Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

В поисках своей истории

Образовательные практики в музее-заповеднике Танаис

Конец учебного года. Время, когда хочется поваляться на травке, поболтать с друзьями, помечтать, искупаться, почитать что-нибудь необязательное, но школьные правила неумолимы к старшеклассникам: ты должен отработать практику. Это значит: таскать, привинчивать, вытирать пыль или возить грязной тряпкой, тоскливо поглядывая на часы. Нельзя ли оживить эту мертвую зону школьного образования? В ростовской школе “Эврика-развитие” считают, что можно. И готовы рассказать о своем опыте. «Есть на Земле места, над которыми звезды сошлись особым образом. Кажется, что они хранят все тайны мира. И мы приезжаем туда, чтобы понять себя. Наверное, таких мест не много. Одно из них – Танаис», – говорят ростовские школьники и их учителя, собираясь на летнюю практику. Она недаром называется образовательной – за шесть лет участники совершили немало открытий: как сделать работу с музейными экспонатами нескучной и личностно значимой, как примирить «хочу» и «надо», как обычный учитель с помощью детей становится тьютором... Возможно, прочитав рассказ о Танаисе, вы тоже захотите воспользоваться опытом и открытиями ростовчан, чтобы вместе с учениками превратить обычную летнюю практику в образовательную.

В последние годы все большему количеству педагогов становится понятно, что классно-урочная система сдерживает развитие образования. Предпринимается множество попыток изменить эту доставшуюся нам от прошлых поколений официальную форму организации школьной жизни. И наверное, неудивительно, что многие попытки вырваться за рамки традиционной образовательной системы бывают связаны с желанием буквально (физически) перенестись в другое – не школьное пространство. Шесть лет назад и мы начали свой поиск с того, что ненадолго, всего на несколько дней, перенесли свою школу в другое место – музей-заповедник «Танаис».

Неделя на фоне вечности

Шесть последних лет рядом с древними развалинами греческого города старшеклассники нашей школы устанавливают палатки, и на целую неделю мы перестаем быть ростовчанами и становимся танаитами. Цели и задачи практики, формы работы, состав детских групп изменяются каждый год. Неизменным остается приобщение к тайне, ощущение собственной причастности к вечности. Эти события в нашей жизни мы так и именуем: «Танаис-1», «Танаис-2», «Танаис-3», и так, надеюсь, до бесконечности.
Основная идея образовательной практики «Танаис» заключается в создании пространства, в котором личная образовательная проблема может быть не только решена каждым участником практики, но, главное, может возникнуть у каждого.
Каковы основные характеристики такого пространства? Чем и как оно создается? Каковы позиции участников этого пространства? Каждый раз мы заново отвечаем на эти вопросы. И это одна из важнейших целей образовательной практики «Танаис». Возможность совместного проживания (и в смысле жить вместе на одной территории, и в смысле совместного переживания ощущений) открывает потрясающие возможности для того, чтобы все – от идеи до ее реализации и обсуждения результатов – делалось вместе, то есть каждым, в зависимости от желания, потребности и возможностей. И разумеется, ситуацию практики необходимо использовать для установления отношений внутри школьного коллектива: между детьми, между ребенком и взрослым, да и между взрослыми складывается новый, нешкольный тип отношений, где каждый несет ответственность за происходящее и, главное, за то, что происходит с ним самим.

Праздник как образ жизни

«Танаис-3» ставил перед собой и решал следующие задачи:
создание модели разновозрастного внеклассно-урочного пространства, оптимального и для учебы, и для образования, и для индивидуального продвижения каждого;
определение педагогических позиций в этом пространстве;
создание разновозрастных групп в учебном пространстве.
А для решения всех этих задач, на наш взгляд, больше всего подходил праздник – «Праздник города Танаис». Восемь дней длилась практика «Танаис-3». Семь из них – подготовка, проекты, репетиции и, наконец, восьмой день – чудо удивления, радости и причастности.
Праздник какого города мы переживали? Того, что канул в Лету тысячелетия назад? Или города, построенного нами? Построенного в мечтах, в наших мыслях, а потом и здесь, в музее-заповеднике «Танаис». «Праздник города» – это не реконструкция конкретных исторических событий. Это попытка осмыслить историю в дне сегодняшнем. Не понять дословно (это невозможно), но почувствовать. И, доверяясь интуиции, воображению, ощутить себя танаитом, но танаитом в дне сегодняшнем. В дне сегодняшнем, но впитавшем в себя все светлые и мрачные мысли, чувства, страсти античных глубин.
Образовательная практика «Танаис-3» включала в себя работу четырех экспедиций, различных по содержанию, видам деятельности и формам работы («Музейная», «Археологическая», «Поиск своей истории», «Этнос-мастер», «Этнос-обряд») и теоретического семинара.

Дайте слово экспонату

Участники первой экспедиции работали с музейными экспонатами. Руководитель экспедиции организовала работу так, что здесь не только изучали историю, но и пытались понять принципы музейно-экскурсионной работы. Вместе с руководителем шестиклассники задавали себе вопросы: «Если я экскурсовод, что мне рассказать людям, чего нельзя прочесть в книгах или на музейных стендах? О чем должна быть моя экскурсия? О предметах или о людях, имеющих к ним отношение? Что вместо меня расскажут музейные экспонаты об этих людях? Их внешности, походке, манере говорить? Какие страсти их обуревали? И были ли эти страсти похожи на наши? Их смелость и наша – одно ли это и то же? Их любовь и наша любовь – одно чувство или два разных? Как узнать это по осколкам древних черепков? А если это невозможно, то зачем вообще нужны музеи?».
Итогом работы экспедиции стала экскурсия по музею, в которой с посетителями говорили сами экспонаты, наделенные, мы в этом уверены, мыслями, чувствами и даже характером.

Археолог – это вам не землекоп

Археологическая экспедиция существует третий год. Ее участники не только в теории, но на практике знакомятся с работой археологов. Но не это главное в работе экспедиции. Конечно, важно знать, как провести археологическую разведку, опознать курган, разделить раскоп на квадраты, зачистить поверхность и замерить находки. Работа связана с большой физической нагрузкой, тяжелым, кропотливым и не всегда заметным трудом. Результат работы этой экспедиции – это расчищенные подвалы городища, восстановленные в эскизах кварталы города и информационный доклад в «гимнасии» на празднике города.
Поскольку группы были очень разные, разными получились и итоги их работы.

Спектакль

Что может быть лучше для завершения «Поиска своей истории»? Создатели назвали его «Зеркало». А предшествовали ему ежедневные и еженощные размышления, споры, взлеты вдохновения... словом, работа в экспедиции. Слово и цвет, страсть и ее выражение, человек и его отражение в «Зеркале». Образы, рисунки, стихи, акварель, карандаш, кусок красного струящегося шелка – из всего этого сделали спектакль искатели своей истории.

Вспомните, как это было две тысячи лет назад...

«Этнос» – манящее, пугающее, таинственное слово. И чтобы обрести твердую почву под ногами, ты начинаешь искать знакомое, понятное, простое. И находишь в экспедиции «Мастер». Пока разум еще в нерешительности определяет, а так ли это делали древние греки, руки уже делают и обретают уверенность. Руки знают, а может быть, помнят, какими складками падает хитон, как застегивается пряжка на сандалиях, какими волнами укладываются в прическу волосы. Участники экспедиции делали своими руками не костюмы, а одежду для танаитов.
“Этнос-обряд” – здесь не только изучали обряды и традиции древних греков. Участники экспедиции придумали свой обряд. Нет, не повторяющий греческий и не похожий на него, но отражающий его, как бронзовое зеркало на стенде музея отражает мелькнувшую короткую челку.
И в день праздника участники экспедиции совершили обряд, придуманный и оформленный ими.

Тьюторы наоборот

Все, что происходит в пространстве практики, – действие образовательное. И в этом пространстве возник тьюторский семинар наоборот. А все оттого, что в Танаисе оказались люди, которые хотят быть тьюторами и понимают необходимость возникновения новой педагогической профессии. Они обратились к участникам практики с просьбой помочь им во всем разобраться. На неделю все становится как бы наоборот: не тьютор помогает человеку в движении к образованию, а целая группа участников практики помогает своему тьютору, объясняя, как и когда у них возникает потребность в таком образовательном спутнике.

Обязанности, выигранные в лотерею

Каждому, кто попал в пространство «Танаис-3», предстояло определиться в отношении к тому, что будет происходить: что ты будешь здесь делать, как это можно сделать и где, с кем это можно делать и вообще зачем это нужно мне и всем остальным.
Первый шаг к определению был сделан, когда большинство танаитов поняли, что для проведения праздника совершенно необходимо многое сделать, даже если очень не хочется – без этого праздник не может состояться. Тогда был составлен список самых необходимых дел и разыгран в лотерею. Вытащенный тобою билет мог не оказаться счастливым, но, чтобы праздник получился для всех, важно было выполнить задание, которое тебе досталось: стать режиссером спектакля, оформить вернисаж, провести экскурсию, прочесть лекцию и т.д. Таким образом, каждому из нас была задана позиция «должен». А как же быть с моим «хочу»?
Наступал второй шаг определения. Каждый попытался сформулировать: что бы он хотел сделать для праздника и для себя.
Третий шаг определения: понять, где я могу реализовать свое желание, в какой из четырех заявленных экспедиций, или предложить свой способ.
И, наконец, четвертым шагом определения каждый выбрал себе тьютора, которому хотел бы помочь и у которого готов был искать помощи.
Казалось бы, момент определения произошел. Но как быть тому, у кого позиция «должен» – «хочу» не совпадает? Выход первый: можно не делать. Выход второй: выполнить то, что должен, хорошо, но с минимальными затратами времени и сил, ибо и то и другое нужно мне для того, что хочу. И наконец, выход третий: найти способ перевести позицию «должен» в позицию «хочу»: найти возможность так выполнить порученное задание, чтобы максимально приблизиться к своей личной цели.
Как раз третий вариант очень сильно расширяет поле деятельности каждого. Выбрав его, недостаточно работать лишь в одной экспедиции, важно попасть в самые разные точки пространства практики. И все четыре экспедиции приобретают размытые границы, нет ограниченного круга участников, в экспедицию может прийти каждый, кому интересно или необходимо решить какую-то проблему.
Насколько реально это осуществить, если экспедиции существуют параллельно? Мы столкнулись с этой проблемой и... изобрели то, что назвали «тактность». Ежедневно работа экспедиций состояла из нескольких «тактов», они начинались и заканчивались одновременно. Каждый «такт» содержательно представлял собой некую целостность и законченность. Каждый участник практики мог во время смены «тактов» переходить из одной экспедиции в другую, не теряя ни содержания, ни эмоционального фона экспедиции.
И еще один важный организационный момент, помогающий сохранять целостность пространства при всем его многообразии – ежедневная «Радуга» – час, когда все собирались вместе, чтобы каждый мог рассказать о самом важном, самом интересном.

Наталья ЗУБКОВА
Ростов-на-Дону

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru