Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КЛАСС-МЕДИА 
 

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, альманаха. А ведь существует еще огромное количество абсолютно самодеятельных, ни к какой организации не приписанных изданий...
Крупнейшее объединение детских самодеятельных изданий – Лига юных журналистов России, созданная в 1992 году. Сегодня она насчитывает более 20 000 участников из почти 50 регионов страны, более 2000 региональных и школьных изданий, суммарный тираж которых 1 500 000 экземпляров. В лигу также входят 30 детских телевизионных редакций, 12 радиопрограмм.
На второй конкурс школьной прессы, проходивший в Москве в начале апреля, было представлено более 300 изданий из 30 регионов (56 территорий) России, из Беларуси и Казахстана. Среди участников – 11 сельских школ. Тираж газет колеблется от одного экземпляра (ручная работа) до тысячи (114 изданий). Самая тиражная – “Большая перемена” из поселка Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО (3919 экз.). Редакция существует уже восемь лет и по-прежнему владеет всего одним компьютером.
Возраст авторов колеблется от 8 лет до 18.

 

 

Людмила ТАНКОВА,
методист Дома детского творчества Кузнецкого района города Новокузнецка,
член Союза журналистов

Школьная газета от “А” до “Я”

Зачем она нужна детям и взрослым, как ее придумать, вырастить и превратить в настоящую газету

Самиздат подростков

В Международной конвенции прав ребенка говорится, что каждый ребенок имеет право «свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».
Централизованная и лицензированная детская пресса, созданная, как правило, руками взрослых, не отражает действительного положения вещей. Ориентация некоторых изданий на ребят из особо обеспеченных семей выхолащивает периодику, делает ее стерильной. Многие в погоне за дешевой популярностью предлагают читателям пошлость и страшилки. Все это создает благодатную почву для развития детского
самиздата.
Появление в школах и в частном пользовании оргтехники дало толчок развитию нового явления. Вместо вымученных стенных листков, посвященных красным датам календаря, издаются компьютерные газеты. Ребята называют их «Своя газета», «Вместе», «Гвоздь», «В десяточку». Дети истосковались по общению. У них есть что сказать друг другу.

Этапы развития детских пресс-центров

Молодежное самодеятельное издание, как и любое другое, проходит несколько этапов развития.
Подготовительный этап характеризуется тем, что в образовательном учреждении (или детском коллективе) назревает необходимость в создании печатного органа. Здесь существует несколько вариантов: вынужденный, стихийный и фундаментальный.
Вынужденный вариант складывается, если в школе или гимназии администрация решает создать газету из имиджевых соображений типа «у всех есть, и у нас пусть будет». Затем начальство приказом назначает куратора будущего пресс-центра, подбирая кандидатуру по мотивам, далеким от интересов газетного дела.
“Назначенец” тем же способом отбирает ребят в инициативную группу. Основными критериями бывают пятерка по русскому, рисованию, послушание и прилежание. Подобный пресс-центр заранее обречен на беззубость и безволие.
Стихийная подготовка протекает стремительно, сумбурно, так как зарождается внутри детского коллектива. Она состоит из метаний, ссор, попыток и осознания сложности задачи. Подростки хотят действовать, говорить и спорить не в подворотне, а со страниц собственной газеты. Им необходимо, чтобы взрослые услышали их, оценили. И конечно же газетное дело кажется им легким, а труд корреспондента романтичным, привлекательным и совершенно свободным. Ребята толком не знают, что и как надо делать, но у них есть жгучее желание и компьютер.
Фундаментальная подготовка – дуэт подросткового максимализма и мудрого педагогического руководства.
Во главе инициативной группы обычно стоит педагог с опытом журналистской деятельности или профессиональный журналист. Идеальный вариант, если администрация образовательного учреждения заинтересована в развитии газетного дела и активно помогает, не ставя условий и не требуя абсолютного подчинения.
Прежде чем приступить к работе над газетой, будущим журналистам полезно пройти курс первичной подготовки.
Этап становления зависит от двух ключевых моментов: стартового капиталовложения и наличия огромного желания посвящать работе все свободное время.
Самые болезненные вопросы – финансирование издания и доступ к оргтехнике. Конечно, пресс-центр может добиться материальной помощи от администрации школы, но так ли это хорошо? Вы поставите себя в прямую зависимость от директора и должны будете терпеть жесткую цензуру.
Родительская или спонсорская помощь – более свободный путь. Но есть еще один любопытный, хотя мало изученный вариант – акционирование газеты. Пресс-центр выпускает акции на определенную сумму, распространяет их среди учеников, педагогов и родителей, собирая деньги для закупки бумаги и оплаты полиграфических работ. Выпуск акций привлечет внимание педагогического и детского коллектива, поможет найти единомышленников и даст относительную свободу. Абсолютной свободы не бывает.
Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты. Все зависит от вашей коммуникабельности, знания законов и умения отстаивать свои права. Жизнь газеты не безоблачное существование, а постоянная борьба.
Доступ к оргтехнике не менее сложный вопрос. Нет гарантии, что вас пустят в компьютерный класс и позволят во внеурочное время обучаться верстке и дизайну, заниматься выпуском газеты. Чаще всего предлагают помощь преподавателя информатики. В таком случае газетные полосы не делятся на колонки, тексты расположены по объему, а не по степени важности, фотоматериалы оторваны от текста, шрифты нечитаемы, объем материала не соответствует размеру заголовка и т.п.
Руководителю пресс-центра необходимо добиться официального допуска юнкоров к компьютеру, что позволит ребятам самим осваивать азы верстки, участвовать в совершенствовании дизайна газеты.
Без теоретических и практических навыков, на одном энтузиазме можно выпустить один-два номера, не более. Затем у редколлегии только два пути: учиться или закрыться.
Учеба – это масса книг, привлечение профессиональных журналистов, экскурсии в редакции местных газет, общение с другими детскими изданиями.
Этап развития характеризуется тем, что редакции выпускают не просто печатные листки, а полноценную газету.
Искусственно поддерживаемые администрацией газеты сразу можно узнать по бравурному стилю, хвалебным материалам, изобилию поздравлений, кроссвордов и прочего балласта. Авторы безынициативны, пишут о том «что приказано», их статьи напоминают худшие образцы школьных сочинений. Прекращение финансирования приводит к немедленному закрытию газеты.
Пресс-центры, возникшие из потребности детей в общении, опирающиеся на профессиональные навыки, привлекающие все больше авторов и читателей, создают жизнеспособный печатный орган. Здесь могут высказаться на равных ученики, педагоги и родители. Критические материалы вызывают на диалог, в редакцию идут читательские отклики. Но успокаиваться на достигнутом нельзя, следует обсудить вопросы увеличения тиража – основного критерия степени развития издания.
В нашем городе, к сожалению, большая часть детских самиздатовских газет имеет тираж от 10 до 50 экземпляров. Читатель видит стендовый вариант, а приобрести собственный экземпляр очередного номера может лишь автор или член пресс-центра. Редакции объясняют ситуацию по-разному: отсутствием денег на бумагу, нежеланием и неумением распространять газету. Что же можно предпринять?
Есть легкие пути: предложить скандальные материалы, слухи; поставить в номер побольше кроссвордов, так любимых нашим народом; заняться перепечаткой сладеньких и жутких житейских историй.
Двигаясь по пути наименьшего сопротивления, редакция теряет интеллектуальную часть читателей.
Есть более трудный путь:
заинтриговать публику материалами об интересных событиях; на страницах газеты обсуждать сложные проблемы молодежной жизни, привлекая к дискуссии читателей; печатать школьную рекламу и объявления, истории с продолжением, фоторепортажи.
Отлаженный механизм выпуска газеты также играет большую роль. Читатель должен точно знать дату выхода, цену и место приобретения очередного номера.
Этап расцвета переживает не каждая газета. На этом отрезке жизни у школьного издания появляются много внештатных корреспондентов, редакция получает массу откликов на публикации, тираж растет и быстро расходится. Поддерживать газету на таком уровне достаточно сложно. Приходится постоянно придумывать что-то новое.
Этап упадка. Газета медленно угасает, становится все более элитарной, доступной небольшому кругу ребят, в основном ее авторам. Печатный орган, тешащий самолюбие десятка несовершеннолетних журналистов, газетой назвать трудно.
Для сохранения творческого потенциала издания стоит создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня.

Полезные советы

Какие причины заставляют ребенка взять ручку, бумагу и начертать свои первые строки?
Самым примитивным мотиватором, но иногда самым действенным оказывается вовлечение. «Мой друг этим интересуется» – вот причина первых посещений редакции, которая может перерасти в другую: «Мне самому здесь нравится».
Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний пробуждает желание быть признанным. Важно заметить способности ребенка, дать ему возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим.
Первые работы авторов нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и подписываются псевдонимами. Ничего страшного. Со временем пройдет.
С детьми нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: «круглые столы», редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят сидят молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами дальнейших действий будут признание, похвала и ответственность.
Еще одна причина активизации деятельности ребенка – личность педагога. Позвольте подростку свободно спорить с вами, быть вам другом, а не подчиненным. Научить доказывать свою правоту трудно, нужно терпение, желание выслушать, умение переубедить или согласиться. В редакции должно быть шумно, весело, комфортно, но без ссор. От скандальных личностей лучше избавиться сразу и без жалости. Пользы мало, а вреда много.
В работе с современными подростками приходится сталкиваться и с совершенно новыми мотиваторами – материальной заинтересованностью, возможностью продвинуться по служебной лестнице и, как ни странно, желанием иметь льготы, явные или предполагаемые. Однако меркантильные интересы не должны становиться шкурными.
Некоторые считают важным мотиватором страх. Страх остаться в одиночестве часто приводит ребенка в студию. Важно помочь ему найти свое место. Предложите ему поочередно несколько должностей в редакции – кто знает, где раскроется его талант. Вместо страха рождаются самоуважение и ответственность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru