ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Как учителю не ссориться со своим
здоровьем?
Советы на каникулы
Еще несколько дней, и наступит
долгожданный отпуск – время, когда можно наконец
подумать о себе, а не об учениках, тетрадях,
планах… Впереди свободное время и отдых.
Помните, когда такое было в последний раз?
Выходные наверняка заняты мыслями о работе и
текущими делами. Праздники? Разве вырваться из
круга забот даже на несколько свободных дней?
Больничный… А давно ли вы в последний раз брали
больничный лист? Ведь это некстати, не хочется, да
и невозможно оставить класс, всегда горячее
время…
Сотрудники кафедры
психолого-педагогических технологий охраны и
укрепления здоровья Академии повышения
квалификации и переподготовки работников
образования (АПКиПРО) провели исследования,
согласно которым большинство учителей стараются
по возможности не брать больничных, чтобы не
пропускать работу. 72% педагогов не считают
причиной невыхода на работу легкое недомогание,
незначительное повышение температуры и
начальные признаки простудного заболевания. 44% –
переносят на ногах повышение температуры до 38
градусов, не прекращая выполнять свои
профессиональные обязанности. Чувство
ответственности не позволяет учителям бросить
своих учеников, да и заменить их бывает некому.
Вот и трудятся на износ. А что делать, когда этот
износ уже настал? Бросать работу? Принимать
всевозможные восстанавливающие препараты? Лучше
бы вообще обойтись без срывов – но бывает ли так?
Зато можно использовать отпуск для
восстановления пошатнувшегося здоровья и
душевного равновесия.
Как утверждает заведующий кафедрой
психолого-педагогических технологий охраны и
укрепления здоровья АПКиПРО кандидат
медицинских наук Никита Константинович Смирнов,
учителей, как правило, видно издалека: и внешне, и
эмоционально педагоги похожи друг на друга –
утомленность, потухший взгляд и болезненный вид.
Состояние здоровья педагогов как
профессиональной группы нельзя признать
благополучным, считают сотрудники кафедры. Их
исследования показали, что из 620 человек 18%
оценили свое здоровье на 7 баллов, 26% – на 6 баллов,
19% – на 5 баллов и 13% – на 4 балла. То есть «средний
балл» – «удовлетворительно». Именно это
состояние между «здоров» и «болен», которое
специалисты относят к фазе развития состояния
стресса, называют «третьим состоянием», когда
для человека характерно постепенное истощение
адаптационных ресурсов организма и
соответственно высок риск развития более
тяжелой патологии. Кстати, одна из самых
актуальных для учителей проблем (особенно долго
работающих в школе) – «расшатанная нервная
система», или, говоря по-научному, широкий спектр
состояний астено-невротического характера. С
ними тесно сплетены функциональные расстройства
различных систем и органов –
сердечно-сосудистой и пищеварительной систем,
обмена веществ, эндокринной системы и другие,
явно не приносящие радости состояния.
Понятно, что чаще всего учитель действительно
незаменим в своей школе. А между тем, по мнению
Никиты Константиновича Смирнова, раз в
пять–семь лет учителю необходим полугодовой
отпуск. Но поскольку в условиях современной
школы это, конечно, невозможно, важно, чтобы
летний отпуск был как можно более полноценным.
О том, как эффективнее отдохнуть во время
отпуска, мы попросили рассказать Никиту
Константиновича Смирнова:
– Часто учитель работает на пределе и
нерационально расходует свои ресурсы. И к концу
учебного года учителя совершенно измотаны,
выжаты. Соответственно у них больше, чем у кого бы
то ни было, проблем с восстановлением.
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь
вам прийти в себя за время летнего отдыха. Итак:
Хотя бы на месяц откажитесь от всякой
педагогической деятельности: забудьте обо всех
книгах по педагогике, о методических материалах,
не заходите в школу, не работайте в пионерском
лагере.
Читайте любые отвлекающие книги: фантастику,
приключения, детективы, что угодно. Многим,
кстати, помогает отвлечься чтение объявлений в
газетах – сразу ощущается разнообразие жизни,
отличающейся от привычной жизни учителя.
Смените, хотя бы на месяц, место вашего
пребывания. Очень полезны поездки, путешествия,
отдых в неизвестных ранее местах.
Старайтесь больше знакомиться с разными людьми.
Необходимо отвлечься от привычного общения
только со своими коллегами, школьниками и их
родителями и только на профессиональные темы.
Контакты во время отдыха с другими людьми – от
мимолетных знакомств в поездах до общения на
отдыхе – отлично отвлекают от привычного уклада.
Получать удовольствие во всем, в чем только
возможно: в питании, сне, чтениях, просмотрах
фильмов – во всем. Позволяйте себе по
возможности все, что душе угодно, оставьте
привычные аскезы. Зачастую учителя отказываются
от радостей жизни сами и призывают к этому своих
учеников. Школьники же, напротив, настроены на
получение удовольствия, а значит, увеличивается
расстояние между учителем и учениками.
Смейтесь, улыбайтесь, радуйтесь! Наши учителя
вообще почему-то мало улыбаются, поэтому хотя бы
на отдыхе это необходимо делать. Полезно общение
в непринужденной обстановке, просмотр
юмористических передач и посещение концертов,
чтение веселых книг... Это восполнит те
впечатления, которых, может быть, недостает в
обычной жизни.
– Кроме тяжелых условий труда у учителей еще и
зарплата, несовместимая с дальними поездками.
Можно ли улучшить состояние своего здоровья,
оставшись дома?
– Время отпуска – хорошая возможность для
избавления от вредных привычек. В это время можно
бросить курить, например. Ведь когда отдыхаешь,
все происходит легче.
Можно повысить свою двигательную активность,
избавиться от гиподинамии. Лучший способ
избавления от нее, а также профилактики – ходьба.
Изменение режима питания лучше всего в летнее
время, когда больше времени, доступно большее
количество продуктов и режим питания можно
планировать свободнее.
Лето – самое подходящее время, чтобы решить
проблему избыточного веса. Но не следует
прибегать к крайним мерам. Режимы голодания,
например, должны проводиться только под
наблюдением врача. И будьте осторожны с солнцем:
после 11 часов на солнце лучше не лежать и, работая
на садовом участке, закрываться от прямых лучей.
Солнечное облучение – не только опасность
онкологических заболеваний, но и сильный стресс
для всего организма, а стрессов мы, как вы
помните, как раз и избегаем.
– Кстати, о стрессах. Как все-таки определить, что
вы находитесь в этом состоянии?
– Состояние стресса характеризуется слабостью,
раздражением, повышенной утомляемостью,
снижением работоспособности, учащением головных
болей. Это состояние знакомо и школьникам, и
учителям, да и всему населению. Однако учителя
тут в первых рядах.
Как понять, в каком состоянии вы сейчас
находитесь? Кажется, что все идет, как и прежде, да
только вот раньше вы были спокойнее, лучше спали,
лучше выглядели? Или это только кажется? Кафедра
психолого-педагогических технологий АПКиПРО
предложила небольшой тест, по которому можно
определить наличие у себя стресса. При оценке у
себя по четырехбалльной шкале признаков стресса
вычисляется итоговый балл.
Отсутствие признака у вас – 0, если этот признак
слабо выражен – 1, умеренно выражен, но беспокоит
– 2, сильно выражен и очень беспокоит – 3.
А вот сами признаки:
– суетливость в движениях и мыслях, постоянное
ощущение “не успеваю”;
– чувство беспокойства, тревоги, волнения без
очевидных причин;
– быстрая утомляемость, неспособность
сосредоточиться, ухудшение памяти;
– легкая плаксивость, эмоциональная
неуравновешенность;
– постоянно и без особой причины сниженное
настроение, легкий переход от хорошего
настроения к плохому;
– повышенная раздражительность, вспыльчивость,
трудность сдерживания себя, рефлексируемая
агрессивность к тому, кто “попадется под руку”;
– нарушение сна ночью, днем сонливость;
– выраженные и частые несвойственные ранее
вегетативные реакции (потливость, сердцебиение,
красные пятна на теле при волнении и т.п.);
– появление (учащение) головных болей и
различных функциональных расстройств (дыхания,
пищеварения и др.).
Подсчитав, получим итоговый балл: 15–22 – наличие
дистресса, надо активно заниматься своим
здоровьем; более 23 – сильный дистресс,
необходима помощь специалиста.
– Есть ли способы избавления от стресса без
помощи препаратов-антидепрессантов?
– Если можно, лучше обойтись без приема
антидепрессантов. Отличный способ – аутогенная
тренировка. Можно просто минутку подержать руки
под потоком прохладной воды, а те, кто живет на
природе, могут заземлиться: походить босиком по
земле и этим снять напряжение. Универсальный
способ снятия стресса – физическая активность, в
меру желания, конечно.
– Наверняка у учителей есть профессиональные
заболевания, можно ли их избежать, используя
отпускное время?
– Конечно. Это заболевания верхних дыхательных
путей и голосового аппарата. Чтобы избежать
таких заболеваний, хорошо бы позволить себе
молчать столько, сколько захочется, хотя бы на
отдыхе, хотя бы первый месяц.
Сердечно-сосудистые заболевания
(вегето-сосудистая дистония, гипертонические
нарушения) часто встречаются у учителей. Для того
чтобы избежать этих заболеваний, необходим в
первую очередь здоровый образ жизни. Попробуйте
его наладить хотя бы в течение летних месяцев.
Нередки и варикозные нарушения вен, особенно на
ногах. Профилактикой этих заболеваний также
является ходьба. Хорошо несколько раз в день
понемногу полежать с приподнятыми ногами.
Учителя страдают и нарушением сна. Во время
отпуска есть отличная возможность от этого
избавиться. Нужно тогда ложиться спать, когда
этого хочется, высыпаться и вставать, когда нужно
организму. И побольше двигательной активности:
гиподинамия провоцирует гипертонические
заболевания, так же как лишний вес, курение,
избыточный уровень холестерина. Все это можно и
нужно привести в норму во время отдыха.
И самое главное: не пытайтесь заработать денег во
время отпуска! Для того чтобы восстановиться к
новому учебному году, необходим полноценный
отдых.
Беседовала Ольга ХОТИМСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|