ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ
Николай РОДИЧЕВ,
Светлана ЧИСТЯКОВА,
Центр социально-профессионального
самоопределения молодежи ИОСО РАО
Москва
Как сложить пасьянс из мечты и
возможностей?
Новая схема диагностики
профессиональных предпочтений подростков
Для сегодняшних подростков, в
особенности тех, кого мы привыкли называть
трудными, обычные схемы профориентационной
работы не годятся. Детям нужно помочь осознать:
во-первых, особенности своего характера,
мышления, стиля обучения плюс возможности их
применения; во-вторых, противоречия между
складывающимися жизненными планами и реальными
интересами и склонностями; в-третьих,
многообразие версий профессионального будущего.
На этом делают акцент преподаватели, работающие
по экспериментальному курсу “Мой выбор” в
нескольких межшкольных учебных комбинатах г.
Москвы (в 2000 году курс удостоен второго места на
Всероссийском конкурсе авторских программ
“Формирование жизненных навыков у детей и
подростков”).
Как показывает опыт, в работе с
подростками со сниженной мотивацией к выбору
будущей профессии уже на первом, диагностическом
этапе нужно использовать не традиционные
бланковые опросники, а активизирующие
технологии. Например, предложить обсудить
вопросы.
Какая разница между работой и трудом,
потребностью в труде и необходимостью в работе?
За что человек получает зарплату? (Назвать хотя
бы десять причин.)
Какими критериями стоит руководствоваться при
выборе места дальнейшей работы или учебы и кто
может помочь с необходимой информацией?
Какие вообще существуют типы учебных заведений и
чем они различаются?
Стоит ли планировать свое профессиональное
будущее и как это делать?
Как следует относиться к предложениям работы, а
также где и как искать работу, максимально
подходящую для себя?
Как выгодно представить себя на рынке труда и не
признать себя, в собственной душе, товаром (к чему
фактически призывает большинство современных
руководств по поиску работы)?
Полезна и карточная методика (модификация
методики Н.С. Пряжникова “Кто – Что – Где”).
Подросток получает наборы карточек по темам:
“Качества, используемые в профессиональной
деятельности”, “Трудовые действия”,
“Возможные места работы”. После чтения карточек
ему предлагается выбрать 5–10 наиболее
привлекательных для себя в каждом наборе и
проранжировать их (то есть расположить от
наиболее привлекательной до наименее или
наоборот). Среди карточек “Трудовые действия”
предлагается также выбрать и проранжировать
наиболее отвергаемые.
Следующий этап – оценка своих возможностей. Могу
ли я проявить те или иные качества? Регулярно,
повседневно выполнять выбранные трудовые
действия? Приспособиться к желаемым местам
работы? Если подросток в чем-то сомневается,
соответствующие карточки переворачиваются (на
их обороте нарисован знак “Вопрос”).
После этого важно провести с ребенком этичный
разговор об особенностях его характера, стиля
мышления и помочь их увидеть как ресурс развития.
Предложите подростку поискать в полученном
“пасьянсе” противоречия.
На этом этапе работы специально исключается
разговор о конкретных профессиях. Итогом
становится конструирование ребенком “молекул”
профессий, то есть подбор двух или более
карточек, логически связанных между собой.
Во время такой работы подростку часто удается
осознать суть своих затруднений в
профессиональном выборе и самоопределении,
оформить их словесно. Но даже если этого не
происходит, становится все же ясно, что проблемы
есть, и от подростка бывает получено согласие на
оказание ему помощи.
Последующие этапы
консультирования могут вести различные
специалисты: специалист по профессиональной
информации (пу-
ти продолжения образования и трудоустройства,
различные особенности рынка образовательных
услуг и рынка труда), психолог, учителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|