Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Звонок на экзамен

9 июня ученики школ, находящихся на территории регионов, которые участвуют в проведении ЕГЭ, сдавали экзамен по математике.
Математика показала, что основной довод сторонников ЕГЭ о том, что экзамен в такой форме ведет к уменьшению стресса, можно считать несостоятельным.

Ольга Вейтнис, ответственный организатор в ППЭ села Успенское Краснодарского края:
– Единый государственный экзамен не спасает детей от стресса. И на математике ребята очень волновались: задания слишком сложные.
Ситуация настолько напряженная, что некоторые дети просто уходят из 10 класса. На вопрос о причинах ухода они отвечают, что боятся экзамена.

Наташа Большакова, ученица школы № 3 поселка Мичуринский Успенского района Краснодарского края:
– К ЕГЭ мы готовились по книге “Учебно-тренировочные материалы к единому государственному экзамену”. Но оказалось, что по уровню сложности задания этого пособия и задания ЕГЭ совпадают только в части А. В части В задание ЕГЭ сложнее, а в части С еще сложнее.
Лично мне это испытание не нужно. Я поступаю в ставропольский вуз, который не принимает результаты ЕГЭ.

Тамара Стреляева, эксперт, член областной комиссии Ростовской области:
– Для некоторых детей, примерно для 3–5 человек из класса, ЕГЭ – это нормальная процедура. Остальные, даже те, кто старательно и хорошо учился, совершенно теряются. Больше других нервничают те выпускники, для которых математика не является профильным предметом при поступлении в вуз. Непонятно, зачем им вообще сдавать математику в обязательном порядке?

Людмила Коробова, кандидат биологических наук, преподаватель биологии и экологии Ростовского университета, учитель биологии школы № 83 Ростова-на-Дону:
– Когда я предложила учителям, которые присутствовали на приеме ЕГЭ по математике, поделиться впечатлениями с читателями газеты, практически все отказались, сославшись на зависимость своего положения от руководства. Но в приватных разговорах все сходятся во мнении, что ЕГЭ негативно воздействует на детей.

Арман Габриелян, выпускник:
– Когда вручали задания, думал, что будут варианты под номерами 1, 2, 3... и немного испугался, увидев, что мне достался вариант № 465. Однако испуг быстро прошел, как только обнаружилось, что у соседа тоже вариант № 465 и вообще в аудитории у многих ребят оказались одинаковые варианты заданий. Более того, даже если варианты не совпадали, в них все равно встречались одинаковые задания, только в первом случае задание шло, скажем, под номером “А1”, а в другом – “А3”.
Мне повезло в том, что половина моих одноклассников сидели со мной в одной аудитории, причем некоторые за соседними партами или через парту. Организаторы, конечно, следили, чтобы мы не помогали друг другу, но не слишком строго (видимо, понимая нашу ситуацию), и была возможность списать, подсказать кому-то или попросить подсказки.

Елена Матвеева, классный руководитель, преподаватель технического лицея города Пскова:
– В сравнении с пробным экзаменом по математике на ЕГЭ были более сложные задания. И это вызывало замешательство. Типичный пример: парень, призер нескольких олимпиад, ученик, которого педагоги считают одаренным и который идет на золотую медаль, оказался не в состоянии справиться с заданиями части С, а на пробном экзамене он легко решил все задания.

Андрей Ненахов, выпускник:
– ЕГЭ сдавать сложнее, чем обычный экзамен. Например, в части С надо подробно комментировать ход решения, словесно пояснять буквально каждый шаг – “воспользуемся такой-то формулой...” Для учеников это было непривычно, тем более что мы узнали об этом условии где-то недели за три до ЕГЭ, уже после проведения пробных экзаменов.
Организация проведения экзамена тоже могла бы быть лучше. Мы ждали начала экзамена в холле школы, было тесно, возникла толкучка.
В туалет надолго не отпускают, провожают до двери, когда проходят три минуты – начинают стучать в дверь. Но все равно ребята находят возможность списать или обратиться за помощью, например, по сотовому телефону.

Однако сдавали не только ЕГЭ, но и экзамены по выбору. Здесь молодые люди больше защищены от случайностей, потому, наверное, и выкладываются больше.

Ирина Белаш, директор гимназии № 526, Санкт-Петербург:
– В нашей гимназии старшеклассники учатся в профильных классах – математическом, гуманитарном, естественном. И экзамены, естественно, выбирают в соответствии с профилем. Кроме того, у тех ребят, которые претендуют на медали, есть возможность сдать интегрированный экзамен по нескольким предметам сразу на основе собственной исследовательской работы. Этот интегрированный экзамен самый сложный, поскольку проверяется не объем памяти, а способность наших учеников к самостоятельной исследовательской деятельности, глубина проникновения в предмет, способность аргументированно защищать свою позицию. Оценка за экзамен выставляется сразу по двум предметам. Есть ребята и не медалисты, которые решаются сдавать этот экзамен. Конечно, наши ученики волнуются, как это полагается на экзаменах. Но мы улыбаемся им с самого утра, поддерживаем, да и они сами настроены по-деловому, и обычно результаты бывают очень хорошими, ведь ребята по собственному интересу выбрали тему и столько над ней трудились.

Татьяна Мартынова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школа №18, Орел:
– В этом году у нас очень сильный выпуск. Многие предпочитают сдавать экзамены не по билетам, а защищая свою исследовательскую работу.
Отрадно видеть, что на экзаменах ребята часто показывают гораздо лучшие результаты, чем были у них в течение учебного года, многие даже исправляют экзаменационной отметкой отметку по предмету в аттестате. А есть выпускники, которых мы вообще освободили от экзаменов по результатам участия в региональных предметных олимпиадах.

Варвара Корчагина, ученица 11 класса гимназии поселка Нововаршавка, Омская область:
– Хорошо, когда у тебя есть возможность сдавать именно те предметы, которые тебе пригодятся для поступления в институт. Я иду на юридический и выбрала поэтому обществознание, историю и литературу. Можно было сдавать по билетам и по тестам. Я предпочла тесты. Оказалось сложно, особенно в тех вопросах, где нужно было давать определения понятиям и общественным явлениям. Как кратко объяснить, что такое субкультура? Я написала на четверку, а потом, когда все закончилось, можно было спросить учителей о тех заданиях, в которых ты сомневался. Гораздо легче сдавать экзамен-собеседование – сидишь и спокойно разговариваешь с учителем, которого знаешь много лет. Так я сдавала литературу. А историю сдать совсем легко – выучи билеты и все. И волноваться особенно нечего, учителя и родители нас всегда подбадривают, поддерживают.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ, Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru