ПЕДАГОГИКА ЛЕТА
Каждое лето мы снова и снова заводим
разговор о детских лагерях. Кроме обычных,
похожих на те, куда многие из нас ездили в
детстве, теперь появилось столько новых,
необычных лагерей, что можно попытаться
составить некоторую их классификацию, правда, не
претендуя на то, что она окажется исчерпывающей.
Есть лагеря приключенческие, участники которых
играют в Робинзона, лазают по горам, спускаются
под воду. Есть детские лагеря-экспедиции разных
профилей (археологические, краеведческие,
экологические), есть летние школы, где дети
учатся даже интенсивнее, чем в своих обычных
общеобразовательных. Есть, наконец, школьные
лагеря, которые тоже оказываются самыми разными
по целям. В одних главная задача –
преобразовывать социальную действительность,
поэтому дети идут работать в больницы и детские
дома. Цель других школьных лагерей – совместное
творческое проживание-переживание учениками и
учителями обстоятельств жизни, с тем чтобы потом
вернуться в школу немножко другими людьми и там
осенью продолжить то, что было начато летом.
Словом, типов лагерей множество, каждому типу
принадлежит своя педагогика – экстремальных
обстоятельств, заботы, творчества,
интеллектуального труда. Мы не беремся
рассказать здесь обо всех типах летних лагерей.
Мы лишь предлагаем учителям, задумавшим открыть
этим летом свой школьный лагерь, рассмотреть
имеющийся опыт и понять, что из него подойдет для
вполне конкретных учеников.
Денис ПЕВЧЕВ, педагог-психолог
Елена ЛИТВЯК
Школьный подростковый лагерь –
зачем он нужен и как его обжить?
Странные люди – учителя. Возились с
ребятами целый год, устали, уехать бы куда-нибудь
отдохнуть, а они берут с собой своих учеников и
перемещаются в пространстве вместе. Устраивают
школьный лагерь, в котором так или иначе
продолжается школа. Есть ли в этом какой-нибудь
смысл или лучше все-таки позабыть о школе на все
лето? Об этом беседуют педагог-психолог Денис
ПЕВЧЕВ, многолетний участник лагерей «НПО
“Школа самоопределения”» и наш корреспондент
Елена ЛИТВЯК.
Елена Литвяк. Я знаю, что многие
школы организуют свои выездные лагеря и практика
жизни в них обычно связана с педагогической
философией, образом той школы, которая его
организует. Но наверняка есть какие-то общие для
разных школ ценности и смыслы организации
подобных лагерей. Зачем вообще они нужны, если мы
говорим не только о летнем отдыхе детей, но
именно о педагогике лета. В чем самые главные
цели организации школьного подросткового
лагеря? Что мы хотим, чтобы с ними произошло,
когда собираем ребят в такой лагерь?
Денис Певчев. Первоначально лагеря, в
которые выезжали ученики нашей школы,
задумывались как трудовые. Разновозрастные
бригады работали в поле, и вся педагогическая
деятельность строилась вокруг этого. Сегодня
смысловое содержание лагеря изменилось. Он
видится как сообщество ребят и взрослых, в
котором можно установить новые отношения, в
новом, нешкольном качестве, но с теми же людьми, с
которыми потом встретишься осенью. Лагерь
становится для подростка в таком случае не
только местом отдыха, местом приключений или
творческих поисков, но прежде всего местом
построения себя. И практика показывает, что
статус человека, побывавшего в таком лагере,
сильно вырастает, изменяется его самооценка, он
становится более активным, открытым, известным в
школе. Согласитесь, для мальчишки
одиннадцати-двенадцати лет лестно, когда с ним,
как со своим, здороваются в школе
старшеклассники, с которыми он был в одной
бригаде в лагере, берут его участвовать в
каких-то своих проектах. И это не жест на публику.
За лето у них действительно сложились довольно
крепкие дружеские отношения, которые потом
осенью имеют продолжение в школе. Для нас важно,
чтобы атмосфера нашей школы, ее уклад в той или
иной степени переносились в лагерь. Отчасти это
достигается потому, что в работе лагеря огромную
роль играют выпускники школы разных лет. Их
помощь и влияние на ребят очень важны для
педагогов. Выпускники, взрослые уже люди, несут в
себе ценности школы, уже выкристаллизовавшиеся в
их личном опыте, чего еще нет у нынешних учеников,
что у них существует лишь на уровне эмоций,
приятных воспоминаний. А здесь они имеют перед
собой образ, каким человек может стать, если
захочет действительно искать свой путь в жизни,
самоопределяться. В условиях летнего лагеря
легче, мне кажется, сделать этот первый шаг к
сознательному построению себя, когда нет многих
школьных формальностей. К тому же между
выпускниками и нынешними учениками небольшая
возрастная разница, что позволяет им легче, более
открыто общаться.
Е.Л. Какие педагогические плюсы и минусы
есть в разновозрастности ребячьих групп в
лагере?
Д.П. Для старших это прежде всего опыт
заботы о других, более слабых, опыт более
серьезного, ответственного проживания жизни.
Хотя никто специально не говорит им о том, что
придется заботиться о маленьких, это и так
понятно – а как еще может быть по-другому? У
девочек эта потребность помогать кому-то
существует на уровне подсознания, а с пацанами
сложнее: ведь у большинства из них нет в опыте
жизни образа деятельного мужчины, заботливого
отца. И практика разновозрастной группы-бригады
очень продвигает мальчишек в этом направлении.
Но есть, конечно, и свои сложности. Физические
возможности у всех разные, сферы увлечения тоже
различаются, и бедным младшим членам бригады
трудно бывает поздно вечером собраться на
“огонек” обсудить дела – попросту спать
хочется. А десятиклассники обожают поговорить.
Но все равно разновозрастные бригады – это
замечательно, каждый, сколько бы лет ему ни было,
имеет перед глазами друг в друге проявленный
опыт жизни. Старшие всегда могут вспомнить,
какими они были маленькие, и научиться больше
прощать, а младшие видят, куда можно расти.
Е.Л. Может быть, это и есть
первая, главная цель организации таких лагерей –
чтобы ребенок, подросток увидел себя как бы со
стороны, вышел за собственные границы и захотел
их расширить, изменить?
Д.П. Конечно, только у большинства ребят
довольно долго это желание живет на уровне
смутного ощущения. И это уже работа взрослых –
прояснить “картинку”, показать ребенку его
самого, помочь выйти за рамки беспомощности,
инфантильности, эгоистического одиночества. И
если все так, то ребята возвращаются из лагеря в
школу немножко другими людьми.
Е.Л. Известно, что атмосфера, делающая
сообщество сообществом, складывается из
коллективно накопленного опыта событий и
переживаний. Что вы делаете в лагере для того,
чтобы эти события-переживания не ускользали из
памяти, а становились частью внутреннего багажа
ребенка?
Д.П. Люди, профессионально работающие с
подростками, знают, как важно им ощущать себя
частью сообщества, как они дорожат символами и
ритуалами, напоминающими о нем. Поэтому мы всякий
раз стараемся придумать общими усилиями идею
лагеря, его образ, который изображаем на флаге и
майках. Кстати, многие с удовольствием потом
носят эти майки и в школе. Этим достигается
ощущение команды, принадлежности к ней. В разные
годы были разные символы. Когда мы жили на Валдае,
это был лось, когда лагерь перебрался в Крым,
символом стали морской конек и рыбка, “фишка”,
как выражаются дети. Почему символами становятся
звери? Наверное, так легче и выразить, и
воспринять философию нашего лагеря. Что может
быть ближе мира животных к растущему человеку?
Лось – свобода, достоинство, мудрость, сила.
Рыбка – гармония, нужда в дружеской атмосфере,
без которой, как без воды, и так далее. Те, кто
помладше, так и воспримут эти ценности на уровне
образов, целиком, не мудрствуя, а старшие уже
готовы видеть за этим ценности жизни.
Кроме того, каждый раз, приезжая в лагерь, мы
вместе придумываем и принимаем правила жизни. С
этого все начинается, мы как бы подписываем
договор о намерениях и взаимных обязательствах.
Это тоже очень сильно скрепляет нарождающееся
сообщество.
Е.Л. Но ведь как сложно должно быть
учителю, уставшему от учебного года, еще куда-то
ехать с детьми, опять отвечать за них,
придумывать что-то? Что движет учителем, когда он
выбирает работу в таком лагере вместо
собственного отдыха?
Д.П. Наверное, в лагерь едут те взрослые,
которым интересно изменить свою позицию по
отношению к ребенку, которые хотят увидеть его
таким, какой он есть на самом деле. Взрослые,
которые хотят общаться с ним не только как с
учеником, но и как с участником одного общего
дела. С другой стороны, и ребенок видит часто
учителя в разных житейских ситуациях лагеря
совершенно другим, не таким, как в школе,
человеком. В опыте их общения появляется новый
багаж, который потом влияет и на их школьные
отношения. Правда, тут важно владеть искусством
границы, чтобы у ребят после интересного лета не
было ощущения, что с учителем можно здорово
поболтать, а в учении напрягаться не надо, зачет
как-нибудь сам сдастся, мы всегда сможем
договориться. Впрочем, наши учителя, которые
много лет ездят в лагерь, как раз очень хорошо это
умеют – быть настолько открытыми с ребятами,
чтобы помогать им решать проблемы роста, но и не
позволять им фамильярничать. Ведь и в лагере, и
потом в школе сплетается одна ткань общей жизни.
Наверное, для этого в конечном счете все и
делается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|