ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Что такое фантастика?
С 27 мая по 4 июня в Московском Доме книги
на Новом Арбате проходила «Неделя русской
фантастики». У каждого посетителя магазина была
возможность поблуждать между книжными полками,
пообщаться с популярными в нашей стране
фантастами, ознакомиться с произведениями
советских, российских и зарубежных писателей,
классикой жанра и самыми последними новинками,
еще пахнущими типографской краской. И уяснить
для себя, что такое фантастика и насколько
интересной она может быть.
А для тех, кому не удалось попасть на эту
необычную выставку, мы сейчас сами расскажем обо
всем по порядку.
Слово «фантастика» произошло от
греческого phantastike – искусство воображать.
Большая Советская Энциклопедия трактует
фантастику как форму отражения мира, при которой
на основе реальных представлений создается
логически несовместимая с ним картина Вселенной.
На сегодняшний день фантастика – один из самых
популярных литературных жанров с великим
множеством различных направлений.
Во-первых, это научная фантастика (science fiction).
Термин был придуман Хьюго Гернсбеком. В его честь
названа знаменитая международная премия
«Хьюго». Гернсбек разделял всю фантастику на
технологическую и фантастические сказки (так
называемое «фэнтези»). Он считал, что основные
задачи научной фантастики – обучать и
предсказывать.
Во-вторых – киберпанк. Это направление,
отличающееся пессимистичным взглядом в
высокотехнологичное будущее, появилось в США в
первой половине 80-х. Проблематика киберпанка –
сращивание человека с машиной, исчезновение
четких границ между реальным миром и виртуальной
реальностью, превращение человека в придаток
компьютерного разума. В русской фантастике это
направление находится в стадии развития. К
киберпанку с некоторыми оговорками можно
отнести романы Лукьяненко «Лабиринт отражений»,
Васильева «Погружение в киберспейс», Кузьменко
«Древо жизни».
Существует такое направление, как
альтернативная история. Оно описывает возможные,
но не состоявшиеся варианты развития истории.
При этом предполагается допущение: «что было бы,
если…». Сюжет, как правило, развивается в
параллельном мире или основан на путешествии во
времени. У приверженцев этого направления есть
своя премия за лучшее произведение – «Меч в
зеркале». Ее лауреатами становились Вершинин,
Еськов, Лазарчук.
Оригинальное отечественное направление
фантастики – турбореализм.
Критик С. Бережной определил его как
«философско-психологическую интеллектуальную
фантастику, свободно обращающуюся с
реальностями». Представителей этого направления
трудно назвать фантастами в традиционном
понимании этого слова, но и реалистами в полной
мере они тоже не могут быть названы. Бережной
отнес к турбореалистам Пелевина, Столярова и
Геворкяна.
Многозначительная недосказанность, неясность
изложения присущи произведениям «учеников»
школы братьев Стругацких: Головачева, Лазарчука,
Рыбакова, Звягинцева. Образа Человека Будущего в
произведениях не существует, но рассматривается
готовность современного человека к будущему.
Одна из основных идей этой школы была
сформулирована Лурье в статье «Заклание
священных коров»: «Мир жесток, бессмыслен и
иррационален, всем заправляют неясные
могущественные сверхъестественные силы…».
Впервые принципы, в которых утверждается, что
любое разумное существо должно служить
прогрессу всего космического целого, были
сформулированы Циолковским, а позднее развиты
Иваном Ефремовым. К многочисленным
последователям школы Ефремова относятся
Харламов, Рыбин, Пухов, Глазков, Корабельников и
другие.
В 1995 году в печать вышел «Волкодав» Марии
Семеновой, и вместе с ним появился новый жанр –
славянское fantasy. В 2000 году вокруг «Волкодава» и
его продолжения «Волкодав. Право на поединок»
сложился мультимедийный проект «Мир Волкодава»,
включающий помимо книг комиксы и настольные
игры. Кульминацией этого проекта станет фильм
«Волкодав» по роману Марии Семеновой.
Ждем с нетерпением…
Цель проведения «Недели…» – в первую очередь
показать все многообразие жанров отечественной
фантастики, хотя наряду с российскими авторами
широко представлены и зарубежные. Так в чем же
принципиальное отличие отечественной
фантастики от европейской и американской?
По мнению писателей, пришедших на открытие
выставки, советская фантастика 80–90-х годов по
уровню ничем не уступает западной. Ее отличают
оригинальность идей, высокий литературный
уровень. «Литературную планку держали крепко и
издатели, и читатели». Конечно, появлялись
«халтурные вещи», но они вызывали всеобщий смех.
Игорь Ткаченко написал маленький рассказик о
том, как писатель-фантаст «грохает цивилизацию».
Для любого писателя «грохнуть цивилизацию» –
элементарно. Фантастика, по мнению самих
авторов-фантастов, должна нести что-то
позитивное, оптимистично смотреть в будущее
человечества, давать людям то, чего так не
хватает в повседневном мире, – теплые, искренние
отношения между людьми, торжество прекрасного и
доброго. Сегодняшнюю русскую фантастику
писатели затруднились охарактеризовать.
Во-первых, очень сложно разобраться в море
печатной продукции, представленной на рынке, а
во-вторых, практически нет настоящей
литературной критики. По тем рекламным или
полурекламным заметкам, которые печатают в
газетах, трудно судить о качестве произведений.
Наша фантастика в отличие от западной всегда
была очень социальна, своеобразна и самобытна. У
американцев все очень технологично, четко
расписано, как должен выглядеть герой, что он
должен делать, как себя вести, какие у него
привычки, внешние данные, черты характера. И ни
шагу в сторону. Так выглядит американская
фантастика даже в лучших своих образцах. У нас
таких законов не существует. Мы понемногу
отходим от технологических и научных аспектов
фантастики в пользу постановки и решения
социальных проблем. Существует версия, что
научная фантастика умирает как жанр. Она
возникла в эпоху научно-технического прогресса,
став своеобразным символом НТР в литературе.
Сейчас многие ученые отмечают завершение
«лавинообразного развития науки». Идет бурный
научно-технический прогресс, но революции
исчерпали себя, а с ними и научная фантастика.
Тем не менее фантастика завоевывает все большую
и большую аудиторию как среди молодежи, так и
среди представителей старшего поколения. Она
включает в себя мистику, фантастику ужасов,
боевую фантастику, фэнтези, совсем не смущаясь
сочетанием научных терминов и юмора. Она
отражает будущее и прошлое, комбинирует,
собирает, перекраивает время и пространство,
чтобы нам было не так скучно жить. И по-моему, ей
это удается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|