Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Нескучный жанр для методической статьи

Почему большинство учителей не любят и не умеют писать о своей работе?
Можно ли этому научиться? И если можно, то зачем?

Был жаркий летний день. По плану после ремонтных работ предполагалось заниматься написанием статей в сборник «Творческие педагогические работы года».
– Мне вообще писать нечего – ничего интересного, все обычно, – говорили одни.
– А я вообще писать не могу, я только говорить умею, – сокрушались другие.
– Вы все тут так методически выражаетесь, а я этим языком не владею, – комплексовали третьи.
– Давайте попробуем вместе, – предложила я, и три мои симпатичные коллеги – Вера, Марина и Неля – согласились.
Мы устроились на траве, взяв бумагу и очинив перья, и с готовностью все преодолеть начали работать. В результате сидения, думания и выдвижения вялых предложений типа: «Опишу изменения одного ребенка в течение года», «Может, вспомнить интересный урок?» и не вдохновляющей идеи создать «банк собственных методических приемов или игр» наступила тишина.
Неля, Вера и Марина сидели с обреченными лицами. Я бодрым голосом пыталась рассуждать о важности поставленной задачи, а также о многообразии выбора форм работы. Проталкивание лозунга «Вы это можете!» и манипуляции по внушению всеобщей талантливости успехом не увенчались, а нависшая пауза какой-то безнадежности затянулась...

Итак, у администрации появляется мысль опубликовать методический сборник школы. Учитель получает задание написать творческую методическую работу (в форме статьи, эссе, рефлексии...) о своей практической или теоретической деятельности.
Задание встречает почти у всех негативную реакцию. Что скрывается за ней? Нежелание совершить усилие над собой, неприятие нового или просто усталость? Возможно... Но главная причина, на мой взгляд, кроется в непонимании тех, кто дает подобное задание, механизмов создания подобных текстов.
Что же такое написать методическую творческую статью о своей работе и каких качеств она требует от учителя?
– достаточно высокой степени осознания своей педагогической деятельности;
– владения формами литературной письменной речи;
– навыка применения методологической терминологии (либо собственного испытанного стиля изложения);
– а главное – уверенности в том, что ты делаешь как учитель, методист или педагог-философ, то есть той уверенности, которая влечет за собой желание публиковаться.
Думаю, что из большого числа педагогов-практиков, никогда в жизни не творивших в свободном литературном жанре (кроме отчетов о проделанной работе, если их можно отнести к таковому), найдутся лишь единицы, совершенно готовые к подобной деятельности.
Более того, этими единицами наверняка окажутся люди, поднаторевшие в собственном научном, литературном или художественном творчестве, те, у кого есть навык осмысления и оформления внутренних творческих процессов.
В остальных случаях мы будем иметь сопротивление одних или переживание по поводу собственного несовершенства других.
Что означает наше стремление внезапно получить результат в виде серьезных (научных, аналитических, методических, философских) да еще и творческих работ от тех, кто никогда этим не занимался, – неумное желание нового, незнание законов творчества или неосознание их?
Думаю, что для большинства нормальных людей необходим переход от обычного состояния к осмысленной теоретической деятельности через практическое творчество в любой выбранной форме (всевозможное придумывание, рисование, пение, театр, конструирование, рукоделие, движение...) для того, чтобы проявить внутреннюю творческую жизнь каждого и создать подлинную мотивацию деятельности.
Нахождение своей творческой ниши и приобретение навыка создания собственного текста дают необходимые спокойствие и уверенность в себе и как следствие – желание публикации.
Несколько слов о публикации как таковой. Учитель каждый день вынужден публиковаться – такая работа.
Когда у тебя есть что принести детям – живого, нового, тебе самому интересного, – на урок летишь раньше звонка с тайной, сюрпризом, открытием, которому хочется вместе порадоваться. Каждый должен иметь что-то, что можно опубликовать, – вот залог здоровья и счастья учителя и его учеников. Но для этого нужно иметь налаженный контакт с источником нового, то есть со своей творящей сущностью.
А дальше творящий (не понаслышке) педагог, умеющий выразить в форме свою работу, владеющий способами творчества и понимающий природу этих процессов в человеке может организовать эвристическую образовательную среду.
Необходимость создания творческой среды для педагогов назревает с каждым днем. Об этом активно заявляют уже многие учителя школы. «Нам самим сначала надо учиться творить, чтобы делать творческие работы с детьми», «Как я могу вдохновлять на творчество детей, если не знаю способов и не владею формами?» – вот что слышишь от учителей.
Педагоги давно предлагают создать постоянно действующий клуб творчества взрослых, причем художественного. Это еще раз подтверждает, что, вынуждая учителей заниматься впрямую и сразу теоретическим и методическим творчеством, мы становимся в позу «репродуктивного» учителя, ждущего от своих учеников «эвристических» творений и негодующего по поводу отсутствия творчества.
Получившаяся в результате у нас четырех работа не является статьей или рефлексией. Это текст, рожденный в свободной атмосфере, которая может возникнуть, если захотеть, сама по себе.
На мой взгляд, это просто сказка, но она отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к творческой методической работе учителя. Она одновременно стала:
– одной из форм творческой деятельности (придумыванием, сочинением);
– универсальной формой для коллективного творчества с заложенной индивидуализацией (каждая глава, вытекая из общего начала, отдана на разработку одному из участников);
– способом самостоятельного выбора и определения участниками;
– мотивацией для обучения (например, для написания своей главы Вера изучала анатомию рыб по учебнику и по ряду вопросов консультировалась со специалистом);
– поводом для применения новых знаний (Марина в своей главе блестяще продемонстрировала усвоение и глубокое понимание сути эвристической образовательной среды);
– опытом личного литературного творчества, проявления уникальности речевого стиля;
– произведением для чтения (представляю, с каким интересом будут читать эту сказку дети и взрослые, которые знают и любят авторов);
– наконец, это то, что позволяет узнать и понять людям друг друга глубже и тоньше, чем на педсовете или за обеденным столом, создает ту самую атмосферу принятия и видения уникальности каждого.

...нависшая пауза какой-то безнадежности затянулась...
Тут, как всегда в тупиковых ситуациях, когда надо не думать, а быстро уже делать, вырвалось:
– Давайте сочинять сказку.
– Так сказали же нельзя – надо методическое, – возразила Маринка.
– А мы совершенно методическое. Поехали по кругу. Вера, давай.
Вера чуть помолчала и вдруг, спокойно глядя вдаль, сказала:
– Ну хорошо. Жили-были старые липы. Нет, просто – жили старые липы... – Ага. – И все посмотрели на Нелю. Неля сразу же уверенно, как само собой разумеющееся:
– И под ними валялись семена от вяза...
– И каким ветром их сюда занесло? – вставила Маринка.
И тут возникло знакомое предчувствие чуда, которое опять тихо пришло и встало на пороге. Оно исчезнет, если уставиться на него прямо или заговорить о нем. Нужно просто посмотреть вдаль, то есть в себя, и ощутить внутри свободную пустую комнату без стен, пола и потолка. Тогда оно войдет, чтобы остаться с тобой.

Ольга ЦОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru