось
среди гигантов мирового кино. Его фильм «Неделя в
Пеште и Буде» можно определить как
фильм-возвращение. Герой, проживший вне родины
другую долгую жизнь, возвращается домой, чтобы
соединить эту новую и ту, первую, не прожитую им
жизнь.
Похоже, не он один оглядывается, чтобы вернуться,
или возвращается, чтобы оглянуться на пройденный
путь. Мария Соле Тоньяцци в фильме «Будущее
прошлое» (Италия) тесно переплетает прошедшее и
еще не бывшее, чтобы дать возможность своим пяти
персонажам понять через одно другое.
В фильме «Разогреть вчерашний обед» болгарин
Костадин Бонев в судьбе жительницы Македонии
ищет отголоски истории своей страны.
Предварительно подвергнув факты этой судьбы и
этой истории художественному отбору.
В испано-итальянском фильме режиссера Мигеля
Эрмосы «Божественный огонь» – ближняя история
Испании, из которой авторы вытягивают одну
золотую нить – фантастическую, невозможную,
однако полную глубокого смысла легенду о
спасении Федерико Гарсиа Лорки. Стариком,
потерявшим память, бродит он среди
соотечественников, а они его не узнают. Что
важнее: то, что он живой, но неузнаваемый, или то,
что поэт, душа Испании, потерян, но жив?
Есть и знакомые, даже блистательные имена –
Руперт Эверетт и Тим Рот в фильме Майка Баркера
«Убить короля», Шарлотта Рэмплинг и Малькольм
Макдауэлл в гангстерском триллере Майка Ходжеса
«Засну, когда умру».
В нынешнем конкурсе – три российские картины.
«Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса
Хлебникова, который мог бы называться «Отец и
сын», ибо именно так, функциями и понятиями,
обозначены в фильме его герои. И две – впрямую
связанные с прошедшим юбилеем Петербурга: так и
названный «Петербург» Марии Евтеевой и
«Прогулка» Алексея Учителя.
Как обычно, привлекательна программа Петра
Шепотинника «Восемь с половиной фильмов». Она
представит 18 фильмов, среди которых награжденные
на последних фестивалях в Сан-Себастьяне,
Берлине и Канне «Понедельники под солнцем»
Фернандо Леона де Араноа, «Его брат» Патриса
Шеро, «Нашествия варваров» Дени Аркана,
скандальный «Боулинг для Колумбины» Майкла Мура,
«догмоподобный» «Уилбур хочет покончить с
собой» (Лоне Шерфиг).
Ретроспектива «Джина Лоллобриджида на экране»
не требует представления.
Зато другая – памяти бельгийского режиссера
Андре Дельво – откроет зрителю Московского
кинофестиваля творчество одного из тех, кто
заставил мир признать художественную
самобытность и силу кинематографа Бельгии. В его
таинственном фильме «Вечер, поезд…» Ив Монтан
исполнил роль, в полной мере проявившую
безупречную манеру игры этого великого
французского киноактера.
Программа “АиФория” знакомит зрителей ММКФ с
новинками мирового кино от Исландии до Китая.
Программу открывает “Отчуждение” Джейлана –
турецкий фаворит Каннского фестиваля.
«Российские кинопрограммы» Московского
международного кинофестиваля позволят увидеть
свежие картины: «Магнитные бури» Вадима
Абдрашитова, «Бабуся» Лидии Бобровой, «Бедный,
бедный Павел» Виталия Мельникова, посвященный
300-летию Санкт-Петербурга, «Не делайте бисквиты в
плохом настроении» Григория Никулина, «Шик»
Бахтиёра Худойназарова, «С любовью, Лиля» Ларисы
Садиловой, «Прогулка» Алексея Учителя,
«Коктебель» Алексея Попогребского и «Небо,
самолет, девушка» Веры Сторожевой, а также
ретроспективы, посвященные 300-летнему юбилею
Санкт-Петербурга.
Не совсем понятно, почему при таком количестве
сопутствующих программ – «Ателье», «Большие
надежды», «Гала-премьеры», «Медиа Форум», «Музей
Кино представляет», «Национальные хиты»,
«Панорама мирового кино», «Семейный бизнес –
Тодоровские» – фестиваль обходит молчанием
100-летие Михаила Калатозова, единственного
режиссера в СССР, получившего «Золотую пальмовую
ветвь» в
Канне за «Летят журавли» и несколько лет назад
заново открытого в обоих Америках в фильме «Я –
Куба».
Идея, воплощение которой – «Чешский передвижной
кинематограф» – братья Йозеф и Павел
Чадиковы привезли в Москву,
грезилась многим нашим кинематографистам, когда
рухнула старая система проката. Братья Чадиковы
каждое лето путешествуют с передвижными
кинотеатрами по
Чешской Республике и показывают публике чешские
фильмы. Свой первый прицеп-вагончик они купили в
1991 году. В 1998 году в распоряжении братьев было уже
шесть проекционных вагончиков. За лето они
провели 500 кинопоказов в 33 городах.
Кино начинает все сначала?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|