ОЛИМПИЙСКИЙ КЛАСС
Последствия одной поправки
Министерство образования пытается
вдохнуть новую жизнь в систему школьных олимпиад
В 80-е годы школьные олимпиады переживали
расцвет. Каждая школа, район, город и область
посылали на них своих участников. Дипломы
победителя олимпиад (даже районных, не говоря о
городских) учитывались при поступлении в вузы. В
90-е годы олимпийское движение сдвинулось на
периферию образовательной жизни. Оно
существовало только благодаря усилиям
энтузиастов, которые упорно искали по городам и
весям одаренных детей.
Об олимпиадах снова заговорили только в 2001 году,
когда начинался эксперимент по ЕГЭ. 25 июня 2002
года федеральным законом была внесена поправка в
ст. 16 пункт 3 Закона РФ «Об образовании».
Она звучит так:
«Победители и призеры заключительного этапа
всероссийской олимпиады школьников и члены
сборных команд Российской Федерации,
участвующих в международных олимпиадах по
общеобразовательным предметам и сформированных
в порядке, определяемом Правительством РФ,
принимаются без вступительных испытаний в
государственные и муниципальные высшие учебные
заведения для обучения по направлениям и
специальностям, соответствующим профилям
олимпиады».
Последствия этой поправки почувствовали на себе
всего несколько человек в стране – те самые
победители международных олимпиад, которых, как
это ни странно, частенько не хотели принимать
столичные (и даже нестоличные) медицинские
академии.
Однако последствия ожидают также тысячи
российских школьников. По замыслу Министерства
образования, олимпиады снова должны войти в
жизнь любого подростка.
В 2002 году Министерству образования надо было
представить общественности приемлемую и
симпатичную альтернативу одновременно старой
системе выпускных и вступительных экзаменов и
новшеству – ЕГЭ. Оказалось, что система олимпиад,
которая никогда и ничем себя не запятнала,
идеально подходит на роль буфера.
На слушаниях в Государственной думе, посвященных
итогам ЕГЭ 2002 года, министр образования Владимир
Филиппов мог спокойно заявлять: «ЕГЭ объективно
не решает проблем приема в вузы и поиска
способной, талантливой молодежи. Мы хотим
расширить прием в вузы через систему олимпиад
(сейчас без экзаменов принимаются только
победители федеральных олимпиад)».
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов
уточнил мысль министра: «По результатам единого
госэкзамена в ВШЭ пришли не лучшие. Но и не
худшие! Мы хотим принимать студентов с
неординарным мышлением. Для них надо дополнить
ЕГЭ системой федеральных олимпиад. И проблема
комплектования элитных вузов этим закроется».
Оппонент Кузьминова коммунист Иван Мельников в
вопросе об олимпиадах согласился с обоими:
«Я противник той модели ЕГЭ, которая сейчас
внедряется в нашу образовательную жизнь. Надо
экспериментировать не с одной моделью, а
пробовать самые разные формы».
Еще один штрих в обсуждение добавил Исаак Калина,
тогда заведующий Главным управлением
образования Оренбурга, ныне замдиректора
издательства «Просвещение».
«Результаты ЕГЭ, – сказал он, – коррелируют с
результатами побед на областных олимпиадах, а
вовсе не с количеством золотых медалей по
области».
Первые трудности с внедрением олимпиад в
школьно-абитуриентскую жизнь начались уже в 2003
году, когда министерством были составлены
Правила для приема в вузы. Министерство внесло в
него пункт, что зачислять без экзаменов в высшие
учебные заведения следует не более 10 процентов
от победителей олимпиад местного масштаба.
Уточнение было здравое: в министерстве живо
представили себе, какое количество народу может
победить в олимпиаде, проводимой какой-нибудь
провинциальной юридической академией
(переделанной в таковую из сельхозинститута). Но
Минюст этот пункт опротестовал. И правильно
сделал. Сразу возникает вопрос: кто из приемной
комиссии будет отделять первых от тех, кто
первее?
Существуют вузы, которые, как Высшая школа
экономики, давно уже зачисляют студентов по
результатам своей собственной всероссийской
олимпиады (по отзывам ее участников, она гораздо
сложнее, чем вопросы вступительных экзаменов).
Однако для других вузов свои собственные
олимпиады могут стать неиссякаемым источником
доходов – ведь эти результаты (с благословения
Министерства образования) позволят поступать на
первый курс без экзаменов! К тому же на местных
олимпиадах не соблюдается таких беспрецедентных
мер осторожности, как на ЕГЭ: работы открыто
подписываются и проверяются не независимой
комиссией, а сотрудниками вузов. Поэтому одни
ждут министерского Положения об олимпиадах с
оптимизмом, другие – со скепсисом.
Традиционное осторожно-недоверчивое отношение к
олимпиадным льготам ярче всего выразилось в
разъяснениях Министерства образования,
подписанных первым заместителем министра
Григорием Балыхиным: оно касается присуждения
категории ГИФО победителям и призерам
всероссийской олимпиады школьников.
Эксперимент по ГИФО проходит в 2003 году в четырех
регионах. Категория ГИФО присуждается по
результатам ЕГЭ и служит для оплаты учебы в вузе.
Министерство образования (которое так
настаивает на приеме победителей олимпиад в вузы
без экзаменов) посчитало, что победители
всероссийской олимпиады недостойны первой
(высшей) категории ГИФО, позволяющей учиться
бесплатно на любом, даже самом престижном,
факультете университета.
«Победители и призеры заключительного этапа
всероссийской олимпиады школьников и члены
сборных команд РФ, участвовавших в международных
олимпиадах по общеобразовательным предметам, –
говорится в документе, – принимаются без
вступительных испытаний в государственные и
муниципальные образовательные учреждения
среднего и высшего профессионального
образования для обучения по направлениям
подготовки (специальностям), соответствующим
профилям олимпиады. Для них… устанавливается
вторая категория финансового обязательства.
Если они избрали специальность, соответствующую
профилю олимпиады и одновременно входящую в
Перечень специальностей, особо значимых для
социально-экономического развития региона, то им
устанавливается вторая категория финансового
обязательства с повышенным финансовым
обеспечением (приказ Министерства образования
России от 3 июня 2003 года № 2376)».
В переводе на русский язык это значит:
какой-нибудь отличник, прекрасно справившийся с
тестовыми заданиями и получивший 80 баллов на ЕГЭ,
имеет полное право на 1-ю категорию ГИФО. А
победитель всероссийской олимпиады – только на
2-ю категорию. Но если этот победитель будет
изучать в вузе муниципальное управление или
сельское хозяйство (специальность, значимая для
развития региона), то к его ГИФО 2-й категории
будет доплачиваться еще пять тысяч рублей.
В общем, это позволит олимпийцу учиться
бесплатно. За что спасибо.
Почему так обидели победителей всероссийской
олимпиады? Во-первых, из традиционного недоверия
к школьным олимпиадам вообще – мало ли кто на них
побеждает! Во-вторых, из-за специфики регионов,
участвующих в ГИФО. В республиках Чувашия, Марий
Эл и Саха (Якутия) никогда не было много
победителей всероссийских олимпиад. В Якутии –
обычно 2–3 человека, В Чувашии – 4–5, в Марий Эл,
как правило, никого. Зато к эксперименту по ГИФО в
2003 году присоединился Челябинск со своим
Южно-Уральским университетом. А Челябинская
область бьет все рекорды по количеству
олимпийцев – с ней не может сравниться даже
весьма плодовитый регион вокруг Москвы (см. выше).
Видимо, чтобы облегчить себе финансовое бремя,
министерство решило не давать победителям
олимпиад первой категории. Хватит с них и второй.
О чем все это говорит? С воскрешением школьных
олимпиад все не так гладко, как нам пытаются
представить. Министерство (которое не доверяет
даже данным всероссийской олимпиады) отдает себе
отчет, в какие олимпийские игры могут вовлечься
вузы. Наконец, старые кадры, увлеченно выявлявшие
одаренных детей, давно уже на пенсии. И нужно
готовить новых. А откуда им прийти?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|