Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ 
 

Николай РОДИЧЕВ,
Светлана ЧИСТЯКОВА,
Центр социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО
Москва

Как сложить пасьянс из мечты и возможностей?

Новая схема диагностики профессиональных предпочтений подростков

Для сегодняшних подростков, в особенности тех, кого мы привыкли называть трудными, обычные схемы профориентационной работы не годятся. Детям нужно помочь осознать: во-первых, особенности своего характера, мышления, стиля обучения плюс возможности их применения; во-вторых, противоречия между складывающимися жизненными планами и реальными интересами и склонностями; в-третьих, многообразие версий профессионального будущего. На этом делают акцент преподаватели, работающие по экспериментальному курсу “Мой выбор” в нескольких межшкольных учебных комбинатах г. Москвы (в 2000 году курс удостоен второго места на Всероссийском конкурсе авторских программ “Формирование жизненных навыков у детей и подростков”).

Как показывает опыт, в работе с подростками со сниженной мотивацией к выбору будущей профессии уже на первом, диагностическом этапе нужно использовать не традиционные бланковые опросники, а активизирующие технологии. Например, предложить обсудить вопросы.
Какая разница между работой и трудом, потребностью в труде и необходимостью в работе?
За что человек получает зарплату? (Назвать хотя бы десять причин.)
Какими критериями стоит руководствоваться при выборе места дальнейшей работы или учебы и кто может помочь с необходимой информацией?
Какие вообще существуют типы учебных заведений и чем они различаются?
Стоит ли планировать свое профессиональное будущее и как это делать?
Как следует относиться к предложениям работы, а также где и как искать работу, максимально подходящую для себя?
Как выгодно представить себя на рынке труда и не признать себя, в собственной душе, товаром (к чему фактически призывает большинство современных руководств по поиску работы)?

Полезна и карточная методика (модификация методики Н.С. Пряжникова “Кто – Что – Где”).
Подросток получает наборы карточек по темам: “Качества, используемые в профессиональной деятельности”, “Трудовые действия”, “Возможные места работы”. После чтения карточек ему предлагается выбрать 5–10 наиболее привлекательных для себя в каждом наборе и проранжировать их (то есть расположить от наиболее привлекательной до наименее или наоборот). Среди карточек “Трудовые действия” предлагается также выбрать и проранжировать наиболее отвергаемые.
Следующий этап – оценка своих возможностей. Могу ли я проявить те или иные качества? Регулярно, повседневно выполнять выбранные трудовые действия? Приспособиться к желаемым местам работы? Если подросток в чем-то сомневается, соответствующие карточки переворачиваются (на их обороте нарисован знак “Вопрос”).
После этого важно провести с ребенком этичный разговор об особенностях его характера, стиля мышления и помочь их увидеть как ресурс развития. Предложите подростку поискать в полученном “пасьянсе” противоречия.
На этом этапе работы специально исключается разговор о конкретных профессиях. Итогом становится конструирование ребенком “молекул” профессий, то есть подбор двух или более карточек, логически связанных между собой.
Во время такой работы подростку часто удается осознать суть своих затруднений в профессиональном выборе и самоопределении, оформить их словесно. Но даже если этого не происходит, становится все же ясно, что проблемы есть, и от подростка бывает получено согласие на оказание ему помощи.
Последующие этапы
консультирования могут вести различные специалисты: специалист по профессиональной информации (пу-
ти продолжения образования и трудоустройства, различные особенности рынка образовательных услуг и рынка труда), психолог, учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru