ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Нескучный жанр для методической статьи
Почему большинство учителей не любят и
не умеют писать о своей работе?
Можно ли этому научиться? И если можно, то зачем?
Был жаркий летний день. По плану
после ремонтных работ предполагалось заниматься
написанием статей в сборник «Творческие
педагогические работы года».
– Мне вообще писать нечего – ничего интересного,
все обычно, – говорили одни.
– А я вообще писать не могу, я только говорить
умею, – сокрушались другие.
– Вы все тут так методически выражаетесь, а я
этим языком не владею, – комплексовали третьи.
– Давайте попробуем вместе, – предложила я, и три
мои симпатичные коллеги – Вера, Марина и Неля –
согласились.
Мы устроились на траве, взяв бумагу и очинив
перья, и с готовностью все преодолеть начали
работать. В результате сидения, думания и
выдвижения вялых предложений типа: «Опишу
изменения одного ребенка в течение года», «Может,
вспомнить интересный урок?» и не вдохновляющей
идеи создать «банк собственных методических
приемов или игр» наступила тишина.
Неля, Вера и Марина сидели с обреченными лицами. Я
бодрым голосом пыталась рассуждать о важности
поставленной задачи, а также о многообразии
выбора форм работы. Проталкивание лозунга «Вы
это можете!» и манипуляции по внушению всеобщей
талантливости успехом не увенчались, а нависшая
пауза какой-то безнадежности затянулась...
Итак, у администрации появляется мысль
опубликовать методический сборник школы.
Учитель получает задание написать творческую
методическую работу (в форме статьи, эссе,
рефлексии...) о своей практической или
теоретической деятельности.
Задание встречает почти у всех негативную
реакцию. Что скрывается за ней? Нежелание
совершить усилие над собой, неприятие нового или
просто усталость? Возможно... Но главная причина,
на мой взгляд, кроется в непонимании тех, кто дает
подобное задание, механизмов создания подобных
текстов.
Что же такое написать методическую творческую
статью о своей работе и каких качеств она требует
от учителя?
– достаточно высокой степени осознания своей
педагогической деятельности;
– владения формами литературной письменной
речи;
– навыка применения методологической
терминологии (либо собственного испытанного
стиля изложения);
– а главное – уверенности в том, что ты делаешь
как учитель, методист или педагог-философ, то
есть той уверенности, которая влечет за собой
желание публиковаться.
Думаю, что из большого числа педагогов-практиков,
никогда в жизни не творивших в свободном
литературном жанре (кроме отчетов о проделанной
работе, если их можно отнести к таковому),
найдутся лишь единицы, совершенно готовые к
подобной деятельности.
Более того, этими единицами наверняка окажутся
люди, поднаторевшие в собственном научном,
литературном или художественном творчестве, те,
у кого есть навык осмысления и оформления
внутренних творческих процессов.
В остальных случаях мы будем иметь сопротивление
одних или переживание по поводу собственного
несовершенства других.
Что означает наше стремление внезапно получить
результат в виде серьезных (научных,
аналитических, методических, философских) да еще
и творческих работ от тех, кто никогда этим не
занимался, – неумное желание нового, незнание
законов творчества или неосознание их?
Думаю, что для большинства нормальных людей
необходим переход от обычного состояния к
осмысленной теоретической деятельности через
практическое творчество в любой выбранной форме
(всевозможное придумывание, рисование, пение,
театр, конструирование, рукоделие, движение...)
для того, чтобы проявить внутреннюю творческую
жизнь каждого и создать подлинную мотивацию
деятельности.
Нахождение своей творческой ниши и приобретение
навыка создания собственного текста дают
необходимые спокойствие и уверенность в себе и
как следствие – желание публикации.
Несколько слов о публикации как таковой. Учитель
каждый день вынужден публиковаться – такая
работа.
Когда у тебя есть что принести детям – живого,
нового, тебе самому интересного, – на урок летишь
раньше звонка с тайной, сюрпризом, открытием,
которому хочется вместе порадоваться. Каждый
должен иметь что-то, что можно опубликовать, –
вот залог здоровья и счастья учителя и его
учеников. Но для этого нужно иметь налаженный
контакт с источником нового, то есть со своей
творящей сущностью.
А дальше творящий (не понаслышке) педагог,
умеющий выразить в форме свою работу, владеющий
способами творчества и понимающий природу этих
процессов в человеке может организовать
эвристическую образовательную среду.
Необходимость создания творческой среды для
педагогов назревает с каждым днем. Об этом
активно заявляют уже многие учителя школы. «Нам
самим сначала надо учиться творить, чтобы делать
творческие работы с детьми», «Как я могу
вдохновлять на творчество детей, если не знаю
способов и не владею формами?» – вот что слышишь
от учителей.
Педагоги давно предлагают создать постоянно
действующий клуб творчества взрослых, причем
художественного. Это еще раз подтверждает, что,
вынуждая учителей заниматься впрямую и сразу
теоретическим и методическим творчеством, мы
становимся в позу «репродуктивного» учителя,
ждущего от своих учеников «эвристических»
творений и негодующего по поводу отсутствия
творчества.
Получившаяся в результате у нас четырех работа
не является статьей или рефлексией. Это текст,
рожденный в свободной атмосфере, которая может
возникнуть, если захотеть, сама по себе.
На мой взгляд, это просто сказка, но она отвечает
всем необходимым требованиям, предъявляемым к
творческой методической работе учителя. Она
одновременно стала:
– одной из форм творческой деятельности
(придумыванием, сочинением);
– универсальной формой для коллективного
творчества с заложенной индивидуализацией
(каждая глава, вытекая из общего начала, отдана на
разработку одному из участников);
– способом самостоятельного выбора и
определения участниками;
– мотивацией для обучения (например, для
написания своей главы Вера изучала анатомию рыб
по учебнику и по ряду вопросов консультировалась
со специалистом);
– поводом для применения новых знаний (Марина в
своей главе блестяще продемонстрировала
усвоение и глубокое понимание сути
эвристической образовательной среды);
– опытом личного литературного творчества,
проявления уникальности речевого стиля;
– произведением для чтения (представляю, с каким
интересом будут читать эту сказку дети и
взрослые, которые знают и любят авторов);
– наконец, это то, что позволяет узнать и понять
людям друг друга глубже и тоньше, чем на
педсовете или за обеденным столом, создает ту
самую атмосферу принятия и видения уникальности
каждого.
...нависшая пауза какой-то безнадежности
затянулась...
Тут, как всегда в тупиковых ситуациях, когда надо
не думать, а быстро уже делать, вырвалось:
– Давайте сочинять сказку.
– Так сказали же нельзя – надо методическое, –
возразила Маринка.
– А мы совершенно методическое. Поехали по кругу.
Вера, давай.
Вера чуть помолчала и вдруг, спокойно глядя
вдаль, сказала:
– Ну хорошо. Жили-были старые липы. Нет, просто –
жили старые липы... – Ага. – И все посмотрели на
Нелю. Неля сразу же уверенно, как само собой
разумеющееся:
– И под ними валялись семена от вяза...
– И каким ветром их сюда занесло? – вставила
Маринка.
И тут возникло знакомое предчувствие чуда,
которое опять тихо пришло и встало на пороге. Оно
исчезнет, если уставиться на него прямо или
заговорить о нем. Нужно просто посмотреть вдаль,
то есть в себя, и ощутить внутри свободную пустую
комнату без стен, пола и потолка. Тогда оно
войдет, чтобы остаться с тобой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|