ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Торговая интеллигенция
В каждом городе существовала своя
интеллектуальная элита. Где-то в качестве такой
элиты почиталось местное дворянство, где-то
литераторы, где-то ученые, а где-то офицерство. В
любом случае к купечеству принято было
относиться несколько пренебрежительно –
дескать, им только бы мошну набить. Исключением
из этого неписаного правила был разве что Ростов
Великий.
Торговым центром Ростов стал в
семнадцатом столетии, когда здесь начали
проходить крупные ярмарки. Якобы, когда в городе
пребывал митрополит Филарет, сюда прибывало
очень много людей. Соответственно
активизировалась и торговля, которая
впоследствии переросла в так называемую
Соборную ярмарку.
В то время отношения между ростовскими
торговцами еще только налаживались. Иной раз
случались некрасивые истории. Однажды, например,
крестьянин Митька Кокотов привез по
предварительному соглашению ростовцу Минею
Тарасову 15 четвертей пшеницы по полтора рубля за
четверть. Но Миней, вместо того чтоб расплатиться,
“стал его лаять и бить и грабить и завладел
животом его по 30,5 рублей”.
Но со временем торговцы сделались порядочнее, а
престиж ростовской ярмарки возрос еще больше.
Этому конечно же способствовало и обилие
архитектурных памятников и монастырей. Для
многих купцов ярмарочный день начинался с
паломничества. Сергей Васильевич Дмитриев,
ярославский торговец, писал: «Утром вставали все
в 6 часов и шли в собор, где пели молебны епископам,
ростовским святым Леонтию, Исайе и Игнатию.
Оттуда ехали на двух нанятых накануне извозчиках
в Яковлевский монастырь, служили молебны святым
Иакову и Дмитрию. Затем заезжали в приходскую
церковь, не помню, блаженного или власатого
Иоанна, дальше в Богоявленский монастырь, где
пели молебен преподобному Авраамию, надевали его
вериги-цепи, его скуфью на голову и брали круглый
камень в руки, который он, Авраамий, по преданию,
носил с собой для “утомления”, или, как говорили
монахи, “для умерщвления плоти”. Брали также и
два чугунных кувшина, скованных цепью и
надевавшихся через плечо. С этими кувшинами
Авраамий ходил с водой на озеро. Воды в оба
кувшина вмещалось самое большее два стакана, а
носить их было мне, например, тяжело. Надев все
“доспехи” Авраамия, мы ходили по очереди кругом
часовни, в которой он жил и молился.
После молебна отправлялись в Петровский
монастырь. Расположен он был за городом… Здесь
были мощи Петра, царевича Ордынского, сына какого-то
татарского мурзы, принявшего христианство. Тоже
служили молебен.
После всех молитвенных подвигов отправлялись
уже домой, пили чай, завтракали и шли начинать
торговать».
И разумеется, приезжих поражало ростовское
купеческое общество. Даже такой строгий критик,
как Иван Сергеевич Аксаков, дал ему такую
аттестацию: “Все бритые, но очень умные и хорошие
люди. Все они интересны своими практическими
познаниями и стремлениями. Все они как мы, и, что
замечательно, ни в одном городе, кроме Ростова, я
не встречал, – с совершеннейшею свободою,
независимостью, самостоятельностью, безо всяких
претензий и чопорности. Здесь также та
особенность, что купцы с женами посещают друг
друга по вечерам, собираются вместе большими
обществами, тогда как в Ярославле и в Рыбинске
жены вечно дома и собрания бывают только в
торжественных случаях, сопровождаемые
убийственным молчанием. Правда и то, что здесь,
собравшись, дамы если не танцуют, так играют в
карты; дома же, кроме хозяйства, занимаются
чтением, музыкой”.
А ростовский купец-меценат Алексей Кекин и вовсе
вообще величал здешнее купечество
интеллигенцией: “Весело жилось интеллигенции г.
Ростова… в 30-е и 40-е годы. 4–5 домов богатых
молодых купцов давали тон и пример всему городу”.
Похоже, что у Кекина были все основания так
говорить и так писать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|