Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОЛИМПИЙСКИЙ КЛАСС 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Задачка для победителей

Как доказать, что ты лучший, если ты уже выиграл международную олимпиаду?

Мир захватила страсть к победам на международных школьных олимпиадах. Такие олимпиады проводятся под эгидой ЮНЕСКО во всех странах мира. Их предметы – физика, химия, математика, биология, информатика. Каждая такая олимпиада обходится стране-организатору в миллион долларов. Последний раз Россия принимала умных школьников мира во времена СССР. В июле этого года – впервые со времен распада Союза – международную олимпиаду по биологии готовится провести Минск.

Китайская лихорадка, олимпиадный вирус

Каждая страна присылает на олимпиаду свою сборную. В России сборную составляют из победителей всероссийских олимпиад. В США, где такой традиции нет, перспективных учащихся набирает по школам специальная выездная комиссия.
Как и в большом спорте, национальность олимпийцев и их тренеров не имеет значения. Школьная сборная США по математике состоит главным образом из китайцев и индусов. В 1994 году на олимпиаде в Гонконге за США играл (с золотой медалью) только что выехавший вместе с родителями из России в Штаты старшеклассник Саша Хазанов. А рывок, который совершила за последние годы сборная Турции по физике (два года назад в неофициальном командном зачете она поднялась на почетное 10-е место среди 65 участников), в кулуарах объясняют появлением у турок нового тренера – учителя из России.
Все состязания на международных школьных олимпиадах – индивидуальные. Конечно же руководители каждой сборной придирчиво подсчитывают, на каком месте находится их команда. Неофициально, по количеству набранных очков, определяется, какое место занимает сборная в командном зачете. Вот данные одной из последних олимпиад по физике: Китай – 1-е место (218 очков), Россия – 2-е место (217 очков), США, Индия, Иран, Тайвань, Украина, Белоруссия, Турция. Рейтинговое место российской сборной по биологии немного ниже. Ее главными конкурентами являются не только США и Китай, но и Тайвань, Южная Корея, Сингапур.
На каждой международной олимпиаде лучших подростков вербуют в местные университеты. Российским победителям Международной олимпиады по биологии в шведской Упсале в 1999 году предлагали, например, выбрать для учебы университеты Швеции. Россияне отказывались – иные из патриотизма, иные от робости, а кто-то просто не представлял, на какие деньги поедет к месту учебы.
Но отнюдь не все участники международных олимпиад озабочены финансовыми проблемами. И некоторые охотно поступают в университет той страны, которая проводила олимпиаду.
Надеясь на пополнение своего интеллектуального потенциала, будущие страны-организаторы международных олимпиад образовывают нетерпеливую очередь. Расписание олимпийских игр для юных интеллектуалов составлено до 2016 года.
Международные олимпиады школьников транслируются по национальным каналам ТВ. У победителей берут интервью, их фотографии публикуют в газетах, их приглашают на встречи со школьниками и студентами.
За потраченный олимпийский миллион долларов страна-устроитель получает мощный образовательный импульс. Впечатать в сознание тинейджеров образ нового героя, мальчика в очках – и не сказочного Гарри Поттера, а живого и реального интеллектуала-победителя, – это стоит куда дороже миллиона долларов. В конце концов поняли это даже руководители европейских стран, которые позже других присоединились к международному олимпийскому движению.
Европейцы, проповедующие гуманистическую систему школьного образования, долго не хотели утруждать своих детей победами на международных интеллектуальных ристалищах. Кстати, и по сей день среди победителей международных олимпиад меньше всего европейцев (если не считать таковыми украинцев и белорусов).
Прежде всего выгоду олимпийских побед поняли в Китае.
Несколько месяцев до начала летних международных олимпиад победителей весенних всекитайских олимпиад тренируют профессора ведущих университетов. Китайские кандидаты на пьедестал почета больше не возвращаются в родные школы – их учеба заканчивается. Правда, и спрос с них жесткий. Несколько лет назад члены сборной России стали свидетелями того, как китайский школьник, поднимаясь на вторую ступень пьедестала почета, потерял сознание. Причину его обморока россиянам объяснили в кулуарах: за победу в олимпиаде юноше обещали учебу в престижном китайском вузе. Завоевав второе место, он лишился права на поступление.
Вслед за Китаем в охоту за первые места на олимпиадах включились Тайвань, Южная Корея, Иран – страны, которые переняли элементы системы школьного образования из бывшего СССР. В том числе раннюю диагностику одаренности и создание специализированных школ для будущих ученых. В любой из этих стран победителям международных олимпиад дается немало льгот. Например, золотой олимпиец из Ирана может рассчитывать как на отсрочку от службы в армии, так и на крупный подарок – квартиру или дом.
В 90-е годы вирус олимпиадной лихорадки захватил и США. Руководители американского образования приложили максимум усилий и сколотили несколько вышколенных сборных по разным предметам. Теперь примерный расклад на международных олимпиадах по математике и физике такой: Китай, Россия, США или Китай, США, Россия.
«Я не сторонник побед любыми силами. Обыграть Китай в командном зачете можно. Но, на мой взгляд, важнее, чтобы школьник нормально общался со сверстниками и учился в школе. Успех не стоит того», – заметил тренер российской сборной по математике Назар Агаханов.

В 2003 году международные олимпиады школьников будут проходить: по географии – с 12 июля в городе Тампа, США, по информатике – с 11 августа в Чикаго, США, по биологии – с 6 июля в Минске, Белоруссия, по математике – с 6 июля в Токио, Япония, по химии – с 5 июля в Афинах, Греция, по физике – с 31 июля на Тайване, Китай (если место не будет изменено из-за эпидемии атипичной пневмонии).
Тренеры сборных команд Российской Федерации на международных олимпиадах школьников:
по математике – Н.Агаханов, доцент Московского физико-технического института (государственного университета);
по физике – С.Козел, профессор Московского физико-технического института (государственного университета);
по биологии – В.Пасечник, профессор Московского государственного областного университета;
по информатике – В.Кирюхин, доцент Московского инженерно-физического института;
по химии – В.Еремин, доцент МГУ им. Ломоносова;
по географии – Л.Мажар, декан географического факультета Смоленского гуманитарного университета.

Всем – медали, все – свободны

Кандидатов на международные сборы отбирают из победителей всероссийской олимпиады. Их утверждают приказом Министерства образования и отправляют на учебно-тренировочные сборы. Тренировки будущей олимпийской сборной стараются сделать как можно более дешевыми, потому что их оплачивают региональные управления образования. По свидетельству тренеров, в регионах редко отказываются возмещать расходы будущих международных олимпийцев. «Все-таки это огромный престиж для региона», – говорят тренеры.
В конце июня уже начались учебно-тренировочные сборы по физике, по математике (в Долгопрудном, на базе МФТИ), по биологии (в Мытищах), по информатике (в Малоярославце). Членов сборной поселяют в общежитиях или школах, по возможности вне Москвы. С ними проводят каждодневные занятия. Тренеры сборных проверяют не столько уровень знаний (по их единодушному мнению, случайные люди в финалисты всероссийской олимпиады не выходят), сколько уровень эмоциональной устойчивости талантливых подростков, их способность равномерно работать. Наконец, за две недели сборов ребят, по словам одного из тренеров, «накачивают практическими знаниями».
«Что вы хотите, – вздыхает тренер российской сборной по биологии Владимир Пасечник, профессор Московского государственного областного университета, – если во многих школах нет даже микроскопов!»
Тренеры российских сборных по-разному оценивают уровень олимпийских задач. Назар Агаханов, доцент МФТИ, тренер сборной по математике: «Полностью укладываются в нашу школьную программу». Станислав Козел, профессор МФТИ, тренер сборной по физике: «Знания наших ребят глубже, но программа международных олимпиад шире». Владимир Пасечник, тренер сборной по биологии: «Эти задачи превышают нашу школьную программу».
Каждой международной сборной перед выездом на соревнования Министерство образования покупает форму. Команде по математике – одну, по информатике – другую. Как правило, это брюки и пиджак. Выделено на одежду в 2003 году по пять тысяч рублей.
«Мальчика на эти деньги одеть можно, – соглашается сотрудник Министерства образования Лариса Алексеева. – С девочками, конечно, было бы сложнее, но девочек в международной сборной нет. Да, девочки лучше учатся, а побеждают на олимпиадах все-таки мальчишки…»
Перед олимпиадами по физике и биологии, во время которых мальчики в очках выполняют дорогостоящие лабораторные работы, каждая сборная (она состоит из четырех или пяти школьников и двух руководителей) должна заплатить обязательный взнос: от 500 до 800 долларов. В России его по поручению Министерства образования выплачивает Минфин. Математики, которым для победы не нужно ничего, кроме бумаги и ручки, состязаются бесплатно. Им надо только купить билеты.
На протяжении многих лет Россия была столь равнодушна к победам своих граждан на международных олимпиадах, что билеты, случалось, приходилось выбивать с боем.
«Когда в 2000 году команда по физике ехала на олимпиаду в Англию, на приказе Владимир Филиппов написал: «Желаю успеха!» «А денег не дали, – с грустью вспоминает тренер сборной Станислав Козел. – За один день нам удалось занять несколько тысяч долларов. После нашего возвращения мы долго боролись за возвращение этих денег. Нам говорили: предоставьте документы. Какие документы! Мы же медали из Лондона привезли: три золотые и две серебряные!»
Встречался с победителями международных олимпиад Борис Ельцин. Сказал спасибо, пожал руки и подарил книгу о Кремле. Победители получили президентскую премию – четыре тысячи рублей за серебряную, три – за бронзовую медаль. Владимир Путин тоже встречался с победителями. Первая встреча была, как вспоминали очевидцы, какая-то сухая.
Однако интерес к международным олимпиадам и к олимпийскому движению внутри России возрастал.
Немалую роль в этом сыграл Фонд Владимира Потанина, который с 2000 года стал выплачивать студентам – бывшим победителям международных олимпиад регулярную стипендию: две тысячи рублей в месяц. Правда, в стипендиальную программу не попал ни один олимпиец 90-х годов.
«Я разделяю идею, что воспитание неблагополучных детей – благородная задача, – заявил Владимир Потанин на круглом столе «Дети, молодежь и образование», проведенном с членами Европейского центра фондов, впервые прибывшими в Россию для ознакомления с благотворительностью в нашей стране. – Но образование со времен СССР было у нас самым сильным, это единственно сильное, что нам досталось от СССР. Выбирая для себя между помощью обездоленным и помощью лидерам – выбираю тех, кто успешен».
После олигарха на победителей международных олимпиад обратило внимание правительство. В 2002 году интеллектуалам-олимпийцам пообещали повышение премиальных за победу: президентские (три тысячи рублей) и министерские (семь тысяч из программы «Одаренные дети»). Но много лет равнодушия не прошли даром. Все тренеры международных сборных занимаются своим делом давно. Они – бессребреники. Работают за идею. В путешествиях по заграницам достопримечательности не осматривают – некогда.
«Я не знаю, сколько еще смогу тренировать российскую сборную по физике, – говорит профессор Станислав Козел, 45 лет проработавший в Физтехе. – Если я перестану этим заниматься, смены у меня нет. Никому неохота работать за бесплатно».

Москва слезам не верит

После своего триумфа олимпийцы превращаются в студентов. 90 процентов победителей международных олимпиад по физике поступают в Физтех. Математики иногда предпочитают МГУ и Петербургский университет. Большинство победителей международных олимпиад – жители небольших городков и поселков. Завоевав мир, они пытаются завоевать Москву. Им нужно снимать в Москве жилье и зарабатывать на него. Но это оказывается труднее всего. Из сборной по биологии 1999 года, выступившей с золотыми, серебряными и бронзовыми медалями в шведской Упсале, двое не рискнули штурмовать Москву и остались учиться в своих городах.
«Да, у этих ребят есть проблемы, – признает тренер сборной по математике Назар Агаханов. – Они уже не могут занизить планку. Не могут учиться в более слабых вузах, чем МГУ и Физтех. Их просто вытолкнут!»
На 4-м курсе Физтеха олимпийцы припоминают свои подростковые победы. Они начинают писать письма в американские университеты. И пачками получают приглашения учиться в аспирантурах. За рубежом этих вчерашних мальчиков в очках, главных соперников американской и китайской сборных, знают и помнят поименно.
60 процентов олимпийских победителей уже покинули Россию...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru