ПЕДАГОГИКА ЛЕТА
Калоша, в которую мечтает попасть
каждый...
А на самом деле – Красноярская летняя
школа по естественным наукам
Наверное, если кто-нибудь возьмется
разработать типологию детских летних лагерей, он
обязательно выделит в совершенно особенную
группу летние школы. Это как бы и не лагерь (если
рассматривать его в привычном понимании), а
настоящая школа, в которой человек продолжает
получать образование и летом, причем весьма
интенсивно. С той только разницей, что эту школу
он выбрал для себя сам, в некоторых случаях
приходится даже пройти предварительный конкурс
заданий. И не всякий подросток согласится на это.
Поэтому участники летних школ – подростки с ярко
выраженными интеллектуальными запросами.
Впрочем, и они живут не мимо лета: находится время
на купание, спектакли, творческие вечера, спорт.
Среди летних школ особое место занимает
Красноярская летняя школа (КЛШ), любовно
называемая ее питомцами “Калошей”, имеющая свою
двадцатисемилетнюю историю и собственный сайт в
Сети. Ребята, побывавшие в КЛШ однажды, стремятся
снова и снова попасть туда. В чем секрет
популярности именно такого, интеллектуально
нагруженного, летнего отдыха?
Чему и как учат?
Красноярская летняя школа по
естественным наукам (КЛШ) была организована в 1976
году преподавателями и студентами Красноярского
государственного университета для
старшеклассников, интересующихся вопросами
фундаментальной науки. Первоначально это была
только физико-математическая школа, потом
появилось биолого-химическое отделение,
отделения информатики, филологии и экономики, а
также экспериментальные проблемные
педагогические группы.
Набор школьников в КЛШ производится по
результатам заочного конкурса среди учеников
старших классов школ Красноярского края, ряда
городов Сибири, Урала, Москвы и Московской
области. Вступительное задание рассылается по
школам, кружкам при вузах, распространяется по
личным каналам преподавателей и выпускников КЛШ,
публикуется в красноярских газетах. Обычно оно
составляется из нестандартных, оригинальных
задач по математике, физике, химии, биологии,
информатике, филологии и экономике, решение
которых требует не специальных знаний, а
способности оригинально мыслить. Программа КЛШ
рассчитана на школьников, закончивших 8–10
классы, но иногда учениками летней школы
становятся ребята помладше, если им удается
справиться с заданием.
Преподаватели КЛШ в большинстве своем ее
выпускники, а ныне – студенты, аспиранты, молодые
научные сотрудники. Они же работают как вожатые
ребячьих групп. С командой в 10–12 школьников
работают двое-трое вожатых. Особое положение в
КЛШ занимают лекторы основных курсов –
профессора МГУ, МФТИ, КрасГУ, ведущие сотрудники
институтов РАН. В школе каждый выбирает себе два
основных лекционных курса и факультатив, а также
становится сотрудником одной из
исследовательских лабораторий.
А что кроме учебы?
После интенсивных интеллектуальных
занятий самое время переключиться, заняться тем,
чем обычно занимаются дети летом, – испечь
картошку на углях, попеть что-нибудь вместе,
отправиться на поиски приключений. Вечерами
собираются в разных уголках школы любители
разговоров у огня, члены Английского клуба,
участники “кружка громкого пения”, ценители
живописи и поэзии. А приключения здесь тоже имеют
свой “научный” оттенок – это экспедиции или
реставрационная работа по восстановлению
старого деревянного храма святой Параскевы в
деревне Барабаново на берегу Енисея.
Кроме обычных учебных дней в КЛШ есть несколько
праздничных, с традиционными большими
соревнованиями (Научный биатлон, Комплексный
научный турнир). В эти дни вечером проводятся
концерты-капустники, где номера готовят и
взрослые, и дети. В последние два дня школы
проводятся итоговые контрольные и зачеты по
основным курсам, проходит научная конференция по
результатам исследовательских работ
лабораторий. Перед закрытием КЛШ все получают
прощальные призы – специально отобранные книги
научного содержания и дипломы с индивидуальным
напутствием каждому выпускнику.
Влияние КЛШ очень сильно и на школьников, и на
сотрудников. Многие подростки действительно
выбирают в дальнейшем для продолжения
образования в вузе те науки, которыми они
занимались в КЛШ. Многие ребята, по признанию
вожатых, скованные более жесткой жизнью дома,
буквально раскрываются всего лишь за один сезон
школы: замкнутые начинают общаться, грубые
учатся вежливости. Успевает завязаться и крепкая
дружба.
Целый ряд летних школ был организован бывшими
сотрудниками КЛШ или с использованием ее опыта. В
самостоятельные школы выделились некоторые
отделения и группы КЛШ, появились Летняя школа в
Тобольске, Красноярская региональная авторская
школа, летняя химико-биологическая школа
“Химера” при МГУ.
Очевидно, что эта летняя школа – нечто гораздо
большее, чем подростковый лагерь с
познавательной программой. Это образ жизни,
образ определенной педагогики. И повод
задуматься взрослым, берущимся организовать
детский отдых, каким красивым, сложным и
вдохновенным он может получиться, если вокруг
интересной идеи собрать крепкую, молодую,
талантливую команду.
Сайт Красноярской летней школы: www.klsh.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|