КЛАСС-МЕДИА
Детско-молодежная пресса стала массовым и
повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа,
тем более гимназия, лицей, районный или городской
Дом творчества обходятся без выпуска
собственной газеты, журнала, альманаха. А ведь
существует еще огромное количество абсолютно
самодеятельных, ни к какой организации не
приписанных изданий...
Крупнейшее объединение детских самодеятельных
изданий – Лига юных журналистов России,
созданная в 1992 году. Сегодня она насчитывает
более 20 000 участников из почти 50 регионов страны,
более 2000 региональных и школьных изданий,
суммарный тираж которых 1 500 000 экземпляров. В лигу
также входят 30 детских телевизионных редакций, 12
радиопрограмм.
На второй конкурс школьной прессы, проходивший в
Москве в начале апреля, было представлено более
300 изданий из 30 регионов (56 территорий) России, из
Беларуси и Казахстана. Среди участников – 11
сельских школ. Тираж газет колеблется от одного
экземпляра (ручная работа) до тысячи (114 изданий).
Самая тиражная – “Большая перемена” из поселка
Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО
(3919 экз.). Редакция существует уже восемь лет и
по-прежнему владеет всего одним компьютером.
Возраст авторов колеблется от 8 лет до 18.
Евгений РУДНЕВ,
руководитель издательского проекта “Задняя
парта”, лицей № 2
Астрахань
Страницы для многих голосов
Школьные издания формируют не только
умения и навыки, но и отношения между детьми
Что такое газета в школе?
Целенаправленное создание условий для получения
опыта теми, кто планирует поступать на журфак?
Реализация одного из направлений современной
школы – проектирования? Способ, позволяющий
сделать знания, полученные в аудитории,
прикладными? Взрослая игра, включаясь в которую
дети растут интеллектуально?
Учебно-образовательный аналог одного из
институтов гражданского общества – свободной
прессы, способствующей созданию
демократического уклада? Однозначного ответа
нет…
Нетрудно собрать детские сочинения и выпустить
литературный альманах. Но такое издание вряд ли
найдет большое количество почитателей. Работа в
нем становится прерогативой “избранных” –
литературно одаренных детей. Да и читателю
трудно соответствовать уровню.
О чем же писать в школьной газете? Изо дня в день в
школу приходят ученики и по составленному для
них расписанию учат, повторяют, отвечают, если
повезет, спорят и рассуждают. Иногда случаются
конкурсы, вечера. Разве может все это сделать
содержание газеты разнообразным?
Существует масса современных технологий,
обеспечивающих читательский успех, но феномен
школы в том, что здесь учатся и работают люди
разных возрастов, с различным опытом, взглядами,
и часть общепринятых законов не срабатывает. К
тому же для детей все впервые, и, если увлекаешься
поучениями, ничего не получается.
Я не хочу подробно говорить о своем опыте, потому
что каждый опыт уникален и неповторим. Но для
меня как для руководителя издательского проекта
главное – превратить газету в объединяющую идею,
через которую можно раскрыть способности ребят,
дать возможность почувствовать себя самим собой,
свободным, без бравады и унижения окружающих. Для
меня газета в школе – это огромное
образовательное пространство, именно через нее
можно развивать те самые компетенции, о которых
так много сейчас говорят.
Сегодня школьное издание – одна из
немногочисленных возможностей в российской
школе отрабатывать на практике многие умения и
развивать критическое и творческое мышление.
Одно дело, когда ты на уроках в искусственных
условиях упражняешься в правилах русского языка
или анализируешь текст, другое дело – когда в
реальной жизни тебя никто не ограничивает и ты
должен принимать самостоятельно решения,
выстраивать свои рамки поведения, фильтровать
обилие информации, видеть проблему и находить
выход из нее, желательно не один.
Ко мне приходят и те, кто хочет просто рисовать,
писать, те, кому нравится общаться и беседовать,
те, у кого есть коммерческие способности – одним
словом, разные. Важно увидеть в каждом что-то,
почувствовать, чем интересен данный ребенок.
Газета в школе может поддерживать такой дух
отношений, при котором все понимают, что они
разные и что многоголосие и многостилистичность
– явление нормальное и желаемое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|