Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД 

«Баран», «Козел» и «Голодарь»

Одна из главных достопримечательностей здешнего кремля – огромная и вместе с этим изящная звонница. Впрочем, она интересна не только как памятник архитектуры – ростовские звоны славятся на весь мир.

Михаил Нестеров писал о путешествии по Ярославской губернии: “Виденный мною Переславль-Залесский с его историческим озером и двадцатью девятью церквами и несколькими монастырями полон глубокой старины, но он – лишь только прелюдия к чудным, своеобразным звукам, который дает собой Ростов Великий с кремлем, его глубокохудожественными храмами, звонницами и знаменитым ростовским звоном. Звон этот единственный, он имеет шесть особых мотивов, ведущих свое начало с давних времен, и мотивы эти носят наименования былых святителей ростовских, например: Авраамьевский, Дмитровский, Ионафановский и проч. А чтобы и отдаленное потомство могло иметь представление об этом звоне – в музее находится подобранный камертон всех шести звонов”.
Примечательно, что Нестеров, художник и большой приверженец русской архитектуры, остановил свое внимание именно на ростовских звонах, а “глубокохудожественные” храмы только упомянул.
Здешние звоны потрясли и Константина Станиславского: “Специально для нас был назначен большой звон ростовских знаменитых колоколов. Это было нечто совершенно неслыханное. Представьте себе на верху церкви длинную, точно крытый коридор, колокольню, “звонницу”, на которой развешены всевозможных разных размеров и тонов большие и малые колокола. Несколько звонарей перебегают от одного колокола к другому, чтобы ударять в них, согласно срепетированному ритму. Так вызванивали своего рода мелодию многочисленные участники своеобразного колокольного оркестра. Потребовался целый ряд репетиций, чтоб достигнуть желаемой стройности и приучить людей перебегать от одного колокола к другому в определенном темпе и с соблюдением необходимого ритма”.
Звонарем мог стать не каждый. Мало было слуха, расторопности и чувства ритма. Когда кого-либо из горожан определяли к колокольне, особо требовалось, чтобы он “будучи звонарем должность свою по надлежащему отправлял со всякою исправностию безостановочно и житие имел добропорядочное и трезвенное, а пянственных и прочих непотребных поступок, к подозрению приличествующих, отнюдь не производил”.
Звонарь был фигурой публичной, и его репутация значила многое.
Зато названия здешних колоколов особой благостью не отличались. Были, например, “Баран”, “Козел”, “Пропиелей” и “Голодарь” (названный так, впрочем, в честь Великого поста). Да и при обучении затейливым ростовским звонам использовались всевозможные попевки подчас сомнительного содержания.
В частности, звонари Успенского собора проговаривали про себя:

У нас денежки украли!
У нас денежки украли!
Украли, украли, украли!

После чего вступала колокольня церкви Спаса на Торгу:

А мы знаем, да не скажем!
А мы знаем, да не скажем!
Не скажем, не скажем,
не скажем!

Своеобразный диалог складывался между колокольнями
Рождественского и Богоявленского монастырей. Первый признавался:

Без числа мы согрешили!
Без числа мы согрешили!

Второй же успокаивал:

Един Бог без грехов!
Един Бог без грехов!

Иногда же диалог разыгрывался между колоколами одного монастыря. К примеру, Спасо-Яковлевская Дмитриевская обитель развлекала окружающих такой “беседой”:

– Чем, чем наш архимандрит занимается?
Чем, чем наш архимандрит  занимается?
– Пунш пьет, пунш пьет!
Пунш пьет, пунш пьет!

Церковь Николы на Подозерье вещала:

Саечники, булочники!
К нам, к нам, к нам!
Крендели, булки! Крендели,
булки! К нам, к нам, к нам!

Или же:

У Николы попы воры!
Прихожане зимогоры!
А народишко-то дрянь, дрянь, дрянь!
А народишко-то дрянь, дрянь, дрянь!

Непотребствовали звонари церкви Николы на Всполье:

Из-под бани голяком!
Из-под бани голяком!

Иной раз использовались детские стишки:

Зайчик белый,
Куда бегал?
В лес сосновый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?

Или:

Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Тили-тили-тили бом.

Самой же, пожалуй, безобидной из попевок было:

Какая ель, какая ель!
Какие шишечки на ней!

Во всяком случае, это не оскорбляло ни общественную нравственность, ни пьяницу архимандрита.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru