ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
РАЗГОВОР-ЭССЕ
Реальность – мечта бюрократа
Мы сетуем на отсутствие гражданского
общества, но чувствуем, что подлинное
гражданское общество совсем не сахар – оттого и
не спешим его строить
Андрей ДМИТРИЕВ –
писатель, киносценарист, публицист, член
Русского ПЕН-центра. Автор книг прозы «Поворот
ключа» (1998), «Закрытая книга» (2000). Написал
сценарии кинофильмов “Человек-невидимка” (1983),
“Радости среднего возраста” (1984), “Алиса и
букинист” (1989), “Черная вуаль”, “Ревизор” (1996;
реж. С.Газаров). За повесть «Дорога обратно» (2001)
стал лауреатом премии имени Аполлона Григорьева.
– Андрей Викторович, сегодня часто
приходится слышать об идейной дезориентации
общества. На ваш взгляд, дезориентация – это
реальность?
– Скорее отсутствие единых ориентиров. В нашей
стране нет ценностей, заведомо принятых всеми
или хотя бы большинством ее граждан. Конечно, в
любом обществе сегодня есть идейное
противостояние, но это спор о понимании, о
трактовке и методах утверждения общепринятых
ценностей. И добро, и правду, и свободу, и
культуру, и деятельное сострадание понимать
можно по-разному, не отрицая ценности добра,
свободы, сострадания и правды. Мы все еще та
редкая страна, где спор идет о том, что лучше –
свобода или рабство, правда или ложь, ум или
глупость, культура или хамство, сострадание или
социальный эгоизм. У нас все базовые ценности
заведомо и очень многими подвергнуты сомнению.
Так называемая советская идеология была
настолько фальшива, что говорить о том, будто она
идейно цементировала страну, значит лгать. Под
вопли о единстве и коллективизме власть на деле
атомизировала общество и утверждала в массах
шкурный принцип «Умри сегодня, а я завтра». Если
бы все тогда были «цементом» на советский лад –
нам не из чего было бы строить новую Россию. Но
шкурный принцип жив.
Сейчас пытаются сделать базовой ценностью
патриотизм. Конечно, это ценность, и огромная –
но не базовая. Прежде чем стать патриотом, надо
как минимум стать добрым или злым, рабом в душе
или свободным человеком. Тогда ты, сознавая себя
патриотом, сможешь сказать себе, ты патриот –
чего? Что ты желаешь своей Родине? Патриотом чего
ты бы хотел быть и ради чего, стало быть, жить?
Если поставить все с ног на голову и сделать
базовой ценностью патриотизм, то на вопрос, кто
добр, а кто злодей, кто лжив, кто правдив, кто глуп,
а кто умен, возможен лишь один ответ: добрые,
умные и правдивые – мы и наши, злые, лживые дураки
– все, кто не с нами, или с нами не согласен, или с
акцентом говорит по-русски. Вот это и значит в
итоге – жить «под собою не чуя страны», быть
полым барабаном, в который лупят, чтобы пугать
всех вокруг. Такой патриотизм и презирал Толстой,
называя его вслед за Джонсоном последним
прибежищем негодяев. Проблемы с базовыми
ценностями не при большевиках, открыто
презиравших любые ценности, кроме любви к
советский власти, начались (и эту «ценность»
презирали – иначе зачем им было убивать столько
любящих их власть людей?) еще с тех пор, когда
скрижалью была Табель о рангах. И главной
заповедью было: «Чин чина почитай», отсюда уж –
«Рука руку моет». Слов о верности Отечеству
произносилось вслух не меньше, чем теперь, и
значили они не меньше – больше. И настоящих,
мыслящих и деятельных патриотов было не меньше, а
больше. Но на беду Табель о рангах, как кислота,
разъела цвет знамен, растлила нравы. Именно
поэтому монархия была обречена. Постсоветские
чиновные массы опять востребовали воинственный
нравственный релятивизм (идеология постмодерна
в его российском странном понимании; подмена
политической и общественной работы
политтехнологиями, то есть игрой и интригами),
дабы не допустить упрочения в умах самого
понятия «ценность». Где Пушкин равен промокашке,
где все равно – там все равно. Там, где не важно,
лжешь ты или нет, исповедуешь мерзость или
мудрость, спасаешь или губишь, а важно лишь, умело
ли ты себя при этом позиционируешь, – там не на
что оглядываться, совершая любой поступок. Для
прочности своего положения им вновь нужна табель
о рангах, иерархия чинов вместо иерархии
ценностей. Именно этот смысл (чин чина почитай, по
ранжиру стройся, бей в барабан, когда велят) я
слышу в нынешних призывах к патриотизму.
Возможно, я слишком мнителен. Хорошо бы так…
Однако громче всех о патриотизме кричат
последователи большевиков, чьи идеология и
практика сознательно отрицают патриотизм.
Помните: у пролетариата нет родины. То есть
вместо родины – «родная» власть.
– А каким было ваше идейное формирование в
условиях советской лжи?
– Неправду говорят, когда, оправдывая, мягко
говоря, неблаговидные поступки, или глупость, или
слепоту, твердят: “Нас так воспитывали”. То есть
неправда, будто не было возможности выбирать
между воспитателями. Воспитывали не только
агитпроп и политрук или особист – но также
Пушкин и Толстой, Некрасов и Тургенев. Всех
изучали в школе, читали всех, и, значит, было как
уразуметь, что хорошо, что плохо. Я помню, как
покойный академик Панченко, с которым мы были
дружны, иронизировал: “Какая такая революция
семнадцатого года? Вот у Петра I действительно
революция. Он отменил семь веков русской
культуры, со всеми ее текстами и ценностями,
просто выкинул. И после Петра целое столетие до
победы над Наполеоном о ценностях отвергнутой
древнерусской культуры не вспоминали, даже не
знали о них. Понадобился Карамзин и Мусин-Пушкин,
нашедший «Слово о полку..», чтобы все ахнули:
«Надо же, было!» Слава Богу, настоящей
большевистской революции не получилось». Вот
именно – не получилось. Иначе бы страна погибла.
Если бы не прочность и сопротивление культурного
запаса, у России не было бы шансов. И сейчас я
верю, что шансы сохраняются и умножаются, потому
что книги может открыть каждый. В детстве я читал
все, что было на книжных полках. Родители ничего
не запрещали мне читать и ничего не заставляли.
Ведь именно в десять – тринадцать лет можно и
нужно читать все! То чтение, которое не отдых, не
обязанность, а счастье, то чтение, которое нас
делает людьми, – оно бывает именно тогда, в
десять, и в тринадцать лет, и в пятнадцать лет.
“Раковый корпус” и «Доктора Живаго» в
самиздате, «Мертвым не больно» в «Новом мире» я
прочел в десять лет благодаря отцу, тогда
провинциальному «идеологическому», как это
называлось, работнику. Не верю я в упрямое «мы
слепо верили», «мы не знали», «от нас прятали». Ну
хорошо, не всем был доступен самиздат. Но жизнь –
ее не спрячешь! Прочти «Войну и мир» – и посмотри
на мир вокруг себя… То есть в наших заблуждениях
всегда виновны мы сами. И обстоятельства их могут
извинить, но никому не позволяют переложить
ответственность за них на обстоятельства. Лучше
признаться в страхе, чем настаивать на неведении.
– Пугают нас часто. «Россия на пороге
катастрофы» – расхожее суждение...
– Пугать себя и других катастрофой считается
духовно ответственным поведением. Тем более что
пессимизм традиционно – показатель ума. Так,
умным быть легко, даже когда ум спит или его нету
вовсе… В этих настроениях скверно то, что они
увлекают и при реальных трудностях кажутся
убедительными. Мысль о неизбежности катастрофы
парализует волю, начинается суетливое бегство от
жизни. Живая жизнь пугает до того, что начинается
погоня за химерами. В последнее время живую
родину в сознании все настойчивее подменяют
химерой о «советской родине», как если б мы тогда
не жили и не видели, как советское государство
сгнило во лжи и ненависти к людям, ко всему живому
и как оно само ушло на дно болота, едва не утянув
туда Россию.
– Что сегодня вас особенно тревожит?
– Последствия уже свершившейся мировой
бюрократической революции. Никогда еще не было в
мире, и Кафке не снилось, такой всемогущей,
солидарной и вместе тем идейно импотентной
всемирной бюрократии. Российская бюрократия
консолидирована, как и везде, а общество
разобщено, как нигде. И потому не верит в свои
силы. Каждый выживает или живет в своей нише, а
это и есть мечта бюрократа: сиди в своей нише и не
высовывайся! Отчуждение нашей бюрократии от
населения, наглость ее столь велики, а
разобщенное общество столь устало и пассивно,
что это грозит серьезными опасностями.
Общественное настроение, скажем, конца
восьмидесятых было другим: я могу что-то сделать,
я могу изменить ход событий. Теперь это ушло. Мы
делегировали бюрократии даже больше наших
обязанностей, чем она рассчитывала. А сила между
тем в обязанностях, а не в правах. Вот мы и
обессилели.
Мы сетуем на отсутствие гражданского общества,
но чувствуем, что подлинное гражданское общество
совсем не сахар – оттого и не спешим его строить.
Многие, конечно, думают, что гражданское общество
– это такой коллективный Булат Шалвович
Окуджава: все – друзья, все взялись за руки и
смело глядят в лицо государству. В начальной
стадии так оно и есть. Но жизнь в настоящем
гражданском обществе – это каждодневная борьба
всех идущих вместе со всеми идущими порознь и кто
как хочет. Сложившееся гражданское общество –
это конгломерат влиятельных, мощных и
амбициозных организаций и движений, имеющих
возможности серьезно давить не только на
государство, но и на личность. И прежде всего на
личность. Кстати, в тех странах, где
действительно сложилось гражданское общество,
государство обычно поддерживает личность в ее
противостоянии общественному давлению. Крепкое
гражданское общество нам необходимо, но нужно
понимать, что чем оно сильнее, тем труднее
приходится личности с ее индивидуальными
устремлениями. Впрочем, все взаимосвязано:
гражданское общество и государство в своем
диалоге и оговоренном законами противостоянии
делают жизнь осмысленной, стабильной и крепкой, а
личность осознает себя, отстаивает свою свободу
и достоинство в трудном, но продуктивном
противостоянии то общественному, то
государственному давлению. Надо лишь помнить:
базовые ценности, о которых мы говорим сегодня,
составляют жизнь личности. Общество и
государство лишь декларируют их и трактуют
сообразно своим интересам. Единственный
потенциал любой страны, который в отличие от недр
и закромов неисчерпаем, – это свободная живая
личность.
Беседовала Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|