КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Добро не может быть старо
Наум Коржавин – «защитник банальных
истин»
Известный поэт Наум Коржавин назвал
сборник своих эссе, выпущенный Московской школой
политических исследований, «В защиту банальных
истин» – по имени открывающей книгу статьи,
некогда напечатанной в «Новом мире» еще при
Твардовском.
Речь в ней шла о поэтической форме (таков и ее
подзаголовок): об узком и неверном понимании ее
почти как некоей «формы одежды», желательно
богато изукрашенной всякими «образами» и
«деталями». Между тем понятие «образ» в первую
очередь относится к общему замыслу, а отнюдь не к
частностям исполнения. Так, совсем «бедное»,
прямо-таки нищее по части всяких броских
эпитетов, сравнений и метафор пушкинское «Я вас
любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла
не совсем...» – высочайший образец гармонической
слитности, нераздельности формы и содержания, в
сущности, по отдельности просто немыслимых.
Коржавин и в более поздних статьях будет
настойчиво повторять подобные «банальности»
(«Стихотворение – организм, все элементы
которого органически дополняют и освещают друг
друга»), но, читая одно эссе за другим, скоро
начинаешь ощущать, что течение авторской мысли
увлекает тебя далеко за пределы чисто
литературоведческой тематики.
Ныне, когда искусство Серебряного века в большой
моде, очень немногие сохраняют по отношению к
нему полную объективность. Коржавин – один из
них, способный, при всей любви к Блоку и
Ахматовой, различать в стихах этих корифеев
досадные уступки декадентским соблазнам,
упоение «поруганием заветов священных», в том
числе и «обыденной», «ординарной» морали.
Конечно, существует огромная разница между
судьбами деятелей той эпохи и последующих
поколений, в том числе и коржавинского,
формировавшегося в 30-е и «сороковые, роковые» и
не избежавшего совсем иных соблазнов –
безудержной романтизации революции, оправдания
связанного с ней насилия, пренебрежения
«буржуазной», «внеклассовой» моралью.
Однако и у тех и у других оказался один
спасительный выход. Как пишет Коржавин, «в
сущности – это вечное содержание, вечный сюжет
искусства – открытие этих вечных банальных
истин, выход к ним каждый раз из других
исторических обстоятельств, мешающих их
постижению».
Вспоминая ахматовское стихотворение о «тверской
скудной земле» и замеченных поэтессой
«осуждающих взорах спокойных загорелых баб», наш
автор говорит, что подобные строки – «это как бы
возвращение в Россию – только не из чужой земли,
а из Серебряного века, что, может быть, было еще
дальше». (Кстати, о том же сказано и у Блока: «И
опять мы к тебе, Россия, добрели из чужой земли»;
последние слова здесь, конечно, имеют отнюдь не
географический смысл.)
И последующие поколения (коржавинское – то ж)
проделали свой трудный и драматический путь – к
России и самим себе, к нормальным («банальным»)
ценностям, к твердому осознанию, что, вопреки
громовым печатным филиппикам по адресу так
называемого абстрактного гуманизма, «добро не
может быть старо». Вынося эти слова младшего
собрата, поэта Олега Чухонцева, в заголовок своей
статьи о нем, Коржавин столь же «наивно» возвещал
в конце 70-х годов, что «в этих словах – главная
потребность времени, условие его освобождения от
всяких паутин, в которых запуталось его
сознание».
Поэтому и в острополемическом эссе о поэзии
Бродского он решительно возражает тем, кто,
наследуя отнюдь не лучшие из традиций
Серебряного века, заявляет, будто «Прекрасное не
обязательно совпадает с Добрым и Высоким» и что
вообще, дескать, литературу пора освободить от
лишней обузы (читай: от верности и служения
«банальным» истинам). В споре, закипевшем вокруг
критических замечаний Солженицына о поэзии
нового нобелевского лауреата, Коржавин целиком
на стороне «зоила» и против сооружения некоего
«надувного Олимпа» с его главным обитателем
Бродским, который, мол, не зациклился в своем
творчестве на России (что явно несправедливо по
отношению к лучшим его стихам, отмечаемым и в
коржавинском очерке).
«...Мировым поэтом, не будучи «зацикленным» на
своей стране – особенно тогда, когда она стала
воплощением мировой трагедии, – стать
невозможно», – напоминает автор книги очередную
«банальность».
В этой связи примечательно, что он не раз и не два
апеллирует к примеру и опыту того нашего
современника, коего апостолы освобождения
литературы от всяких там общественных
обязанностей на своем Олимпе и видеть не желают,
– Александра Твардовского. Занятные тут
возникают параллели! По догадке Коржавина,
Сталину привиделся в авторе «Страны Муравии»
эдакий «колхозный типаж, нечто вроде разбитного
сельского гармониста, русский вариант Джамбула и
Сулеймана Стальского». И надо же! И Ахматова
отзывалась о «Василии Теркине» как о «веселых
стишках», а Бродский – как о «плясовой»! Для
Коржавина же постепенное осознание «высокой
духовности творчества Твардовского» – одно из
существенных слагаемых душевной биографии,
важная верста пути, проделанного к пониманию
России.
Подобным образом он в некрологическом эссе о
Ярославе Смелякове не просто берет под защиту
«многогрешного» поэта, не однажды горестно
оступавшегося, и утверждает, что «не видеть его
лица за грязью, которой оно забрызгано, и
несправедливо, и расточительно». Он пишет, что
вообще «тон превосходства и насмешки при
разговоре об этом поколении (к сожалению, с тех
пор ставший еще более частым. – А.Т.) абсолютно
недопустим»: «У него было... много обаяния,
связанного с бескорыстием, со способностью к
жертве и многими другими качествами, в которых
человечество нуждается и будет всегда
нуждаться».
Но столь старомодно добрый к тем, кого во многом
давила и даже калечила тяжкая поступь
тоталитарного века, Коржавин в своей
публицистике непримирим и жёсток, когда заходит
речь о целом ряде зарубежных «левых»
интеллигентов, судивших о нашей стране «из
прекрасного далека» и повинных если не в прямой
лжи, так во всяком случае – в упрямом нежелании
сделать очевидные выводы из фактов. «Я не считаю
элитой людей, которые втайне краснеют,
содрогаются, но боятся истины», – беспощадно
говорится в открытом письме Коржавина одной
европейской, если не мировой знаменитости.
Право на такую бескомпромис-
сность и резкость автор книги заработал своей
собственной жизнью, о ней он особенно подробно и
откровенно рассказал в очерке «Опыт внутренней
биографии». Здесь он и себя не пощадил, описывая
свои тщетные попытки примирить прежние ложные
взгляды и питаемые иллюзии с реальностью и даже
пусть недолгий, но «позорный период...
интеллектуального сталинизма, о котором и сейчас
стыдно вспоминать».
В книге много говорится о необходимости верности
себе. Случается, что, когда призывы такого рода
встречаешь у других авторов, они как-то
подозрительно отдают самолюбованием,
самодовольством, успокоением на уже достигнутом.
Интонация, с какой об этом пишет Коржавин, совсем
иная. Здесь акцент делается на том, какая это для
всякого человека непростая вещь –
«неукоснительное исполнение того, к чему его
приводит естественный путь развития... умение
приходить к выводам, к которым его приводит
жизнь».
Вдумайтесь-ка: неукоснительно, всегда, снова и
снова – в разных, меняющихся обстоятельствах. В
самом деле: легко ли быть верным себе?!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|