Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

В нашей новой рубрике мы будем рассказывать о самых интересных новинках из серии популярной психолого-педагогической литературы

Г.Л.БАРДИЕР. Почему психолог похож на кота?

Тонкости психологической помощи детям
Москва. Генезис, 2002

Такой книги еще не было. Многообразие психологической литературы всего только кажущееся: оно ограничивается либо методическими рекомендациями, либо прямыми директивными советами родителям. А книга Г.Л.Бардиер приглашает и помогает подумать, поразмышлять, почувствовать, чему-то удивиться, в чем-то усомниться. Уникальность этой книги в том, что речь в ней идет не о психологической помощи детям в привычном понимании. Эта книга – о тонкой душевной организации детей в целом, об их мыслях, мнениях, позициях.
Для того чтобы взрослые могли реально оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в оказании психологической помощи, в книгу включены рекомендации для самостоятельной работы. Их три вида: «Домашний психологический тренинг», «Домашний психологический тест» и «Домашний психологический танец».
В сущности, первым делом при желании оказать помощь ребенку является стремление взрослого человека оказаться вместе с ним в трудную минуту, стать ему старшим другом, заслужить его доверие. Но тут одного желания мало. Можно так и остаться с благими намерениями, не сумев их реализовать. Или реализовать их ошибочным путем, получив при этом не тот результат, на который намерения были изначально направлены. Например, ребенок поссорился с другом. Родители хотят ему помочь, видя, что он переживает. И вместо того чтобы выяснить, что именно в этой ссоре он переживает (возможно, он сам был не прав, или разочаровался в людях, или от этой ссоры могут пострадать другие его друзья и т.п.), родители начинают выискивать отрицательные моменты в поведении друга, давая этим своему ребенку урок огульного обвинения и подозрительности. Итог: ребенок замыкается в себе, никому не верит, изменяются в негативную сторону его нормы отношения к людям. Так благонамеренные родители обращают свою помощь не по адресу, то есть путают актуальные для ребенка социально-психологические нормы (вместо компонентов взаимоотношений обсуждают негативные качества конкретного человека).
Галина Бардиер пишет: «Можно выделить ошибки психологической помощи и на более глубоком уровне. Природа ошибки не меняется – суть ее сводится к тому, что взрослый обращается не к тем психологическим структурам, которые нуждаются в помощи. Но именно на глубинном психологическом уровне происходят психологические травмы. Именно здесь психогенные факторы порождают детскую агрессивность, негативизм, асоциальное поведение».
И последнее. Почему же все-таки Психолог похож на Кота? Именно дети придумали такой метафорический образ в своих представлениях о психологической помощи со стороны взрослых. Психолог – это Кот, потому что он:

– ласково мурлычет;
– его можно погладить;
– он спокойный;
– умеет чувствовать больное место;
– лечит больное место собой;
– никуда не торопится;
– у него на все есть время;
– осторожный;
– ни от кого не зависит;
– не докучает собой и своими делами.

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru