ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
В поисках своей истории
Образовательные практики в
музее-заповеднике Танаис
Конец учебного года. Время, когда
хочется поваляться на травке, поболтать с
друзьями, помечтать, искупаться, почитать
что-нибудь необязательное, но школьные правила
неумолимы к старшеклассникам: ты должен
отработать практику. Это значит: таскать,
привинчивать, вытирать пыль или возить грязной
тряпкой, тоскливо поглядывая на часы. Нельзя ли
оживить эту мертвую зону школьного образования?
В ростовской школе “Эврика-развитие” считают,
что можно. И готовы рассказать о своем опыте.
«Есть на Земле места, над которыми звезды сошлись
особым образом. Кажется, что они хранят все тайны
мира. И мы приезжаем туда, чтобы понять себя.
Наверное, таких мест не много. Одно из них –
Танаис», – говорят ростовские школьники и их
учителя, собираясь на летнюю практику. Она
недаром называется образовательной – за шесть
лет участники совершили немало открытий: как
сделать работу с музейными экспонатами
нескучной и личностно значимой, как примирить
«хочу» и «надо», как обычный учитель с помощью
детей становится тьютором... Возможно, прочитав
рассказ о Танаисе, вы тоже захотите
воспользоваться опытом и открытиями ростовчан,
чтобы вместе с учениками превратить обычную
летнюю практику в образовательную.
В последние годы все большему
количеству педагогов становится понятно, что
классно-урочная система сдерживает развитие
образования. Предпринимается множество попыток
изменить эту доставшуюся нам от прошлых
поколений официальную форму организации
школьной жизни. И наверное, неудивительно, что
многие попытки вырваться за рамки традиционной
образовательной системы бывают связаны с
желанием буквально (физически) перенестись в
другое – не школьное пространство. Шесть лет
назад и мы начали свой поиск с того, что
ненадолго, всего на несколько дней, перенесли
свою школу в другое место – музей-заповедник
«Танаис».
Неделя на фоне вечности
Шесть последних лет рядом с древними развалинами
греческого города старшеклассники нашей школы
устанавливают палатки, и на целую неделю мы
перестаем быть ростовчанами и становимся
танаитами. Цели и задачи практики, формы работы,
состав детских групп изменяются каждый год.
Неизменным остается приобщение к тайне, ощущение
собственной причастности к вечности. Эти события
в нашей жизни мы так и именуем: «Танаис-1»,
«Танаис-2», «Танаис-3», и так, надеюсь, до
бесконечности.
Основная идея образовательной практики «Танаис»
заключается в создании пространства, в котором
личная образовательная проблема может быть не
только решена каждым участником практики, но,
главное, может возникнуть у каждого.
Каковы основные характеристики такого
пространства? Чем и как оно создается? Каковы
позиции участников этого пространства? Каждый
раз мы заново отвечаем на эти вопросы. И это одна
из важнейших целей образовательной практики
«Танаис». Возможность совместного проживания (и
в смысле жить вместе на одной территории, и в
смысле совместного переживания ощущений)
открывает потрясающие возможности для того,
чтобы все – от идеи до ее реализации и обсуждения
результатов – делалось вместе, то есть каждым, в
зависимости от желания, потребности и
возможностей. И разумеется, ситуацию практики
необходимо использовать для установления
отношений внутри школьного коллектива: между
детьми, между ребенком и взрослым, да и между
взрослыми складывается новый, нешкольный тип
отношений, где каждый несет ответственность за
происходящее и, главное, за то, что происходит с
ним самим.
Праздник как образ жизни
«Танаис-3» ставил перед собой и решал следующие
задачи:
создание модели разновозрастного
внеклассно-урочного пространства, оптимального
и для учебы, и для образования, и для
индивидуального продвижения каждого;
определение педагогических позиций в этом
пространстве;
создание разновозрастных групп в учебном
пространстве.
А для решения всех этих задач, на наш взгляд,
больше всего подходил праздник – «Праздник
города Танаис». Восемь дней длилась практика
«Танаис-3». Семь из них – подготовка, проекты,
репетиции и, наконец, восьмой день – чудо
удивления, радости и причастности.
Праздник какого города мы переживали? Того, что
канул в Лету тысячелетия назад? Или города,
построенного нами? Построенного в мечтах, в наших
мыслях, а потом и здесь, в музее-заповеднике
«Танаис». «Праздник города» – это не
реконструкция конкретных исторических событий.
Это попытка осмыслить историю в дне сегодняшнем.
Не понять дословно (это невозможно), но
почувствовать. И, доверяясь интуиции,
воображению, ощутить себя танаитом, но танаитом в
дне сегодняшнем. В дне сегодняшнем, но впитавшем
в себя все светлые и мрачные мысли, чувства,
страсти античных глубин.
Образовательная практика «Танаис-3» включала в
себя работу четырех экспедиций, различных по
содержанию, видам деятельности и формам работы
(«Музейная», «Археологическая», «Поиск своей
истории», «Этнос-мастер», «Этнос-обряд») и
теоретического семинара.
Дайте слово экспонату
Участники первой экспедиции работали с
музейными экспонатами. Руководитель экспедиции
организовала работу так, что здесь не только
изучали историю, но и пытались понять принципы
музейно-экскурсионной работы. Вместе с
руководителем шестиклассники задавали себе
вопросы: «Если я экскурсовод, что мне рассказать
людям, чего нельзя прочесть в книгах или на
музейных стендах? О чем должна быть моя
экскурсия? О предметах или о людях, имеющих к ним
отношение? Что вместо меня расскажут музейные
экспонаты об этих людях? Их внешности, походке,
манере говорить? Какие страсти их обуревали? И
были ли эти страсти похожи на наши? Их смелость и
наша – одно ли это и то же? Их любовь и наша любовь
– одно чувство или два разных? Как узнать это по
осколкам древних черепков? А если это невозможно,
то зачем вообще нужны музеи?».
Итогом работы экспедиции стала экскурсия по
музею, в которой с посетителями говорили сами
экспонаты, наделенные, мы в этом уверены, мыслями,
чувствами и даже характером.
Археолог – это вам не землекоп
Археологическая экспедиция существует третий
год. Ее участники не только в теории, но на
практике знакомятся с работой археологов. Но не
это главное в работе экспедиции. Конечно, важно
знать, как провести археологическую разведку,
опознать курган, разделить раскоп на квадраты,
зачистить поверхность и замерить находки. Работа
связана с большой физической нагрузкой, тяжелым,
кропотливым и не всегда заметным трудом.
Результат работы этой экспедиции – это
расчищенные подвалы городища, восстановленные в
эскизах кварталы города и информационный доклад
в «гимнасии» на празднике города.
Поскольку группы были очень разные, разными
получились и итоги их работы.
Спектакль
Что может быть лучше для завершения «Поиска
своей истории»? Создатели назвали его «Зеркало».
А предшествовали ему ежедневные и еженощные
размышления, споры, взлеты вдохновения... словом,
работа в экспедиции. Слово и цвет, страсть и ее
выражение, человек и его отражение в «Зеркале».
Образы, рисунки, стихи, акварель, карандаш, кусок
красного струящегося шелка – из всего этого
сделали спектакль искатели своей истории.
Вспомните, как это было две тысячи
лет назад...
«Этнос» – манящее, пугающее, таинственное слово.
И чтобы обрести твердую почву под ногами, ты
начинаешь искать знакомое, понятное, простое. И
находишь в экспедиции «Мастер». Пока разум еще в
нерешительности определяет, а так ли это делали
древние греки, руки уже делают и обретают
уверенность. Руки знают, а может быть, помнят,
какими складками падает хитон, как застегивается
пряжка на сандалиях, какими волнами укладываются
в прическу волосы. Участники экспедиции делали
своими руками не костюмы, а одежду для танаитов.
“Этнос-обряд” – здесь не только изучали обряды
и традиции древних греков. Участники экспедиции
придумали свой обряд. Нет, не повторяющий
греческий и не похожий на него, но отражающий его,
как бронзовое зеркало на стенде музея отражает
мелькнувшую короткую челку.
И в день праздника участники экспедиции
совершили обряд, придуманный и оформленный ими.
Тьюторы наоборот
Все, что происходит в пространстве практики, –
действие образовательное. И в этом пространстве
возник тьюторский семинар наоборот. А все оттого,
что в Танаисе оказались люди, которые хотят быть
тьюторами и понимают необходимость
возникновения новой педагогической профессии.
Они обратились к участникам практики с просьбой
помочь им во всем разобраться. На неделю все
становится как бы наоборот: не тьютор помогает
человеку в движении к образованию, а целая группа
участников практики помогает своему тьютору,
объясняя, как и когда у них возникает потребность
в таком образовательном спутнике.
Обязанности, выигранные в лотерею
Каждому, кто попал в пространство «Танаис-3»,
предстояло определиться в отношении к тому, что
будет происходить: что ты будешь здесь делать,
как это можно сделать и где, с кем это можно
делать и вообще зачем это нужно мне и всем
остальным.
Первый шаг к определению был сделан, когда
большинство танаитов поняли, что для проведения
праздника совершенно необходимо многое сделать,
даже если очень не хочется – без этого праздник
не может состояться. Тогда был составлен список
самых необходимых дел и разыгран в лотерею.
Вытащенный тобою билет мог не оказаться
счастливым, но, чтобы праздник получился для
всех, важно было выполнить задание, которое тебе
досталось: стать режиссером спектакля, оформить
вернисаж, провести экскурсию, прочесть лекцию и
т.д. Таким образом, каждому из нас была задана
позиция «должен». А как же быть с моим «хочу»?
Наступал второй шаг определения. Каждый
попытался сформулировать: что бы он хотел
сделать для праздника и для себя.
Третий шаг определения: понять, где я могу
реализовать свое желание, в какой из четырех
заявленных экспедиций, или предложить свой
способ.
И, наконец, четвертым шагом определения каждый
выбрал себе тьютора, которому хотел бы помочь и у
которого готов был искать помощи.
Казалось бы, момент определения произошел. Но как
быть тому, у кого позиция «должен» – «хочу» не
совпадает? Выход первый: можно не делать. Выход
второй: выполнить то, что должен, хорошо, но с
минимальными затратами времени и сил, ибо и то и
другое нужно мне для того, что хочу. И наконец,
выход третий: найти способ перевести позицию
«должен» в позицию «хочу»: найти возможность так
выполнить порученное задание, чтобы максимально
приблизиться к своей личной цели.
Как раз третий вариант очень сильно расширяет
поле деятельности каждого. Выбрав его,
недостаточно работать лишь в одной экспедиции,
важно попасть в самые разные точки пространства
практики. И все четыре экспедиции приобретают
размытые границы, нет ограниченного круга
участников, в экспедицию может прийти каждый,
кому интересно или необходимо решить какую-то
проблему.
Насколько реально это осуществить, если
экспедиции существуют параллельно? Мы
столкнулись с этой проблемой и... изобрели то, что
назвали «тактность». Ежедневно работа
экспедиций состояла из нескольких «тактов», они
начинались и заканчивались одновременно. Каждый
«такт» содержательно представлял собой некую
целостность и законченность. Каждый участник
практики мог во время смены «тактов» переходить
из одной экспедиции в другую, не теряя ни
содержания, ни эмоционального фона экспедиции.
И еще один важный организационный момент,
помогающий сохранять целостность пространства
при всем его многообразии – ежедневная «Радуга»
– час, когда все собирались вместе, чтобы каждый
мог рассказать о самом важном, самом интересном.
Наталья ЗУБКОВА
Ростов-на-Дону
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|