ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Июнь. По вошедшему в привычку
учительскому графику – экзамены, аттестаты,
выпускные. Прощание в июне. Единственный раз в
году школа всю ночь сияет огнями, по коридорам
воздушно проплывают в длинных платьях и смущенно
поправляют непослушные галстуки те, кто
последние десять лет носился тут в джинсах и
футболках. А учителя в этот единственный день в
году каждый раз вдруг понимают, что никакие они
уже не классные руководители и не нужно больше
наставлять, уговаривать или стыдить.
Удивительно, как меняются учителя на выпускных
вечерах: вытирают слезы, волнуются, как
первоклассники, пишут в выпускных альбомах
всякую сентиментальную ерунду и даже чокаются со
вчерашними прогульщиками шампанским. Совсем как
обычные люди. Единственный раз в году…
Почти так же удивительно, как мгновенно меняется
милая, полная жизни женщина, садясь за
учительский стол или выходя к доске с указкой.
Недавно в коридоре одной небольшой
провинциальной школы довелось услышать из-за
двери третьего класса: «Вы должны написать
рассказ на тему «Я люблю родной край». Не
забудьте описать животный и растительный мир,
охарактеризовать климат…» А на улице теплынь, в
садах лопается от лиловой спелости инжир,
светится виноград; в десяти минутах – если
наперегонки – плещется разомлевшее море.
Ну почему у нас вечно жизнь отдельно –
образование отдельно?! А учительница, кстати, при
ближайшем знакомстве оказалась симпатичной
улыбчивой девушкой, недавно окончившей институт.
Видно, оттого, что выморочная система –
собственный школьный опыт, пединститут, форма
планов и отчетов – со времен чеховского Беликова
поглощает человека и стремится превратить в
«правильного» учителя, кому чуждо все
человеческое. Недаром психологи отмечают как
главный фактор «вредности» нашей профессии:
учитель – это функция. А человеческим
проявлениям и слабостям тут не место. (Глядя на
тех, кто стал частью системы, иногда невозможно
даже представить, что человек любит: например,
сушки с маком или жареную картошку. И как эту
самую картошку чистит. Или ссорится со
свекровью.)
Но природа-то берет свое. И самый сдержанный,
застегнутый на все пуговицы учитель время от
времени испытывает раздражение, чувствует себя
усталым, одиноким, разбитым. Но это недопустимо
для учителя – а значит, и для учеников. Вот и
становится он деспотом местного масштаба, грозой
школы. Перед дверью его кабинета, дрожа и закатив
глаза, повторяют бессмысленной скороговоркой
формулы, стихи, даты. А потом выходят
осчастливленные тройкой или придавленные
очередной двойкой. (Формула «На «пять» знает
господь Бог, я на «четыре», а вы в лучшем случае –
на тройку» не нуждается в комментариях.) Сколько
живописных эпитетов сказано шепотом под этой
дверью. И как ни странно, чуть слышные
ученические вопли и проклятия сбываются: со
временем личина прирастает. Такого
подчинившегося системе учителя (функционера)
видно за версту: цепкий арктический взгляд,
повелительный безапелляционный тон и…
боязливое желание окружающих держаться
подальше.
К счастью, в школе таких немного. Они уходят на
повышение. И возвращаются только для проверки
исполнения ими же придуманных циркуляров, то
есть служат для воспроизводства системы.
Конечно, сейчас даже наверху образовательной
пирамиды громко и с выражением говорят о
толерантности, гуманизации, модернизации. Но на
самом деле система в целом ужесточается, видимо,
почувствовав угрозу своему существованию.
Недавно коллега-учитель сравнил разворот
образования в сторону новых ценностей с тяжелым
и невыносимо медленным поворотом громадного
линкора. (И это в лучшем случае, если капитан
искренне хочет поменять курс.) Наша же
образовательная галера совершает какие-то
невразумительные, тяжеловесные маневры. И вокруг
нее, уворачиваясь, чтоб не быть раздавленными,
целая флотилия шаланд и яликов – авторских и
экспериментальных школ, которые давно уже
«поймали ветер» перемен и стремятся плыть
выбранным курсом. А кто-то вообще выгребает в
одиночку на обломке собственного энтузиазма. Но
какой бы ты курс ни выбрал, должен находиться в
зоне досягаемости и начальственного окрика.
Конечно, нужны силы, чтобы сопротивляться
вековой инерции. И пожелаем в этом друг другу
успеха. Расстегните мундир, улыбнитесь своим
ученикам, даже тугодумам и прогульщикам. Не
дожидаясь выпускного.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|