Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ 
 

Оксана ПОЛОВИНКИНА

Что такое фантастика?

С 27 мая по 4 июня в Московском Доме книги на Новом Арбате проходила «Неделя русской фантастики». У каждого посетителя магазина была возможность поблуждать между книжными полками, пообщаться с популярными в нашей стране фантастами, ознакомиться с произведениями советских, российских и зарубежных писателей, классикой жанра и самыми последними новинками, еще пахнущими типографской краской. И уяснить для себя, что такое фантастика и насколько интересной она может быть.
А для тех, кому не удалось попасть на эту необычную выставку, мы сейчас сами расскажем обо всем по порядку.

Слово «фантастика» произошло от греческого phantastike – искусство воображать.
Большая Советская Энциклопедия трактует фантастику как форму отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним картина Вселенной.
На сегодняшний день фантастика – один из самых популярных литературных жанров с великим множеством различных направлений.

Во-первых, это научная фантастика (science fiction).
Термин был придуман Хьюго Гернсбеком. В его честь названа знаменитая международная премия «Хьюго». Гернсбек разделял всю фантастику на технологическую и фантастические сказки (так называемое «фэнтези»). Он считал, что основные задачи научной фантастики – обучать и предсказывать.

Во-вторых – киберпанк. Это направление, отличающееся пессимистичным взглядом в высокотехнологичное будущее, появилось в США в первой половине 80-х. Проблематика киберпанка – сращивание человека с машиной, исчезновение четких границ между реальным миром и виртуальной реальностью, превращение человека в придаток компьютерного разума. В русской фантастике это направление находится в стадии развития. К киберпанку с некоторыми оговорками можно отнести романы Лукьяненко «Лабиринт отражений», Васильева «Погружение в киберспейс», Кузьменко «Древо жизни».

Существует такое направление, как альтернативная история. Оно описывает возможные, но не состоявшиеся варианты развития истории. При этом предполагается допущение: «что было бы, если…». Сюжет, как правило, развивается в параллельном мире или основан на путешествии во времени. У приверженцев этого направления есть своя премия за лучшее произведение – «Меч в зеркале». Ее лауреатами становились Вершинин, Еськов, Лазарчук.
Оригинальное отечественное направление фантастики – турбореализм.
Критик С. Бережной определил его как «философско-психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями». Представителей этого направления трудно назвать фантастами в традиционном понимании этого слова, но и реалистами в полной мере они тоже не могут быть названы. Бережной отнес к турбореалистам Пелевина, Столярова и Геворкяна.
Многозначительная недосказанность, неясность изложения присущи произведениям «учеников» школы братьев Стругацких: Головачева, Лазарчука, Рыбакова, Звягинцева. Образа Человека Будущего в произведениях не существует, но рассматривается готовность современного человека к будущему. Одна из основных идей этой школы была сформулирована Лурье в статье «Заклание священных коров»: «Мир жесток, бессмыслен и иррационален, всем заправляют неясные могущественные сверхъестественные силы…».

Впервые принципы, в которых утверждается, что любое разумное существо должно служить прогрессу всего космического целого, были сформулированы Циолковским, а позднее развиты Иваном Ефремовым. К многочисленным последователям школы Ефремова относятся Харламов, Рыбин, Пухов, Глазков, Корабельников и другие.

В 1995 году в печать вышел «Волкодав» Марии Семеновой, и вместе с ним появился новый жанр – славянское fantasy. В 2000 году вокруг «Волкодава» и его продолжения «Волкодав. Право на поединок» сложился мультимедийный проект «Мир Волкодава», включающий помимо книг комиксы и настольные игры. Кульминацией этого проекта станет фильм «Волкодав» по роману Марии Семеновой.
Ждем с нетерпением…

Цель проведения «Недели…» – в первую очередь показать все многообразие жанров отечественной фантастики, хотя наряду с российскими авторами широко представлены и зарубежные. Так в чем же принципиальное отличие отечественной фантастики от европейской и американской?
По мнению писателей, пришедших на открытие выставки, советская фантастика 80–90-х годов по уровню ничем не уступает западной. Ее отличают оригинальность идей, высокий литературный уровень. «Литературную планку держали крепко и издатели, и читатели». Конечно, появлялись «халтурные вещи», но они вызывали всеобщий смех. Игорь Ткаченко написал маленький рассказик о том, как писатель-фантаст «грохает цивилизацию». Для любого писателя «грохнуть цивилизацию» – элементарно. Фантастика, по мнению самих авторов-фантастов, должна нести что-то позитивное, оптимистично смотреть в будущее человечества, давать людям то, чего так не хватает в повседневном мире, – теплые, искренние отношения между людьми, торжество прекрасного и доброго. Сегодняшнюю русскую фантастику писатели затруднились охарактеризовать. Во-первых, очень сложно разобраться в море печатной продукции, представленной на рынке, а во-вторых, практически нет настоящей литературной критики. По тем рекламным или полурекламным заметкам, которые печатают в газетах, трудно судить о качестве произведений. Наша фантастика в отличие от западной всегда была очень социальна, своеобразна и самобытна. У американцев все очень технологично, четко расписано, как должен выглядеть герой, что он должен делать, как себя вести, какие у него привычки, внешние данные, черты характера. И ни шагу в сторону. Так выглядит американская фантастика даже в лучших своих образцах. У нас таких законов не существует. Мы понемногу отходим от технологических и научных аспектов фантастики в пользу постановки и решения социальных проблем. Существует версия, что научная фантастика умирает как жанр. Она возникла в эпоху научно-технического прогресса, став своеобразным символом НТР в литературе. Сейчас многие ученые отмечают завершение «лавинообразного развития науки». Идет бурный научно-технический прогресс, но революции исчерпали себя, а с ними и научная фантастика.
Тем не менее фантастика завоевывает все большую и большую аудиторию как среди молодежи, так и среди представителей старшего поколения. Она включает в себя мистику, фантастику ужасов, боевую фантастику, фэнтези, совсем не смущаясь сочетанием научных терминов и юмора. Она отражает будущее и прошлое, комбинирует, собирает, перекраивает время и пространство, чтобы нам было не так скучно жить. И по-моему, ей это удается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru