ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС
Люди болеют от тоски
Так считает Владимир Тонков, президент
Института социального развития естественных
способностей
Отрицательное отношение официальной
медицины к так называемым народным целителям
известно всем. И все же, а что если выслушать
противоположную точку зрения?
Хотите стать посмешищем?
Скажите, что лечитесь у экстрасенса
Слово “экстрасенс” стало легальным в
России в начале девяностых. До этого будоражили
слухи о Джуне, которую газеты периодически
разоблачали, потом на экранах телевизоров
появился психотерапевт Кашпировский, и
пошло-поехало. Сначала слово “экстрасенс” народ
воспринял как синоним “спасителя”,
“настоящего” целителя, потом – почти как
ругательство. Хотите, чтобы над вами
посмеивались, скажите, что лечитесь у
экстрасенса.
В Институте эниологии и социальных исследований
подсчитали: ежедневно в московских газетах,
включая рекламные издания, публикуют объявления
около трех тысяч народных целителей, которых
теперь скопом принято называть экстрасенсами.
Сюда мешали в кучу костоправов и травников, магов
и чародеев, биоэнергетиков и колдунов,
“матушек” и “дедов”, ясновидящих и шаманов...
Трудно придумать лучший способ
скомпрометировать традиции народной медицины.
В то же время у каждого из нас есть друзья и
знакомые, которые с придыханием рассказывают о
специалистах без дипломов, умеющих исцелять не
только тело, но и душу, и даже судьбы людей. Себя
эти мастера называют кем угодно – от астрологов
до просто психотерапевтов. Интервью давать
категорически отказываются. Выставлять себя на
посмешище не любят.
Недавно я побывала в гостях у одного человека.
Друзья уважительно зовут его по отчеству:
Валерьевич. По словам Валерьевича, из пятерых
больных онкологического отделения, которых он
несколько лет назад взялся лечить, трое
выздоровели. Однако их лечащий врач объяснил
это... ошибкой в диагнозе, после чего Валерьевич
зарекся иметь дело с официальной медициной и
что-либо кому-то доказывать. Столь же
категорически отказался он и от интервью. А
беседа с анонимом, решила я, вряд ли устроит
читателей “Первого сентября”.
Отрицательное отношение официальной медицины к
так называемым народным целителям известно всем.
И все же: а что если выслушать противоположную
точку зрения? Ее представляет президент
Института социального развития естественных
способностей и межрегиональной ассоциации
целителей, председатель Российского профсоюза
целителей Владимир Тонков, который мечтает
создать в обществе правовое пространство для
легальной деятельности целителей.
Говорят, Тонков “видит” внутренние органы
человека, предчувствует события и усилием воли
двигает предметы.
Немало людей и слышать не хотят о подобных
специалистах, считая их жуликами и шарлатанами.
Как и немало родителей, которые, высидев
многокилометровые очереди к медицинским
светилам, пройдя все круги ада и убедившись, что
официальная медицина помочь их детям-инвалидам
не может, хватаются за них как за соломинку: а
вдруг? Готовы поверить в фантастические
возможности альтернативной медицины, во всех
этих целителей, экстрасенсов и травников.
Надо ли высокомерно обходить вниманием таких
мастеров, полагая, что они ничем и никому не могут
помочь? Родители, решившиеся обратиться к
подобным специалистам как к своей последней
надежде, имеют право знать и их мнение.
Как наше законодательство относится к народным
целителям? Существуют легальные организации
народных целителей, куда можно обратиться
официально? Выдает ли какое-то государственное
учреждение дипломы целителям? Как выбрать
целителя, если трагическая ситуация вынуждает
родителей прибегнуть к его услугам?
Способность исцелять есть у каждого
Вот такие серьезные вопросы собиралась
я задать Тонкову в первую очередь. Но во время
встречи, растерявшись, почему-то по-глупому
брякнула:
– А вы настоящий экстрасенс?
– Знаете, насмотрелся я на “настоящих”,
считающих, что, кроме них, других целителей не
существует. Так что с этой точки зрения я –
ненастоящий. Экстрасенс означает
“сверхчувствующий”. Это всего лишь человек,
который чувствует больше, чем другие, что им
недоступно. Целитель, астролог, священник, те, кто
считает себя магом, могут не быть экстрасенсами,
а могут и быть. Что подразумевается под этим
словом? Одно из самых больших заблуждений: мол,
все они одинаковые. На самом деле есть много
специализаций. Один экстрасенс чувствует, что
болит у другого человека, второй – приближение
чужой смерти, третий – что ждет за углом... Среди
них есть честные, нормальные люди. Их немного.
Накипи, пены, кое-что умеющей, гораздо больше.
– А сколько, на ваш взгляд, тех, кому можно
доверять, не шарлатанов?
– Представьте, что мы живем на заре
аэронавтики. Уже появились самолеты, их, правда,
во всем мире можно по пальцам пересчитать, но
школ, где готовят летчиков, еще нет. И что,
летчики-самоучки – шарлатаны?
– Но они рискуют только собой...
– Вы забываете о том, что первые полеты
демонстрировались на стадионах и самолеты
падали на людей. Приведу другой пример: настоящие
хирурги появились всего два столетия назад, при
Петре I такой профессии в России еще не было.
Более того, уважающий себя врач не занимался
операциями, потому что их делали банщики. Они
были шарлатанами?
– Вы ушли от вопроса. Ведь какую-то часть тех,
кто называет себя “народным целителем”, вы
все-таки относите к пене, к тем, кто лишь
компрометирует вас.
– Объясняю свою позицию: целительство – это
естественная способность любого человека без
исключения. Только одни люди эту способность
развивают, а другие не обращают на нее внимания.
Третьи же, самостоятельно сформировывая ее,
пытаются помогать другим людям. Иногда у них это
получается, иногда – нет. Они шарлатаны? Поймите,
некоторые из них искренне уверены в своих
умениях и хотят работать честно, исследовать
свои способности, а их обвиняют в обмане. Я знаю
многих, кто хотел бы набрать статистику,
официально зафиксировать свои успехи в лечении
людей, но им не дают сделать это.
Дышать по разрешению Минздрава
– А вот медики, напротив,
утверждают, что экстрасенсы либо уклоняются от
объективного исследования своих способностей,
либо вовсе не имеют таковых. Какой им смысл
говорить неправду? И раз вы утверждаете, что вам
не удается официально зафиксировать успехи,
объясните тогда, почему вас не хотят признать?
– Потому что, если современная медицина признает
целительство, придется пересматривать основы
физиологии.
– Разве вы не можете вместе мирно
сосуществовать?
– Вот есть царствующая династия, и вдруг из
деревни Ваньково приезжает некая, совсем не
царствующая, династия и предлагает существовать
совместно. Минздрав на протяжении восьмидесяти
лет...
– ...был царствующей династией, а теперь вы
претендуете на трон?
– Подождите, я сказал только то, что сказал!
Согласитесь, не было ни одной организации,
которая могла бы сравняться в правах с
официальной медициной. Когда в сталинские
времена шли разборки внутри самого НКВД, именно
медики своими решениями имели возможность
вершить судьбы. Даже судьбы чекистов. Мало того,
прокурор, чтобы выписать ордер на арест, должен
добыть объективные факты, а психиатр по закону,
принятому еще в советские времена, может
осуществить задержание кого-то по одному
подозрению.
– По подозрению, что этот кто-то опасен для
общества, может взять и бритву, и...
– Может взять или не может, не важно.
Психиатр скажет: “Я вижу признаки такого-то
заболевания, мне кажется, что...” Ему кажется. И
все! Не случайно наших психиатров не спешат
принимать в международные ассоциации. Медики
всегда диктовали, сколько человек должен спать,
что он должен есть (вспомните потребительскую
корзину, длину рабочего дня и многое-многое
другое). Кто предоставляет министерствам и
профсоюзам соответствующие данные? Минздрав. В
советские времена всех новорожденных туго-туго
пеленали, несмотря на то что “всякие там
экстрасенсы” предупреждали о вреде пеленания. А
кто рекомендовал пеленать? Минздрав. Эта
организация, по сути, единственная, кто
распоряжается образом жизни человека в нашей
стране. Только она может настоять сегодня на
введении тех или иных санкций (например,
запретить какую-либо рекламу на телевидении),
когда бессильны политики. И заметьте, ни с кем и
никогда не делясь властью. И тут вдруг в область
ее деятельности вторгается неизвестно кто. И
этот неизвестно кто самим своим существованием
подвергает сомнению основы медицины.
– И какие же основы медицины вы подвергаете
сомнению?
– Ну, например, что психика материальна.
Каждый в этом много раз убеждался. Собираетесь
звонить другу, уже тянетесь рукой к телефонной
трубке, но вас опережает звонок. Снимаете трубку
и слышите голос человека, которому вы только что
хотели звонить. Или, предположим, вы звоните
кому-то, а вам отвечают: “Я только что о тебе
подумал”. Что это, как не одно из проявлений
материальности психики? Между прочим, уже есть
ассоциация психотерапевтов, главное направление
деятельности которой – биосенсорная
психотерапия. Я уж не говорю о том, что были и до
сих пор существуют закрытые лаборатории, где
специалисты работают в том же направлении.
– Вы утверждаете, что медики не
заинтересованы в легализации целителей, и тут же
сами себя опровергаете: оказывается, психологи
признают близкое вам направление исследований,
научно-исследовательский институт народной
медицины существует...
– Никакого противоречия нет. Одно дело,
когда эти работы проводятся для узкого круга и
тщательно регулируются, что будет выходить из
стен лабораторий, а что – нет, и совсем другое,
когда то же самое происходит без участия
государственной медицины. Вы, конечно, можете
дышать свободно, но здесь что-то “не то”. А вот
если кто-то великий пришел и разрешил вам
дышать!.. Глядишь, вы за это еще и платить станете.
В общем, если признать целителей, придется врачей
обучать по-другому: вводить элементы
экстрасенсорики, изучение альтернативных
методов лечения. А значит, абитуриентов в
медицинские вузы подбирать с учетом этих
способностей. Соответственно при выдаче
дипломов выяснять, владеет новоиспеченный врач
экстрасенсорикой и альтернативными методами
лечения или нет. Я пятнадцать лет занимаюсь
преподаванием и совершенно уверен, что людей,
которые не могут этим овладеть, нет.
– Выходит, вас все-таки приглашают читать
лекции в вузах?
– Да, некоторые государственные учебные
заведения готовы дать своим студентам
возможность овладеть экстрасенсорными методами
на факультативных основах. Замечу, что
афишировать наше сотрудничество их руководители
не спешат.
Специалисты многих питерских вузов знакомы с
нашими исследованиями в области естественной и
прикладной сенсологии и биосенсорики,
практической психологии. Им хорошо известна
эффективность использования пограничных
состояний психики. И тем не менее в учебных
заведениях, где я преподаю, меня откровенно
предупреждают: информация о результатах моей
работы за стены их института не выйдет.
– Но почему? Что такого особенного
произойдет сегодня с деканом, если он обнародует
итоги вашей работы со студентами?
– Скажем так, ему... припомнят. Я знаю
реальную обстановку и краски не сгущаю. Всех
медиков, в зависимости от их отношения к народным
целителям, я делю на три неравные части. Есть
врачи-идеалисты, которые считают некорректным
противопоставление академической и
альтернативной медицины. Есть идейные
противники альтернативных методов лечения, и это
нормально. Меня возмущают третьи – те, кто лечит
больных по-правильному, по-медицински, народных
целителей называют шарлатанами, а сами, когда
приспичит, бегут лечиться к нам. По моим
наблюдениям, эта группа врачей, увы, самая
многочисленная. Я называю их “иудалистами”.
Помню один проект, который наш Институт
социального развития естественных способностей
проводил с одной из поликлиник. Договариваясь о
совместной деятельности, мне пришлось бесплатно
пролечить не только весь персонал поликлиники,
но и родственников, и знакомых главврача.
Как не оказаться в кабинете шарлатана
– Владимир Викторович, если кто-то,
разочаровавшись в возможностях академической
медицины, решил обратиться, например, к
биоэнергетику, как определить, что человек,
называющий себя целителем, не шарлатан?
– Когда он пишет в газетном объявлении, что
излечивает все “на сто процентов”, значит, явно
неадекватен. Если в объявлении нет утверждений,
что он излечивает от всех болезней со
стопроцентной гарантией, но при этом готов
“присушить”, “отсушить”, “приворожить” и
“заговорить”, надо сразу понять, что речь идет о
насилии.
– Согласна с вами. Конечно, женщина, которая
хочет приворожить любимого, уверена, что
осчастливит его своей любовью, “для его же
блага” старается. Но кто дал ей право решать за
другого, что для него благо, а что – нет?
– Чародей, предлагая “присушить” кого-то,
во всеуслышание заявляет, что он готов по заказу
осуществить насилие. То есть вы – заказчик, а он
– исполнитель. По-моему, прокуратура могла бы
легко остановить поток подобных объявлений,
поскольку в Уголовном кодексе есть статья за
призыв к насилию. Должны настораживать и
обещания “заговора на удачу”.
– Почему? Насилие над космосом, что ли?
– Есть определенная категория людей,
которые откровенно хотят “обуть” партнеров по
бизнесу, вот и ходят к подобным “мастерам”,
рассчитывая на помощь. Уверяю вас, под
“заговором на удачу” в большинстве случаев
подразумевается помощь именно в таких делах. Мой
приятель предложил ради хохмы дать в газету
объявление: “Опытный мошенник берет ссуды под
большие проценты”. Как вы думаете, понесут к нему
люди деньги?
– Но он же прямо пишет, что – мошенник?
Соберет деньги и смоется.
– А люди все равно понесут к нему деньги в
надежде, что он каким-то одному ему известным
способом умножит их состояние. Как и в предыдущих
случаях: “чародей” откровенно признается, что
он нечестен: может и “присушить”, и “отсушить”,
снять сглаз или, наоборот, порчу на кого-то
наслать... А люди к нему идут! На кого потом
жаловаться? Из объявления же все было понятно, к
кому обращались, зачем же народных целителей
чернить, они-то тут при чем?
Я бы насторожился, если лекарь злоупотребляет
словами с “рычалками”: “поРЧа”, “каРма”,
“чакРЫ”... Хорошие специалисты не сорят этими
терминами без необходимости, а коли вынуждены
иной раз употребить их, то не тонут в них, не
наводят тумана, не выделывают при этом что-то
непонятно-загадочное на глазах у клиента.
Настоящие специалисты не истеричны, не говорят с
порога о вампирах или сглазе. Обычно целители
беседуют с человеком, пришедшим к ним лечиться, о
нем самом, о его поведении и взглядах на жизнь, а
не о тех людях, которых нет рядом, – его
родственниках, соседях или знакомых.
Меня бы смутило и навязчивое приглашение лекаря
посетить его несколько раз. Истинный специалист
может предложить вам встретиться с ним еще раз,
но категорически настаивать на этом не будет. И
запугивать или утверждать, что только он один
способен вам помочь, тоже не станет.
– Однако и шарлатан может оказаться хорошим
психологом и принять во внимание ваши советы.
– Тогда еще один совет. Поинтересуйтесь у
народного целителя, стоит ли за ним какая-либо
организация. Если он ответит, что ему никто не
нужен, вокруг одни шарлатаны и бездари и кроме
него никто не умеет по-настоящему излечивать
людей, это означает, что поручиться за такого
специалиста никто не может и ответственности за
его возможные промахи никто не несет.
Цивилизованный рынок подобных услуг у нас в
стране только начинает складываться. А вот в
Германии уже есть шесть профессиональных
ассоциаций целителей. Там хилер-практик, который
не является членом какой-либо из них, по закону не
может получить разрешение на работу. Специалисты
ассоциаций гарантируют государству, что они
несут ответственность за того, кто работает под
их надзором. У нас подобных гарантий нет, потому
что и профессиональных организаций, которые
дорожат своим имиджем и “берегут лицо”, пока
нет.
Если бы меня спросили о “чародее”, давшем
объявление в одной из питерских газет, я бы мог
посоветовать, обращаться к нему за помощью или
нет. В межрегиональной профессиональной
медицинской ассоциации народных целителей есть
информационный центр, где зарегистрированы
специалисты, за которых мы отвечаем. Я смело могу
поручиться за шестьдесят человек. Еще более
двухсот членов ассоциации постоянно в поле
нашего зрения. Мы уверены, что у них “не едет
крыша”, что они адекватны, порядочны и
действительно умеют лечить.
– Что означает ваше поручительство?
Рекомендуя лекаря, вы рискуете только своей
репутацией?
– Шестьдесят человек, о которых я сказал, –
это люди, имеющие дипломы народных целителей,
составляющие договора с каждым клиентом. С таким
договором клиент может обратиться в суд.
Питерское отделение межрегиональной ассоциации
народных целителей ходатайствует в
соответствующих госорганах о получении таких
дипломов. Если хотя бы один диплом будет вручен
человеку с ненормальной психикой (а рано или
поздно это откроется), то нам вообще перестанут
выдавать разрешения на работу. Так что
ассоциация заинтересована в сохранении
безупречной репутации. Мы сами потребуем, чтобы у
человека, за которого больше нельзя поручиться,
отобрали диплом, но такое еще не случалось.
Было другое. Женщина, безуспешно лечившаяся в
“Храме судьбы”, решила, что ей должны вернуть
деньги. Она обратилась за помощью в нашу
ассоциацию. Этим случаем занялась комиссия по
надзору за целительской деятельностью. Юристы
помогли женщине. Ей вернули деньги. А если бы она
захотела быть принципиальной до конца, то смогла
бы получить компенсацию и за моральный ущерб.
Вечный Восток–Запад
– И все-таки академическая медицина
во всем мире считается более цивилизованной.
– Постойте! Как это во всем мире? В Китае
народная медицина признана официально. К врачам
там идут только в том случае, когда целитель не
справляется с болезнью. В Индии – то же самое.
Плюс Латинская Америка, и получается, как минимум
две трети населения земного шара доверяют в
первую очередь народной медицине. Так что
говорить нужно не обо всем мире, а только о
западном. Да и во многих европейских странах
целителей официально признали еще в начале
тридцатых годов прошлого века. В одной Германии
сейчас востребовано около шести тысяч
хилер-практиков.
– А у нас? Вы говорили о каких-то дипломах.
Разве нашим целителям выдают дипломы?
– В 1993 году был принят Закон РФ “Основы
законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан”. Пятьдесят седьмая статья
этого закона так и называется: “Право на занятие
народной медициной (целительством)”. В
соответствии с законом местные органы
самоуправления должны назначать комиссии,
которые и выдают дипломы целителям. Человек,
получивший такой диплом, либо регистрируется как
предприниматель, либо идет работать в штат
какого-то предприятия. Проблема в том, что
местные органы власти не спешат выполнять закон
и комиссий, которые выдавали бы (или не выдавали)
дипломы целителям, не создают. В результате
российским экстрасенсам просто негде
легализоваться, даже если они этого очень хотят.
Благодаря усилиям нашей ассоциации подобные
комиссии сейчас создаются в одиннадцати
регионах России.
Недавно были опубликованы результаты работы
независимой интернациональной комиссии под
эгидой Международного фонда Ортега.
Международные эксперты пришли к выводу: во всем
мире среди врачей шарлатанов больше, чем среди
народных целителей. Между прочим, независимые
эксперты полагают, что из-за дороговизны и низкой
квалификации врачей в академическом секторе
уровень реальной помощи пациентам не превышает
7,5 процента, а в альтернативном секторе он достиг
24 процентов. Специалисты Фонда Ортега считают,
что для России народная традиция лечения играет
спасительную роль. В Восточной Европе цифры иные:
там уровень действенной помощи людям в
академическом секторе составил 17 процентов, а в
альтернативном – 12,5. Может, пора прекратить
противостояние врачей и целителей? Ведь и врачи,
и целители желают своим пациентам одного и того
же – здоровья.
Диагноз – скучная жизнь
– Владимир Викторович, как вы
думаете, почему мы болеем?
– Восемьдесят процентов всех болезней
появляются, по-моему, из-за того, что людям
неинтересно жить. Постепенно жизнь обрастает
таким количеством проблем, что перестает
человеку нравиться. Мы забываем, что когда-то в
детстве жили совершенно по-другому и были
интересны сами себе. Люди болеют от тоски. Что-то
подсказывает им, что можно жить иначе, да не
получается. Многие не хотят жить так, как живут, и
потому провоцируют в себе болезни.
– Для чего?
– Чтобы прекратить эту жизнь. Можно даже не
исцелять человека, достаточно помочь ему
вспомнить самого себя, и он резко пойдет на
поправку.
– Почему же тогда болеют дети?
– В этом часто виноваты родители. Ребенок
может болеть, чтобы досадить маме. Чтобы не
ходить с родителями в гости к людям, которые ему
не нравятся. Чтобы дали малинового варенья. Чтобы
обратили внимание и пожалели...
– Получается, что и вы, и врачи бессильны?
Вылечите человека, а он через месяц снова
заболеет чем-нибудь, жить-то ему, как вы
утверждаете, все равно не хочется.
– “Народная медицина” – очень широкое
понятие. Есть, например, рецептная народная
медицина. Да, люди, которые пользуются
доставшимися от предков рецептами,
действительно могут оказаться бессильными, если
пациенту стало неинтересно жить. А вот сенситивы,
то есть сверхчувствующие целители, специалисты
по биосенсорике, не просто лечат конкретное
заболевание, а восстанавливают психофизический
фон организма. Конечно, медик тоже может вернуть
пациенту интерес к жизни, но он обязан применять
только врачебные технологии. В этом его слабость
и его сила. Врач всегда может взять справочник и
показать вам: этот препарат назначается в
таких-то случаях, по такой-то схеме, в такой-то
дозировке. У сенситива такого подспорья нет.
Вы спросили меня о детях. Все они занимаются
лечением и самолечением. И вы видели это много
раз. Ребенок подходит к маме, гладит ее, водит
руками над ее головой... Понаблюдайте, и вы
убедитесь, что я прав. Если ребенок не борется со
своей болезнью, значит, его приучили получать от
нее какие-то выгоды. Дети умеют лечить друг друга,
они склонны к ясновидению, целительству,
телепатии до тех пор, пока родители и воспитатели
не начинают им запрещать это.
– Каким образом?
– Не только в детях, но и друг в друге мы,
взрослые, подавляем способности, которые нам
невыгодны. Нужна ли мужчине ясновидящая жена,
если он приходит домой не с совещания, а от
любовницы? Зачем женщине ясновидящий муж, когда
она прячет в укромном месте бутылку или деньги?
Что делать родителям, занимающимся сексом, с
ясновидящим ребенком в соседней комнате?
– Вы хотите сказать, что родители
неосознанно подавляют способность ребенка к
ясновидению?
– Осознанно! Мама тоже была ребенком и
краешком сознания отдает себе отчет в том, что
делает. Мы – все без исключения! – сенситивны,
независимо от того, верим в это или нет. Люди,
которые не глушат в себе эти способности,
воспринимают жизнь гораздо шире, чем остальные,
меньше устают от нее.
– Что значит “шире” воспринимать жизнь?
– Не ограничивать собственные способности.
Однажды я пытался объяснить приятелю, что же это
за способности, но у меня плохо получалось. В это
время навстречу нам примерно в сорока метрах шел
слепой человек. Смотри, сказал я другу, сейчас я
сделаю пространство перед ним более разреженным.
Слепой резко остановился и стал лихорадочно
остукивать палочкой дорогу. Палочка упиралась в
твердый асфальт, но он не рисковал шагнуть туда.
Чувства подсказывали ему, что впереди пропасть. Я
прекратил невольный эксперимент, и человек сразу
успокоился и пошел вперед.
Слепой человек – тот же сенситив.
Сверхчувствующий. Он “видит” дорогу, по которой
идет, не глазами, а иначе, чутко прислушиваясь к
своему телу и чувствам. И в каком-то смысле
воспринимает жизнь шире, чем остальные прохожие.
Каждый человек способен воспринимать жизнь
широко. И для этого не надо “выключать” зрение.
Но почему-то большинство людей “выключают” свои
способности. Да и зрением пользуются примитивно,
не желая замечать очень многого вокруг. А потом
удивляются, что чувствуют себя обездоленными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|