Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Педагогическая алгебра, поверенная «Гармонией»

Сегодня мы продолжаем путешествие по центрам повышения квалификации на базе школ, работающих в режиме федеральных экспериментальных площадок. Выбрав одну из них, вы можете проучиться там и получить сертификат об обязательном повышении квалификации. Именно для того чтобы оценить, насколько вам близка педагогическая практика, цели и идея той или иной школы, мы предлагаем познакомиться с ними поближе. Педагоги каждой из таких школ готовы не только рассказать о своем уникальном опыте, но и помочь вам спроектировать собственную практику в условиях именно вашей школы, используя экспериментально опробованные принципы и методы, если они придутся вам по душе.

Недлинная история петербургской школы № 411 “Гармония”, наверное, ненамного отличается от биографии многих российских школ, ее ровесниц. Конец 80-х, район новостройки, до центра города далеко, новенькое кирпичное здание, подростки, норовящие прогулять уроки... Очевидный минус этого этапа в жизни школы – отсутствие традиций, уклада, дающих стабильность и устойчивость. С другой стороны, не давит груз прошлых ошибок, все можно начать с красной строки, именно так, как считаешь нужным. Тем более в традициях, в аромате истории недостатка нет, они буквально на каждом шагу: школа расположена на окраине Петергофа, известного на весь мир пригорода Петербурга.
Это была счастливая мысль – воспользоваться атмосферой истории, красоты, культуры, разлитыми вокруг: к обычной программе среднего образования прибавилась музыкальная школа, хореография и углубленное изучение английского языка. “Традиционный набор предметов слишком мал, чтобы дать возможность реализовать свои способности всем школьникам, – рассказывает директор, заслуженный учитель РФ Светлана Вишнякова. – Детей мы не отбираем, и были, например, ребята, которые не прогуливали только потому, что у них была возможность петь – единственное, что получалось в школе хорошо и приносило уверенность. Дети постепенно менялись, изменялось и их отношение к учебе, к школе”.
Первые годы школа, названная авторами и создателями культуротворческой, двигалась интуитивно, на ощупь, все больше расширяя спектр направлений, предлагаемых ребятам. А сейчас, после нескольких лет экспериментальной работы под руководством Алисы Валицкой, доктора педагогических наук, работает в режиме федеральной экспериментальной площадки.
Педагогическая концепция школы, как и положено, сформулирована в научных терминах и занимает не одну страницу. Если же объяснить в нескольких словах, то учителя “Гармонии” убеждены: школьникам для успешного образования и реализации всех своих способностей необходимо овладеть как можно большим количеством средств самовыражения. Далеко не всем хватает языка наук, изучаемых в традиционной школе, им необходим еще и язык танца, живописи, музыки. Они дополняют друг друга. Поэтому еще одной идеей школы стала интеграция. На одном уроке или по ходу изучения одной темы складываются усилия учителей нескольких дисциплин. На уроке английского дети рисуют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Экзамен по истории Петербурга сдают не только на русском, но и на английском. Тему по геометрии “Двугранные углы” изучают не по картинке в учебнике, а на дворцовых интерьерах.
Наверное, самым ярким результатом такого подхода можно назвать класс-студию “Маленький принц”, ребята из которой учатся уже в девятом классе. В их образовании с самого первого школьного дня были сконцентрированы все лучшие педагогические идеи культуротворческой школы. И студия стала своеобразной небольшой экспериментальной площадкой внутри экспериментального пространства всей школы.
Как обычно, все началось с энтузиаста, сказавшего “а давайте...” – таким лидером стала учительница музыки Елена Жигалко. В будущий первый класс набирали далеко не всех, но отбирали не детей (по способностям), а родителей (по убеждениям). Получился своего рода семейный клуб для тех, кто больше всего ценит развитие и общение.
Родители полностью переоборудовали стандартный школьный кабинет с лаборантской в помещение, где можно ставить спектакль, учиться танцевать, отдыхать или праздновать дни рождения, что там с успехом и происходит до сих пор. Дети с самого начала школьной жизни танцевали, рисовали, ставили спектакли, писали собственные рассказы и летопись класса, которая называется “Путешествие Маленького принца”. Очень быстро выяснилось, что когда учеба происходит именно так, в ритме интересной дружной жизни, в каждом ребенке проявляется талант – в спорте, искусстве или науке. Мало того, в классе практически нет конфликтов, ребята интересны друг другу. А их первой учительнице, чтобы не расставаться с классом, не раз пришлось учиться и осваивать новую профессию: сначала учителя литературы, потом освобожденного классного руководителя.
Такой опыт не мог оставить равнодушными и остальных педагогов, в школе провели “инвентаризацию”: кто чем увлекается и может собрать вокруг себя детей и взрослых в соответствии со своими интересами. И, по мнению заместителя директора по науке Евгении Майоровой, такой простой на первый взгляд административный шаг дал неожиданный эффект. Каждый задумался, чем он может быть интересен другим, и многие вдруг поняли, что хотели бы учиться. Не ради свидетельства о втором образовании или повышении квалификации, а потому, что им интересно какое-то конкретное направление в педагогике, науке или искусстве.

Может быть, именно поэтому школа “Гармония” не остановилась на получении статуса экспериментальной площадки, а стала центром повышения квалификации и приглашает на курсы всех российских учителей, которым идея культуротворческой школы показалась интересной. Тем более что такая модель образования совсем не обязательно существует в окружении дворцов и фонтанов, а приезжающих на курсы слушателей педагоги “Гармонии” учат включать в школьное образование и собственные увлечения и интересы, и элементы культуры, окружающие человека даже в небольшом городке или селе. Это умение пригодится и столичным учителям, и тем, чьи ученики реже, чем хотелось бы, могут попасть в музеи, театры, поехать на экскурсию.

Адрес: Санкт-Петербург, Петродворцовый р-н, ул. Ботаническая, 6
Тел.: (812) 428-57-09
Электронный адрес: school411@hotbox.ru

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru