Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ЛЕТА 
 

Каждое лето мы снова и снова заводим разговор о детских лагерях. Кроме обычных, похожих на те, куда многие из нас ездили в детстве, теперь появилось столько новых, необычных лагерей, что можно попытаться составить некоторую их классификацию, правда, не претендуя на то, что она окажется исчерпывающей. Есть лагеря приключенческие, участники которых играют в Робинзона, лазают по горам, спускаются под воду. Есть детские лагеря-экспедиции разных профилей (археологические, краеведческие, экологические), есть летние школы, где дети учатся даже интенсивнее, чем в своих обычных общеобразовательных. Есть, наконец, школьные лагеря, которые тоже оказываются самыми разными по целям. В одних главная задача – преобразовывать социальную действительность, поэтому дети идут работать в больницы и детские дома. Цель других школьных лагерей – совместное творческое проживание-переживание учениками и учителями обстоятельств жизни, с тем чтобы потом вернуться в школу немножко другими людьми и там осенью продолжить то, что было начато летом. Словом, типов лагерей множество, каждому типу принадлежит своя педагогика – экстремальных обстоятельств, заботы, творчества, интеллектуального труда. Мы не беремся рассказать здесь обо всех типах летних лагерей. Мы лишь предлагаем учителям, задумавшим открыть этим летом свой школьный лагерь, рассмотреть имеющийся опыт и понять, что из него подойдет для вполне конкретных учеников.

Денис ПЕВЧЕВ, педагог-психолог
Елена ЛИТВЯК

Школьный подростковый лагерь –

зачем он нужен и как его обжить?

Странные люди – учителя. Возились с ребятами целый год, устали, уехать бы куда-нибудь отдохнуть, а они берут с собой своих учеников и перемещаются в пространстве вместе. Устраивают школьный лагерь, в котором так или иначе продолжается школа. Есть ли в этом какой-нибудь смысл или лучше все-таки позабыть о школе на все лето? Об этом беседуют педагог-психолог Денис ПЕВЧЕВ, многолетний участник лагерей «НПО “Школа самоопределения”» и наш корреспондент Елена ЛИТВЯК.

Елена Литвяк. Я знаю, что многие школы организуют свои выездные лагеря и практика жизни в них обычно связана с педагогической философией, образом той школы, которая его организует. Но наверняка есть какие-то общие для разных школ ценности и смыслы организации подобных лагерей. Зачем вообще они нужны, если мы говорим не только о летнем отдыхе детей, но именно о педагогике лета. В чем самые главные цели организации школьного подросткового лагеря? Что мы хотим, чтобы с ними произошло, когда собираем ребят в такой лагерь?

Денис Певчев. Первоначально лагеря, в которые выезжали ученики нашей школы, задумывались как трудовые. Разновозрастные бригады работали в поле, и вся педагогическая деятельность строилась вокруг этого. Сегодня смысловое содержание лагеря изменилось. Он видится как сообщество ребят и взрослых, в котором можно установить новые отношения, в новом, нешкольном качестве, но с теми же людьми, с которыми потом встретишься осенью. Лагерь становится для подростка в таком случае не только местом отдыха, местом приключений или творческих поисков, но прежде всего местом построения себя. И практика показывает, что статус человека, побывавшего в таком лагере, сильно вырастает, изменяется его самооценка, он становится более активным, открытым, известным в школе. Согласитесь, для мальчишки одиннадцати-двенадцати лет лестно, когда с ним, как со своим, здороваются в школе старшеклассники, с которыми он был в одной бригаде в лагере, берут его участвовать в каких-то своих проектах. И это не жест на публику. За лето у них действительно сложились довольно крепкие дружеские отношения, которые потом осенью имеют продолжение в школе. Для нас важно, чтобы атмосфера нашей школы, ее уклад в той или иной степени переносились в лагерь. Отчасти это достигается потому, что в работе лагеря огромную роль играют выпускники школы разных лет. Их помощь и влияние на ребят очень важны для педагогов. Выпускники, взрослые уже люди, несут в себе ценности школы, уже выкристаллизовавшиеся в их личном опыте, чего еще нет у нынешних учеников, что у них существует лишь на уровне эмоций, приятных воспоминаний. А здесь они имеют перед собой образ, каким человек может стать, если захочет действительно искать свой путь в жизни, самоопределяться. В условиях летнего лагеря легче, мне кажется, сделать этот первый шаг к сознательному построению себя, когда нет многих школьных формальностей. К тому же между выпускниками и нынешними учениками небольшая возрастная разница, что позволяет им легче, более открыто общаться.

Е.Л. Какие педагогические плюсы и минусы есть в разновозрастности ребячьих групп в лагере?
Д.П. Для старших это прежде всего опыт заботы о других, более слабых, опыт более серьезного, ответственного проживания жизни. Хотя никто специально не говорит им о том, что придется заботиться о маленьких, это и так понятно – а как еще может быть по-другому? У девочек эта потребность помогать кому-то существует на уровне подсознания, а с пацанами сложнее: ведь у большинства из них нет в опыте жизни образа деятельного мужчины, заботливого отца. И практика разновозрастной группы-бригады очень продвигает мальчишек в этом направлении.
Но есть, конечно, и свои сложности. Физические возможности у всех разные, сферы увлечения тоже различаются, и бедным младшим членам бригады трудно бывает поздно вечером собраться на “огонек” обсудить дела – попросту спать хочется. А десятиклассники обожают поговорить. Но все равно разновозрастные бригады – это замечательно, каждый, сколько бы лет ему ни было, имеет перед глазами друг в друге проявленный опыт жизни. Старшие всегда могут вспомнить, какими они были маленькие, и научиться больше прощать, а младшие видят, куда можно расти.

Е.Л. Может быть, это и есть первая, главная цель организации таких лагерей – чтобы ребенок, подросток увидел себя как бы со стороны, вышел за собственные границы и захотел их расширить, изменить?
Д.П. Конечно, только у большинства ребят довольно долго это желание живет на уровне смутного ощущения. И это уже работа взрослых – прояснить “картинку”, показать ребенку его самого, помочь выйти за рамки беспомощности, инфантильности, эгоистического одиночества. И если все так, то ребята возвращаются из лагеря в школу немножко другими людьми.

Е.Л. Известно, что атмосфера, делающая сообщество сообществом, складывается из коллективно накопленного опыта событий и переживаний. Что вы делаете в лагере для того, чтобы эти события-переживания не ускользали из памяти, а становились частью внутреннего багажа ребенка?
Д.П. Люди, профессионально работающие с подростками, знают, как важно им ощущать себя частью сообщества, как они дорожат символами и ритуалами, напоминающими о нем. Поэтому мы всякий раз стараемся придумать общими усилиями идею лагеря, его образ, который изображаем на флаге и майках. Кстати, многие с удовольствием потом носят эти майки и в школе. Этим достигается ощущение команды, принадлежности к ней. В разные годы были разные символы. Когда мы жили на Валдае, это был лось, когда лагерь перебрался в Крым, символом стали морской конек и рыбка, “фишка”, как выражаются дети. Почему символами становятся звери? Наверное, так легче и выразить, и воспринять философию нашего лагеря. Что может быть ближе мира животных к растущему человеку? Лось – свобода, достоинство, мудрость, сила. Рыбка – гармония, нужда в дружеской атмосфере, без которой, как без воды, и так далее. Те, кто помладше, так и воспримут эти ценности на уровне образов, целиком, не мудрствуя, а старшие уже готовы видеть за этим ценности жизни.
Кроме того, каждый раз, приезжая в лагерь, мы вместе придумываем и принимаем правила жизни. С этого все начинается, мы как бы подписываем договор о намерениях и взаимных обязательствах. Это тоже очень сильно скрепляет нарождающееся сообщество.

Е.Л. Но ведь как сложно должно быть учителю, уставшему от учебного года, еще куда-то ехать с детьми, опять отвечать за них, придумывать что-то? Что движет учителем, когда он выбирает работу в таком лагере вместо собственного отдыха?
Д.П. Наверное, в лагерь едут те взрослые, которым интересно изменить свою позицию по отношению к ребенку, которые хотят увидеть его таким, какой он есть на самом деле. Взрослые, которые хотят общаться с ним не только как с учеником, но и как с участником одного общего дела. С другой стороны, и ребенок видит часто учителя в разных житейских ситуациях лагеря совершенно другим, не таким, как в школе, человеком. В опыте их общения появляется новый багаж, который потом влияет и на их школьные отношения. Правда, тут важно владеть искусством границы, чтобы у ребят после интересного лета не было ощущения, что с учителем можно здорово поболтать, а в учении напрягаться не надо, зачет как-нибудь сам сдастся, мы всегда сможем договориться. Впрочем, наши учителя, которые много лет ездят в лагерь, как раз очень хорошо это умеют – быть настолько открытыми с ребятами, чтобы помогать им решать проблемы роста, но и не позволять им фамильярничать. Ведь и в лагере, и потом в школе сплетается одна ткань общей жизни. Наверное, для этого в конечном счете все и делается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru