Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ

Апеллируй – и не проиграешь

Сколько технических ошибок может быть при проверке бланков ЕГЭ и почему так важно вовремя подать апелляцию?

Нередко низкие оценки на ЕГЭ, полученные целыми классами и школами, общественности спешат объяснить техническими несовершенствами нового экзамена – например, ошибками обработчиков или сбоями компьютера. Все эти печальные вещи действительно случаются. Однако если вовремя подать апелляцию на результат ЕГЭ, их последствия можно устранить. Ниже мы перечислим несколько распространенных заблуждений, связанных с технологией ЕГЭ.

– Как известно, в индивидуальный пакет на ЕГЭ входят три разных бланка, которые обрабатываются в разных местах. Заблуждение первое: один из бланков с решением задач может потеряться, и компьютер, не учтя решенных задач, выставит школьнику заниженный тестовый балл.
– На самом деле все три бланка помечены штрихкодами, которые может совместить только программа головного компьютера Центра тестирования в Москве. Компьютер не приступает к оцениванию результатов ЕГЭ, пока три штрихкода не собраны полностью. Компьютер также особо отмечает «плавающие» штрихкоды, которые не могут составить с другими штрихкодами изначально необходимую комбинацию. В базе данных головного компьютера хранится информация о неполных «трешках». В Центре тестирования существуют методики экстренного поиска пропажи. Все бланки ЕГЭ, уходящие в регионы, дважды сканируются. Кроме того, они наделены особыми номерами, поэтому в экстренных случаях идентифицировать, из какого региона и какого пункта проведения экзамена пришел «бесхозный» бланк, вполне реально. В трудных случаях эксперты ЦТ обращаются к экзаменационным комиссиям. Проводится даже почерковая экспертиза.
На ЕГЭ 2002 года зафиксирован случай реальной потери в регионах нескольких десятков индивидуальных пакетов с выполненными заданиями ЕГЭ. Авторам этих работ решением Министерства образования были выставлены положительные оценки.
– В тестах, предлагаемых на ЕГЭ, встречается немало неточностей. Если раньше учитель мог без труда исправить опечатку в задачнике или предложить школьникам не решать задачу с сомнительным условием, то теперь экзаменатор на ЕГЭ не имеет возможности поступить таким гуманным образом. Еще одно заблуждение: школьники получают заниженные оценки на едином государственном экзамене, становясь жертвой чужих ошибок, даже опечаток, и с этим ничего не поделаешь.
– На самом деле на неоправданно низкие результаты ЕГЭ и на сомнительные тесты надо апеллировать. Если в КИМы действительно закралась редакционная ошибка (или опечатка, что более вероятно), она может быть исправлена решением предметной комиссии в Москве. При своевременно поданной апелляции предметная комиссия успеет отреагировать еще до утверждения окончательных результатов и распечатки свидетельств ЕГЭ. Заявления принимаются региональной конфликтной комиссией. Она отсылает запрос в Центр тестирования – прислать связку из трех штрихкодов, которые известны только в Москве. Затем региональные комиссии поднимают необходимые бланки и проводят первичную работу по рассмотрению апелляций. Далее корректность их решения проверяется и подтверждается экспертами в Москве. В случае если в КИМы действительно вкралась ошибка или опечатка, головной компьютер Центра тестирования изменит оценку школьника: задание с опечаткой ему засчитают как правильно решенное. Кроме того, компьютер внесет положительные изменения в результаты всех школьников, которые взялись за решение сомнительного тестового задания. Тем самым ваша апелляция поможет сотням других школьников.
– Над обработкой экзаменационных материалов ЕГЭ работают множество людей, в том числе сканировщики и верификаторы. Заблуждение третье: технические службы имеют возможность повлиять на качество работы – причем как в лучшую, так и в худшую сторону.
– На самом деле повлиять на качество экзаменационных бланков ЕГЭ (например, поставить крестик в нужном месте) может только специалист-предметник. Сканировщики и верификаторы для проведения ЕГЭ – это технические работники, получающие сдельную заработную плату и стремящиеся выполнить и перевыполнить план. Их набирают из людей, никакого отношения к образованию не имеющих. Сканировщики – те, кто закладывает поступившие бланки ЕГЭ в лоток сканера – должны выполнить большую норму. Поэтому до содержания бланков ЕГЭ им нет дела. К тому же бланки с персональными данными выпускника и бланки с его ответами сканируются в разных центрах обработки информации. Верификатор работает с изображением бланка на компьютере: он должен внести уточнения, если машина не сможет прочесть тот или иной знак в бланке ЕГЭ. Верификаторы тоже не знают, чьи ответы на ЕГЭ они обрабатывают: бланк регистрации и бланк ответов поступают в разные региональные центры обработки информации. Верификатор действительно может допустить неумышленную ошибку, неправильно определив ту или иную букву или цифру на бланке ЕГЭ. Поэтому при сомнениях в правильности оценки работы надо подавать апелляцию. Если в «ошибке» виноват технический работник – региональная конфликтная комиссия без труда это установит, подняв подлинники бланков ЕГЭ.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru