ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ
Выпускные экзамены заканчиваются
торжественным вручением документа, который
многие называют “аттестат зрелости”,
предполагая, что именно в это состояние
наконец-то вступил бывший школьник. Какие
обязательства накладывает на него взросление?
Одно из них – умение выбирать и отвечать за свой
выбор. Именно к этому вроде бы готовит детей наша
школьная система, разрешая выбирать и экзамены, и
формы предъявления знаний. Только что получается
в реальности? Насколько осознанно и свободно
делают свой выбор выпускники?
Выпускные испытания по выбору: мифы
и реальность
Подразумевается, что дети должны
выбрать предмет, который им по душе. Но всегда
критерий выбора совсем иной...
Экзамены настолько плотно вошли в нашу
жизнь, что никто (или почти никто) не сомневается
в их правомерности. Обсуждается лишь способ их
проведения: тесты, ЕГЭ, ответы по билетам или
реферативные работы... Поэтому и мы вслед за
другими не будем обсуждать самый главный миф об
экзаменах – их целесообразность – и поговорим о
другом экзаменационном мифе, который близок
каждому учителю. Об экзаменах по выбору.
Дети
Слово “выбор” плотно прижилось за
последние годы в школьном лексиконе. Сегодня
только ленивый не говорит о выборе предметов или
углубленных курсов, а экзамены выбирают на
первый взгляд все ученики девятых и одиннадцатых
классов. Так ли это на самом деле?
Представьте себе одиннадцатый класс, в котором
тридцать учеников. Обычный класс, не
специализированный, без всякого “уклона”.
В этом классе, естественно, собрались совершенно
разные дети: одна-две “звездочки” (это те,
которых ребята обычно называют “ботанами”, то
есть самые исполнительные и успевающие на
“отлично” по всем предметам), пять-шесть
хорошистов, два-три отпетых двоечника (ведь не
хотели их брать в десятый класс, но деваться было
некуда, закон есть закон) и остальные –
нормальные (обычные) ученики.
Одиннадцать лет они учились тому, что предлагали
учителя: математике, физике, языкам, истории...
Только никто никогда не учил их выбирать! В
лучшем случае разрешали остановиться на одном
или нескольких факультативах, но и тут все
сделано очень хитро (как и в так называемых
профильных классах): выбрал в начале учебного
года – ходи постоянно, получай отметку. Никому
при этом не важно, как изменяется ребенок,
интересно ему там или...
И вот классный руководитель говорит, что дети
могут (должны! обязаны!) выбрать экзамены, которые
они будут сдавать. Вот уж чудо, так чудо!
Бедные наши выпускники начинают лихорадочно
метаться.
– Я очень люблю биологию, у меня пятерка выходит,
но учительница – просто зверь. На экзаменах ни
одной ошибки не простит. Нет уж, лучше выберу
английский: хоть и не очень хорошо знаю, зато
принимать его будет наша классная. Да и ниже
тройки все равно не поставят, так что рисковать
особо нечем.
– Боже! Я же по всем предметам ни бум-бум... Что бы
такое сдать???
– А можно я химию сдам? Полгода не посещала... ну и
что?! Учительница добрая, всегда помогает. Уж
лучше к ней на экзамен, чем к кому другому.
Лишь самые отчаянные и настырные выбирают
предмет, а не учителя. Но таких мало, очень мало.
Вот и приходится бедной “классной маме” по
десять раз переписывать списки выбранных
экзаменов.
Можно ли научить выбирать? Точнее, планировать
свои действия, анализируя существующие
возможные варианты? Наверное, да, только не путем
введения еще одного школьного предмета под
названием выбор. А пока каждого этому учит жизнь
вне стен школы, вот дети и демонстрируют нам свое
умение, то, чему научились: чаще всего выбирают не
предмет, а учителя.
Учителя
Еще хорошо, если учителя-предметники не
вмешиваются в этот процесс, а то бывает и так.
Ребенок выбрал историю, например, а учитель ему:
“Ты что, с ума сошел?! Ты же отродясь ни одной даты
запомнить не мог, а тут столько материала!”
Ученику делать нечего, ведь идти поперек мнения
учителя – тебе же самому на экзамене хуже будет.
Переписывается на физкультуру, а там снова: “Да
ты же ни одного норматива не сдашь!” И мечется
ребенок от одного преподавателя к другому,
просто диву даешься, как в конце концов
умудряются наши дети сдать эти экзамены!
Казалось бы, зачем об этом говорить сегодня, ведь
процесс запущен, выбор сделан... Нет, именно
сегодня самое время поговорить о выборе
экзаменов. Потому что в результате этого так
называемого выбора один учитель принимает
экзамен у тридцати учеников, а другой – у одного.
А заработная плата, между прочим, у всех
одинаковая. Те, у кого экзаменуемых мало, обычно
говорят с гордостью: “Это потому, что я строго
спрашиваю, да и предмет у меня трудный”. И
экзамен у него начинается в девять, а
заканчивается в десять. И сдают все (один-два) на
пятерки. А другие работают с утра до вечера:
предмет у них “простой”, учителя “добренькие”.
Давайте теперь посмотрим на проблему с другой
стороны. Если учитель работал с детьми два
последних года, а его предмет не выбирают, то,
может быть, не потому, что ученики такие
бестолковые, а просто учитель где-то недоработал,
не научил? Не здесь ли становится виден результат
нашей работы? Вот он, образовательный рынок,
только он никак не поддерживается финансово. Так,
может быть, мы сами можем поддержать тех, кто
принимает экзамены по выбору у целых классов,
хотя бы добрым словом... Вы – самые лучшие
учителя!
СПРАВКА
Впервые пробные переводные экзамены в средней
школе по выбору детей провели в середине 80-х
годов по инициативе министерства. По результатам
эксперимента решили провести по выбору учеников
и выпускные экзамены.
В 1989/90 году в соответствии с Письмом № 18-у от 12.03.90
ученики выпускных классов получили право
выбирать 2 экзамена из 4 в 9 классе и 3 экзамена из 5
в 11-м. Два обязательных письменных экзамена –
русский и алгебра в 9-м, литература и алгебра в 11
классе. Региональные органы управления
образованием имеют право назначить один
дополнительный экзамен на свое усмотрение. В
первые годы они этим правом пользовались чаще,
чем в последнее время.
|
Альтернатива
Учитель, который понимает, что выбор
сдачи экзамена по его предмету есть высочайшая
степень проявления доверия и уважения к учителю,
старается не отпугнуть ребят, поддержать,
помогает найти нужный и удобный для ученика
способ сдачи предмета. Ведь его можно сдавать не
только по билетам, но и в реферативной или
творческой форме. Это, конечно, знает каждый
преподаватель, только работа эта занимает
гораздо больше учительского времени и сил. Ведь
нужно не только помочь найти тему, но поддержать
ученика во время работы и ее оформления. За
простыми словами на титульном листе реферата
“Руководитель...” стоят часы, недели совместного
творчества учителя и ребенка. Правда, этот труд в
школе тоже никак не оценивается. Вот в институте
за дипломников доплачивают, а в школе... какая же
это работа?
Но как раз наоборот. Дипломник – взрослый
человек, он и сам может (и должен) справиться. А
вот шестнадцатилетний подросток, работая над
рефератом, учится очень многому, и ему постоянно
нужна помощь. А учителю, который выпускает ребят
с хорошими рефератами и творческими работами,
нужна, конечно, финансовая поддержка. Или хотя бы
доброе слово. Вы – самые лучшие учителя!
Цифры
Сводных данных по России о том, какие
экзамены выбрали дети, не существует. И наверное,
это очень хорошо. Однако многие департаменты
образования собирают эти сведения не столько для
отчета по вертикали управления, сколько для себя.
Устойчивые первые места занимают биология,
история и (в последнее время) физическая
культура. Но как только в районе (со слов
руководителей методических центров) появляются
хороший методист, опытные, сильные учителя по
любому другому предмету, так именно их и начинают
выбирать наши ученики.
А кого выбрали дети в вашей школе?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|