РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
В нашей новой рубрике мы будем
рассказывать о самых интересных новинках из
серии популярной психолого-педагогической
литературы
Г.Л.БАРДИЕР. Почему психолог похож на
кота?
Тонкости психологической помощи детям
Москва. Генезис, 2002
Такой книги еще не было. Многообразие
психологической литературы всего только
кажущееся: оно ограничивается либо
методическими рекомендациями, либо прямыми
директивными советами родителям. А книга
Г.Л.Бардиер приглашает и помогает подумать,
поразмышлять, почувствовать, чему-то удивиться, в
чем-то усомниться. Уникальность этой книги в том,
что речь в ней идет не о психологической помощи
детям в привычном понимании. Эта книга – о тонкой
душевной организации детей в целом, об их мыслях,
мнениях, позициях.
Для того чтобы взрослые могли реально оценить
свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в
оказании психологической помощи, в книгу
включены рекомендации для самостоятельной
работы. Их три вида: «Домашний психологический
тренинг», «Домашний психологический тест» и
«Домашний психологический танец».
В сущности, первым делом при желании оказать
помощь ребенку является стремление взрослого
человека оказаться вместе с ним в трудную минуту,
стать ему старшим другом, заслужить его доверие.
Но тут одного желания мало. Можно так и остаться с
благими намерениями, не сумев их реализовать. Или
реализовать их ошибочным путем, получив при этом
не тот результат, на который намерения были
изначально направлены. Например, ребенок
поссорился с другом. Родители хотят ему помочь,
видя, что он переживает. И вместо того чтобы
выяснить, что именно в этой ссоре он переживает
(возможно, он сам был не прав, или разочаровался в
людях, или от этой ссоры могут пострадать другие
его друзья и т.п.), родители начинают выискивать
отрицательные моменты в поведении друга, давая
этим своему ребенку урок огульного обвинения и
подозрительности. Итог: ребенок замыкается в
себе, никому не верит, изменяются в негативную
сторону его нормы отношения к людям. Так
благонамеренные родители обращают свою помощь
не по адресу, то есть путают актуальные для
ребенка социально-психологические нормы (вместо
компонентов взаимоотношений обсуждают
негативные качества конкретного человека).
Галина Бардиер пишет: «Можно выделить ошибки
психологической помощи и на более глубоком
уровне. Природа ошибки не меняется – суть ее
сводится к тому, что взрослый обращается не к тем
психологическим структурам, которые нуждаются в
помощи. Но именно на глубинном психологическом
уровне происходят психологические травмы.
Именно здесь психогенные факторы порождают
детскую агрессивность, негативизм, асоциальное
поведение».
И последнее. Почему же все-таки Психолог похож на
Кота? Именно дети придумали такой метафорический
образ в своих представлениях о психологической
помощи со стороны взрослых. Психолог – это Кот,
потому что он:
– ласково мурлычет;
– его можно погладить;
– он спокойный;
– умеет чувствовать больное место;
– лечит больное место собой;
– никуда не торопится;
– у него на все есть время;
– осторожный;
– ни от кого не зависит;
– не докучает собой и своими делами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|