ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ
Елена ЗИНИНА,
специалист Департамента общего образования
Министерства образования РФ,
учитель литературы в 11 классе,
Людмила ПЕЧАТНИКОВА.
А что в конвертах и откуда?
Как составляются темы экзаменационных
сочинений
– Откуда берутся темы выпускных
сочинений?
– Министерство обращается к опытным учителям,
методистам с просьбой предложить интересные
темы сочинений. Из этих предложений формируется
своеобразный «банк тем», с которым работает
группа специалистов, чьи имена по понятным
причинам держатся в тайне. Но среди них тоже
много опытных учителей, людей, хорошо знакомых со
школой. В течение нескольких месяцев они
формируют список тем данного года в соответствии
с техническим заданием. Это задание содержится в
специальном письме, согласованном с
министерством и руководителями департаментов и
разосланном по регионам еще с осени.
Теперь наступает очередь экспертов. Они еще раз
прорабатывают список тем и формируют из них
комплекты, один из которых и достанется
выпускникам на экзамене. Эти комплекты
утверждаются департаментом общего образования,
приобретают официальный статус, менять в них
что-либо уже нельзя. Поэтому, несмотря на
отдельные замечания в адрес списка тем этого
года, мы ничего не стали переделывать. Да и
замечаний, если честно, министерство получило не
много. Выступление Л.Айзермана на Педагогическом
марафоне (он в принципе против открытых тем) и
письмо петербургских учителей – вот и все.
Впрочем, и эти замечания мы непременно
рассмотрим, когда сядем обсуждать итоги нынешних
экзаменов. Проанализировав все недостатки, мы
сформулируем принципы, которые будут описаны в
новом письме, и это письмо будет отправлено в
регионы...
– Каковы критерии отбора тем?
– В первую очередь соответствие требованиям на
данный учебный год тому самому письму, где
указаны основные принципы составления тем
сочинений. Скажем, в этом году из пяти тем
комплекта одна – свободная, посвященная
философской, нравственной проблематике
произведения, три темы – по XIX веку. Одна тема –
анализ текста и т.д.
Второй критерий – соответствие требованиям
программы, минимальному списку произведений,
обязательных для прочтения. Любую формулировку
можно раскрыть на материале именно программного
произведения, хотя, если ученик читал больше, он
вправе использовать свои знания.
Правда, действующий сегодня программный минимум,
к сожалению, достаточно размыт, там встречаются
формулировки типа «и др.», но мы не выходим за
рамки указанных там названий. Впрочем, если речь
идет о стихах, то такие небольшие по объему
тексты легко прочесть на экзамене. Даже если
учитель не разбирал их подробно в классе,
выпускник может, владея навыками анализа текста,
написать о своем восприятии, не углубляясь в
литературоведческие тонкости. В конце концов,
нас интересует именно читательская реакция,
умение работать с текстом, а не знакомство со
статьями критиков.
Тема обязательно должна соответствовать
возрастным возможностям ребенка. Темы должны
быть разных уровней: ведь писать их придется и
гуманитариям, и технарям, и отличникам, и
троечникам, но при этом каждая тема остается
посильной для выпускника. К тому же
предполагается, что любую тему можно раскрыть и
попроще, и посложнее.
Каждый комплект должен быть сбалансирован в
отношении количества включенных в него
произведений крупной и малой формы, разных
жанров, разных временных периодов. Произведений
XIX века больше, потому что их больше изучают в
школе. ХХ век, в сущности, только в 11 классе.
Отдельная проблема – формулировка последней, 5-й
темы. Почему в этом году так много цитат?
Невозможно сформулировать на уровне понятий 70
тем (столько, сколько комплектов), связанных с
философскими, нравственными категориями. А
повторы в открытом списке тоже невозможны во
избежание списывания со шпаргалок. Наконец,
цитаты, неопределенные формулировки
предоставляют ученику больше свободы в выборе
произведения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|