ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ
Опыт самоопределения в датской
школе
Кто такие сколвайлидеры
Сколвайлидер – это специальная
должность, существующая в муниципальных датских
школах. В обязанности человека, ее занимающего,
входит помощь в определении жизненного пути
учеников, консультации, поддержка. Но попробуем
разобраться в этом вопросе подробнее.
Может быть, самое ценное в детской
образовательной системе то, что молодые люди
здесь могут (и умеют!) пробовать свои силы в
разных специальностях, учиться и переучиваться.
Здесь нет профессий, которые были бы
второсортными, таких, на которых работали бы
только люди с низким уровнем образования.
Парикмахер – продавец – плотник – полицейский
– моряк – ювелир – грузчик – шофер... люди всех
профессий прошли разнообразный путь
ученичества, а большинство продолжают
заниматься по вечерам тем, что интересно, в
библиотеки ходят целыми семьями...
Правда, правительство не очень довольно тем, что
денег на образование в их стране тратится больше,
чем в других, а уровень знаний учащихся не самый
высокий. Отсюда вывод: нужно что-то изменить. Но
что? Лучше всего на первый взгляд сделать так,
чтобы молодые люди сразу определяли и свою
будущую профессию, и учебное заведение, которое
для этого им нужно закончить. Тогда никто не
будет учиться (и тратить государственные деньги!)
по многу лет подряд, а все найдут себя годам к
двадцати и будут трудиться на благо общества.
Поэтому теперь вместе с документом об окончании
девяти классов каждому ребенку выдается бумага,
в которой записаны:
– его планы на следующие пять лет (где собирается
учиться, кем стать, нужна ли ему для этого
специальная помощь и дополнительные занятия по
предметам – такая развернутая самооценка);
– комментарий планов ребенка от его учителей,
классного руководителя и консультанта;
– комментарий его родителей.
Бумага подписывается всеми. Но самое интересное,
что консультант пишет заключение – мнение
педагогического коллектива школы о том, способен
ли ученик продолжать учебу в выбранном им
направлении или ему нужно пройти дополнительное
обучение и сдать дополнительные экзамены. От
того, что будет указано в этой строке, зависит,
возьмут ли ученика в гимназию сразу или
протестируют еще раз.
Чтобы в конце девятого класса со спокойной
совестью сделать подобные выводы, консультант по
профессиям (сколвайлидер) проводит большую
предварительную работу: с каждым учеником школы
индивидуально, начиная с шестого класса, ведет
беседы, обсуждает планы на будущее, степень
реальности их выполнения, советует, что нужно
сделать, чтобы суметь добиться намеченного.
Многие в правительстве, правда, считают, что это
тоже лишняя трата денег, что эту работу должны
выполнять родители.
В восьмом и девятом классах дети проходят
практику на конкретных рабочих местах, пробуют
свои силы, стараются понять, хорошую ли профессию
выбрали для себя.
Эта идея не нова, как и те перегибы, которые
неизбежно возникают при ее воплощении в жизнь.
Часто ребята идут на работу (на одну неделю) вовсе
не туда, где им интересно, а туда, где легче всего
договориться. И получается, что благая цель такой
практики не достигнута снова: ну не знают дети
никаких профессий и не могут для себя ничего
выбрать.
Примерно половина выпускников девятых классов
хотят поступить в гимназии разных типов.
Остальные – в десятый класс и автерсколе
(школы-пансионы), чтобы еще год подумать,
поучиться, попробовать свои силы в чем-то новом.
Важно отметить, какую большую роль в датской
системе образования играют рекомендательные
письма и соответственно личная ответственность
учителей за оценки, получаемые учениками. Ведь
рекомендательное письмо не бывает от всей школы,
оно подписывается конкретными людьми, они и
отвечают за то, что там сказано.
Но, конечно, не всем детям решение о продолжении
образования дается просто. Почти в каждом классе
есть по ученику, который до смерти устал от
школьных занятий и пытается привлечь к себе
внимание учителей и детей совсем не
“интеллектуальными” способами. С ними тоже
ведет работу консультант, помогает на время уйти
из школы поработать где-нибудь, чтобы лучше
понять себя. Важно, что к этому же консультанту
можно всегда вернуться.
Гораздо сложнее бывает с детьми, которые не
показывают своего недовольства школой, но тем не
менее не учатся: приходят так – провести время.
Именно этим детям консультант и уделяет больше
всего внимания.
Тем, кто уже определился и успешен, помощь бывает
нужна редко.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|