Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2003

Только в номере

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Инновационный проект

Отношение к нему министерства показывает, насколько оно готово идти навстречу образовательным потребностям общества

3 июня в Москве в зале коллегии Министерства образования России состоялся Координационный совет
по модернизации. Первым в повестке дня стоял вопрос «Об итогах развития приоритетного направления Федеральной программы развития образования (ФПРО) “Авторские экспериментальные школы”».

Интерес к этому вопросу подогревался: многие ожидали, что «Эврике» припомнят и критические выступления в прессе, и несогласие со многими мероприятиями ведомства.
Однако министр образования В.Филиппов обсуждение провел по-деловому и отдал должное итогам совместной работы «Эврики» и министерства по созданию системы поддержки культурно-образовательных инициатив.
После часовой дискуссии министр предложил записать первым пунктом решения Координационного совета одобрение деятельности сети «Авторских экспериментальных школ» и поручить подразделениям министерства усилить систему распространения результатов деятельности сети.
Содержательный анализ деятельности авторских экспериментальных школ провела заместитель министра Елена Чепурных. Этот анализ дал основание говорить о необходимости независимых экспериментальных площадок для модернизации системы образования.
До этого многие убеждали министра В.Филиппова, что темы эвриканских площадок не согласуются с темами модернизации, которые утверждены для различных управлений и департаментов министерства. Представители профсоюза даже выдвинули в качестве требования: заранее, перед конкурсом утвердить темы, по которым площадкам могут присваивать статус «федеральной», чтобы не возникало разнобоя.
Е.Чепурных отстаивала другой принцип: работа с инициативами требует большей степени свободы. Иначе откуда возьмется новая проблематика? Да и механизм распространения опыта эвриканских площадок должен быть иным, нежели привычные способы тиражирования передового опыта.
Поэтому на федеральном уровне и не получается взаимодействия с Академией повышения квалификации: слишком традиционными способами руководство академии намерено «внедрять» инновационные результаты.
С точки зрения чиновников, надо каждую площадку закрепить за соответствующим управлением и на основе результатов экспериментальной деятельности штамповать инструкции и рекомендации к внедрению полученных технологий или методик.
Как будто от этого школьная жизнь изменится...

Уже около 20 лет в стране развивается уникальное инновационное движение, и те, кто всерьез вовлечен в это движение, хорошо знают, что погубить хороший инновационный проект могут как раз министерские инструкции по внедрению (обязательному причем) результатов.
Чиновникам трудно представить, что сообщество учителей нуждается не в команде применять инновации, а в возможности по своему усмотрению выбирать и применять ту или иную новацию. А вот для того, чтобы опираться в своем выборе на чье-то компетентное мнение, нужна экспертиза и нужен статус «Федеральная экспериментальная площадка» той школе, результат деятельности которой может быть востребован другими.
Самым острым вопросом в дискуссии на Координационном совете был вопрос о том, что эвриканские площадки, имея статус «федеральных», не выполняют задач, предписанных федеральными документами и самим министерством.
То есть статус «федеральная» может быть присвоен только той площадке, которая отрабатывает утвержденный на федеральном уровне эксперимент: по структуре 12-летки, например, или по профильности. Все остальное, мол, не наш уровень.
Ожесточенность, с которой отстаивают эту идею, невольно наводит на мысль о том, что борьба за федеральный ресурс обостряется. А поскольку содержательных результатов у «федеральных экспериментаторов» немного, то в ход идет административное давление.
Но есть и другое соображение.
Да, наверное, площадки, «отрабатывающие» федеральные задачи, возможны.
Но с нашей точки зрения, абсолютно необходимы площадки, где ставятся новые задачи, которые со временем могут стать и задачами общенационального уровня.
Кстати говоря, именно так все и происходило в минувшие двадцать лет. То, что сегодня – в повестке дня модернизации, во многом выросло из инициативы середины 80-х – начала 90-х. Один из примеров – психолого-педагогический факультет Красноярского университета, деканом и одним из создателей которого был нынешний первый заместитель министра образования Виктор Болотов, в свое время организатор красноярского этапа первого конкурса «Авторская школа “Эврика”» и сопредседатель Сибирского союза учителей.
Во многом эти проекты стали трамплином для педагога и ученого Виктора Болотова в высшие сферы управления образованием.
И это нормально: человек, заявляющий новую проблематику развития деятельности, становится проводником этой деятельности.
Но нужна эффективная система обновления проблематики наряду со стабильной системой претворения в жизнь утвержденных проектов. Иначе результат может стать фиктивным.
Что, как нам кажется сейчас, и происходит и с ЕГЭ, и с экспериментами по содержанию образования, и со многими другим ведомственными проектами.
И в этом смысле, конечно, важно, как министерство относится к деятельности эвриканского сообщества. Но важно и другое: как сообщество относится к деятельности министерства.
Если мы движемся к обществу гражданскому, а не номенклатурному, то государственная политика становится все более зависимой не только от административной оценки, но и от оценки сообщества.
Нам показалось, что 3 июня министр В.Филиппов продемонстрировал готовность оценить отношение и поддержку профессионального сообщества и потребность в такой поддержке.
Это отношение министра к “Эврике” – очень мощный сигнал сообществу. Одному из своих советников, пытавшемуся свести поддержку эвриканских ФЭП к поиску заказчика внутри министерства, В.Филиппов сказал в завершение дискуссии:
– Я поддержу “Эврику” сильнее, чем вы поддерживаете меня.
Спасибо.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru