ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Все о городе Ростов Великий
В Ростове – две приличные
гостиницы. Одна из них находится на улице
Покровской. Называется она “Усадьба Плешанова”
(как нетрудно догадаться, здесь до революции жил
человек с такой фамилией), в ней современнейшая
мебель, все необходимые удобства, ресторан и вид
из окон на дорогу. А когда выходишь из дверей,
прямо перед тобой – автостоянка.
Название другой гостиницы не менее затейливое –
“Дом на погребах”. Здесь только два номера с
удобствами, а остальные – узкие монашечьи
келеечки с одной лишь раковиной. “Дом на
погребах” зато находится в самом кремле.
В пять часов вечера кремль закрывается. Шумные
экскурсанты забираются в свои автобусы и
уезжают. Кремлевские ворота запирают на замок. Но
рядышком с воротами имеется звоночек. Это для
счастливых обитателей гостиницы.
Ощущения неописуемые. Где-нибудь часиков в
десять вечера подходишь к тем воротам и звонишь.
Сторож с поклоном пропускает тебя внутрь. Рядом
стоит милиционер. Он тоже кланяется. Он охраняет
твой покой.
Ты идешь вдоль стен – единственный кремлевский
житель. Думаешь о чем-нибудь приятном. Затем
садишься на скамейку перед прудиком. В прудике
квакают лягушки. Откуда-то важно выходят коты и
трутся об ноги. Ты гладишь кремлевских котов за
ушами.
Прямо над головой висит созвездие Большой
Медведицы. Редко где небо такое же чистое. Можно
позвонить кому-нибудь и тихо, чтобы не спугнуть
покой, поговорить о чем-нибудь предельно
отвлеченном. А можно просто посидеть послушать,
как мурлыкают коты. Потом подняться и
направиться
к гостинице.
Горничная с поклоном вручит тебе ключ. Ты зайдешь
в свой номер, ляжешь спать. Мельком подумаешь:
вот, дескать, какой должна быть настоящая дача.
А с утра проснешься оттого, что кремль открылся,
оттого, что экскурсанты вновь вернулись, что их
подвели к “Дому на погребах” и излагают им
историю этого памятника. Тут нужно подойти к окну
и улыбнуться этим экскурсантам. Их привезли
специально для того, чтобы показать, как ты
живешь.
Конечно же такое может быть лишь в будни. В
праздники и выходные “Дом на погребах” заполнен
постояльцами. Но если хотя бы раз в жизни удастся
пожить в одиночестве в этом отельчике, то забыть
это будет уже невозможно.
Книги
Колокола и колокольни Ростова
Великого Ярославль: Фонд гражданских инициатив
“Содействие”, 1995
«С конца 1920-х гг. Ростовская организация
Союза воинствующих безбожников (СВБ) развернула
среди жителей города агитацию, направленную на
прекращение колокольных звонов и снятие
колоколов. Так, 3 ноября 1929 г. на районном
заседании совета СВБ, созванном в преддверии
празднования 12-й годовщины Октябрьской
революции, было принято постановление,
предписывающее всем городским ячейкам СВБ
“провести кампанию по закрытию колокольного
звона и передачу колоколов на индустриализацию
страны”. Городские ячейки СВБ после обсуждения
этого вопроса на своих собраниях приступили к
агитации населения, выделив из своей среды
“уполномоченных”, которым поручался сбор
подписей жителей города под требованиями о
прекращении колокольного звона в Ростове. На
агитационных представлениях “живой газеты”
“Безбожник” в 1929 году звучали стихи:
Пусть умолкнут церковные звоны,
Не тревожат трудящихся слух.
Перельем колокола в меди тонны
И заменят их трактор и плуг.
По данным Ростовского райисполкома, под
безбожническими воззваниями поставили свои
подписи более 7,5 тысячи человек».
Книга, посвященная ростовским звонам,
колокольням и колоколам, вышла в серии
“Сообщения Ростовского музея”. Многие выпуски
этой серии (а также и другой – “История и
культура Ростовской земли”) продаются в
сувенирных и книжных магазинах Кремля.
В.Т.Кривоносов.
Музей-заповедник “Ростовский кремль”М.:
Северный паломник, 2001
«Настолько, чтобы не превратились в
груды развалин, храмы Ростовского кремля в
начале 60-х годов XIX столетия были обновлены. На
протяжении четырех лет – с 1861-го по 1865 год –
восстановлены и открыты для богослужения церкви
Воскресения, Одигитрии, Иоанна Богослова и Спаса
на Сенях, покрыта железной кровлей вся
кремлевская стена. Остальные же памятники –
Белая палата и прочие “жилые” строения –
оставались в развалинах. “В конце 70-х годов на
них уже не было ни крыш, ни потолков; своды во
многих местах совсем провалились, стены дали
глубокие трещины… а на остатках полуразрушенных
сводов вырастали даже деревья… Изредка
любопытный посетитель с великою осторожностью и
страхом, цепляясь за распадающиеся руины,
пробирался по грудам мусора и щебня взглянуть на
неизвестное ему здание” – так обрисовывает
состояние Ростовского кремля к 80-м годам
ростовский краевед и активный участник первой
его реставрации А.А.Титов.
Глядя на нынешнее состояние памятников, трудно
поверить в его слова, но это было именно так».
Книга, посвященная Ростовскому кремлю,
универсальна. Здесь и город, и кремль, и музей, и
отдельные его экспозиции, и народные промыслы.
Иллюстрации качественные. Цена невысокая.
Мнения
“Ростовское княжество. Это княжество
после Новгорода Великого считалось одним из
значительных и древнейших государств Руссии и
назначалось вторым сыновьям великих князей
Руссии, потомки которых были изгнаны отсюда
Иоанном Васильевичем, дедом нынешнего князя
Иоанна Васильевича.
В этом княжестве есть город с деревянным кремлем,
называемый Ростовом, столица области, в которой
пребывает архиепископ. Город этот находится в
тридцати четырех милях от Московии. Стоит он на
озере, из которого вытекает река Которосль,
впадающая в Волгу, минуя Ярославль”.
Александр Гваньини, исследователь, 1578 год
“Ростов, небольшой уездный город, поддерживает
“европейскую репутацию” Ярославской губернии…
В городе тихо, мирно, много зелени. Нет
беспробудного пьянства столицы, нет озлобленных
лиц и ругани. Какая-то монастырская или
древнерусская степенность царит в городе.
Совершенно неуловимые черты сближают древние
памятники ярославских городов с их теперешней
жизнью. Остатки старины стоят на площадях и
улицах, как прочный фундамент той жизни, что
шумит теперь вокруг них. Здесь не чувствуется
разрыва между прошлым и настоящим, и это
впечатление глубокой почвенности жизни и
культуры придает памятникам старины особое
серьезное значение, выдвигает их как нужную и
важную сторону жизни. В русских городах крайне
редко приходится чувствовать эту связь истории и
современности, и нигде не чувствуется она так
сильно, очевидно и упорно, как в Ростове”.
Юрий Шамурин, краевед, начало XX века
“Октябрьская революция разбудила “столетнюю”
спячку Ростова. Ростов – настоящий Ростов живет
в социалистическом мощном строительстве. Вихрь
Октябрьской революции не прошел мимо опорных
пунктов религии. Кремль, с его пятью церквами,
превращен в Ростовский музей. Девичий монастырь
– в городскую библиотеку, а Яковлевский
монастырь – в отделение Ростовского музея, но
церковь в последнем еще живет как религиозная
община. Так вихрем революции сбиты основные
опорные пункты церковников, и после этого должна
быть длительная упорная работа союза
безбожников по ликвидации остатков этой
религиозной паутины.
По требованию масс во время перевыборов советов
были закрыты и переоборудованы церкви:
Одигитриевская церковь на пионерский клуб,
Борисоглебская – мастерскую коллектива,
Крестовоздвиженская стала пожарной каланчой гор.
Ростова, Благовещенская, как мешающая движению,
разобрана, церковь бывшая в Плешановской
богадельне переоборудована под красноармейский
клуб”.
Писарев-Боголюбский, активист, 1929 год
Летопись
862 – первое упоминание о Ростове Великом.
988 – в Ростове Великом основана епископия.
1207 – Ростов становится столицей Ростовского
княжества.
1238 – город захвачен татаро-монголами.
1474 – Ростов Великий вошел в состав Московского
государства.
1608 – польско-литовские войска наносят городу
серьезнейшие
разрушения.
1777– Ростову присвоен статус уездного города
Ярославского
наместничества (впоследствии губернии).
1862 – вступил в строй ростовский телеграф.
1870 – установилось регулярное железнодорожное
сообщение между
Москвой, Ростовом и Ярославлем.
1873 – в городе открывается уездная почтовая
контора.
1883 – в Ростовском кремле открывается Музей
церковных
древностей.
1883 – установлено регулярное пароходное
сообщение между
Ростовом и селом Угодичи (Ярославская губерния).
1886 – вступил в действие централизованный
водопровод.
1896 – вступила в строй типография и переплетная
мастерская.
1898 – в городе появился первый телефонный абонент.
1901 – открылась ростовская общедоступная
библиотека-читальня.
1904 – начала действовать ростовская
электростанция.
1905 – открылась городская публичная библиотека.
1913 – открылась Петровская учительская семинария.
1970 – Ростову присвоен статус города-заповедника.
1995 – Ростовский музей включен в “Список особо
ценных
объектов культурного наследия России”
.Музеи
Государственный музей-заповедник
“Ростовский кремль”
Кремль
В городе Ростове есть всего
один музей. Другое дело, что он стоит десятков
маленьких музейчиков, разбросанных по картам
старых городов России.
Музей “Ростовский кремль” был основан в 1883 году,
и назывался он иначе – Музей церковных
древностей. Правда, в те времена музею не
принадлежал весь комплекс Ростовского кремля –
он размещался всего в одном здании – в Белой
палате, отреставрированной специально для
музейных целей. Тем не менее первым пунктом
устава музея было определено: “Ростовский
кремль признается церковно-историческим
памятником”.
За музей взялись серьезно. Журнал “Вестник
археологии и истории” писал о нем: “У нас много
музеев, открытых десятки лет раньше Ростовского,
и еще не имеют своего описания. Ростовский музей
открыт только три года и уже прекрасно описан”.
Музей разрастался. В нем то и дело появлялись
новые отделы – икон, церковной утвари, картин,
гравюр и фотографий, рукописей и книг,
древнебытовых и этнографических предметов.
Прирастал он и недвижимостью – к музею
постепенно отходили Отдаточная палата, Княжьи
терема, Ионинская палатка, Садовая башня,
Иераршие палаты.
Скорость и видимая легкость, с которой рос музей
Ростова, поражали. Москвич Н.Щапов так писал о нем:
“Ростовцы любили старину; стараниями и на
средства местных купцов в конце XIX века в городе
был основан один из лучших местных исторических
музеев. Они выпросили у какого-то ведомства в
Ростовском кремле древнее строение, более ста
лет служившее складом, а раньше принадлежащее
ростовским митрополитам, очистили его и отделали
в нем так называемую Белую палату.
Это просторное для XVII века помещение служило
митрополитам приемным покоем. Палата – под
сводами со средним столбом; она схожа с
Грановитой палатой в Московском Кремле. В ней и
был основан музей, занявший потом и ряд соседних
помещений.
Те же любители старины и местные патриоты издали
ряд описаний местных древностей, исторических
путеводителей, архивных материалов по истории
города”.
Труды ростовских краеведов и подвижников были
замечены в столице – в 1910 году Музей церковных
древностей получил статус музея всероссийского
значения. С этого момента средства на его
развитие поступали не только от ростовских
меценатов и из скудного уездного бюджета, но
также из государственной казны.
Серьезные проблемы начались в музее после
революции. Церковная направленность была,
конечно, неприемлема при новой власти. В 1920 году
чекисты отстранили от работы директора музея (он
вскоре после этого был арестован). А в 1924 году
Главнаука выслала в Ростов распоряжение – “О
толковании экспонатов (с точки зрения
политической) при руководстве посетителями… в
частности таких экспонатов, как иконы и другие
реликвии религиозно-культового порядка”. Для
контроля над музеем была создана особая комиссия.
Члены комиссии втолковывали трудовому
коллективу: “Многие музеи не смогли еще вплотную
подойти к массам, не смогли доказать пользу
своего существования. Необходимо осуществить на
деле связь музея с массой… изменить подход к
историко-художественным памятникам… заменить
его иным – с точки зрения экономических основ.
Музей должен отражать современность – главным
образом, экономику края, необходимо представить
революцию 1905 года, 1917 года, организовать выставки
к Съезду Советов”.
Но музейная интеллигенция дореволюционной
закалки с огромным трудом принимала новые
правила игры. И в результате – крупный процесс
над музейщиками. Вот что им ставилось в вину:
“Социально и идеологически чуждые Соввласти
Ушаков (сын полковника), Ржевский (сын попа),
Иванов (сын торговца), Талицкий (б. доверенный
купца Титова), обосновавшись после Октябрьской
революции в Ростовском музее, организовали в нем
научное краеведческое общество, в которое также
впитались лица, чуждые Соввласти, проводили под
флагом этих организаций на протяжении ряда лет
явно антисоветскую деятельность… обвиняются:
1. В том, что, работая в Ростовском музее и
краеведческом о-ве, создали антисоветскую
группировку, сгруппировали вокруг этих
организаций лиц, социально-чуждых Соввласти,
собирались на квартире у Ушакова, где обсуждали
установки своей деятельности.
2. Подбирали в музей а/с (антисоветскую. – А.М.)
молодежь, которую при помощи музея продвигали в
вузы для подготовки в будущем из них а/с музейных
кадров.
3. В работе музея допускали явно антисоветские и
антимарксистские установки, извращали классовую
линию путем расположения экспозиции музея таким
образом, что она совершенно не отвечала
установкам Соввласти и не давала представления о
классовом угнетении в прошлом и классовой
борьбе”.
И так далее.
Впрочем, со временем все эти страсти поутихли, и в
наши дни “Ростовский кремль” – один из лучших
российских музеев, ни у кого не вызывающий
никаких подозрений.
КСТАТИ, у музея есть два филиала – церковь Иоанна
Богослова в селе Богослов и Борисоглебский
монастырь в поселке Борисоглебский.
ИНТЕРНЕТ
«Государственный музей-заповедник
“Ростовский кремль” обладает одной из
крупнейших в России коллекций ростовской
финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII–XX
вв. Начало собранию было положено в конце XIX века,
но в основном коллекция наиболее активно
пополнялась в конце 1920-х гг., когда шло массовое
закрытие церквей и монастырей. В некоторых
случаях предметы старины изымались из ризниц еще
действующих храмов. В музейном собрании
представлены эмали, некогда украшавшие
церковную утварь всех монастырей и храмов
Ростова. К сожалению, почти все они потеряли
связь с предметами, для которых предназначались,
последние были использованы как лом
драгоценного металла. Музейная коллекция
ростовской финифти пополнялась не только за счет
изъятий из храмов. В 1927 г. от оправляльщика Ф.И.Лаврентьева
поступило около 530 предметов, в основном в виде
отдельных пластин. В комплектовании коллекции
приняли участие наследники крупнейших
организаторов промысла, скупщиков начала XX в.
Фуртова, Завьялова, Кузнецова, Виноградова. 75
эмалевых миниатюр поступило из собрания одного
из основателей музея, А.А.Титова, который
содержал мастерскую по производству финифти, а
также способствовал популяризации промысла,
представляя его на различных выставках. Собрание
эмалей пополнялось и в 1970–1990-х гг. за счет
приобретений дореволюционной финифти у частных
лиц и современных произведений у самих мастеров».
Финифть – традиционный промысел Ростова.
Неудивительно, что в музее-заповеднике
“Ростовский кремль” этой теме посвящен первый
раздел. А воспользовавшись Интернетом, можно
подготовиться к его посещению и заранее
полюбоваться лучшими работами мастеров прошлого
и нынешнего дней.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|