Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ No 64 
 

Виктория РУДЕНКОВА

Где-то между первым и четвертым

Клементьева Т.Б. Английский язык. Учебник для начальной школы. М.: АСТ, Олимп, 2001

КЛЕМЕНТЬЕВА Т.Б.
Английский язык.
Учебник для начальной школы
М.: АСТ, Олимп, 2001

В современном обществе наметилась яркая тенденция приобщения детей к иностранным языкам (особенно английскому) с раннего возраста. Действительно, родитель, обучая малолетнего ребенка сам, добивается определенных результатов: дети знают некоторые выражения, слова. Но вот ребенок приходит в школу, в первый класс, где задачей учителя является систематизация и развитие языкового потенциала.
Для решения этой задачи основой является наличие хорошего учебного пособия. “Каким учебником пользоваться?” – вопрос без ответа. Говоря о критериях выбора, стоит иметь в виду два основных: учебник ребенку должен нравиться (ведь в возрасте 6–8 лет успех обучения во многом зависит от желания и интереса ребенка), учебная информация должна быть хорошо систематизирована и направлена на получение определенного уровня знания языка.
Учебник Т.Б.Клементьевой, на мой взгляд, соответствует этим двум основным критериям: на каждом уроке дети словно проживают жизнь вместе с маленькой английской девочкой Kate и ее милым щенком Sam, знакомятся в ненавязчивой игровой форме с большим количеством слов и выражений. Хорошо иллюстрированная книга и интересная подача материала вызовут несомненный интерес у малышей. Интересные, “живые” диалоги, стихи обеспечивают хорошее усвоение лексики, которая повторяется из урока в урок. Например, по теме “Weather” предлагается выучить вот такой стишок:
In summer
I like the sun.
Oh, summer is fun!
Чтение… Да, много сил тратится на то, чтобы научить детей читать, особенно используя транскрипцию, но и эта задача в учебнике легко решается: посмотрите вместе с детьми на интересные картинки (по темам), разберите транскрипционные значки, и ребята с удовольствием будут читать сами. Несомненно, будут полезны и задания, направленные на развитие чувства иностранного языка (reading for information, reading for gist).
Но особенно интересно вместе с ребятами играть в предложенные Т.Б.Клементьевой в конце книги фонетические и лексические игры (вместе читая, играя, разыгрывая диалоги, мы не только учимся, но и формируем дружескую, веселую обстановку на уроке). “Устали? Ну что ж, давайте порисуем!” И дети с удовольствием раскрашивают и рисуют в учебнике свою семью, Kate и ее друзей, а еще повторяют все, что пройдено в тематическом приложении: Read & Colour. Да, для нас, педагогов, такие приложения, как Songs, Read & Colour, Grammar Games, разнообразят урок, сделают его незабываемым.
“А как же результат? Как его проверить?” – эти вопросы более чем актуальные. И это учтено: даны не только формальные, общепринятые формы проверки (грамматический справочник в конце книги, в конце каждой главы есть список лексики, необходимой для запоминания, проверочные задания на чтение), но также и игровые, неформальные способы (Act out the play). Этот раздел содержит пьесы, которые можно поставить вместе с детьми в конце года (четверти) и показать родителям: такого рода задания препятствуют формирование языкового барьера у ребят. Да и пьесы написаны по известным сказкам (“The House In The Woods”, “Kate And Her Granny”, “The Fox And The Crane”), они известны с детства и несомненно заинтересуют малышей.
Помимо образовательных задач, в учебнике реализуются еще и воспитательные: в соответствии с темой урока дети читают и полезные советы (по теме “Toys” – Share your toys with others).
Однако при всех достоинствах учебник все же имеет определенные недостатки. Самое главное – с какого класса и на детей какого возраста он рассчитан? Начальная школа – понятие широкое, объединяющее детей с первого по четвертый класс. Но если учебник для первого класса, то почему еще во введении даны алфавит, цифры (1–10), цвета. Педагоги, работающие в первом классе, точно знают, что на прохождение этих тем требуется много времени, а уж алфавит… Многие дети не знают и русского алфавита в начале учебного года, не говоря уже об английском.
Следуем дальше. Если учебник рассчитан вплоть до 3–4 класса, тогда как же быть с развитием письменной речи? Она является таким же важным способом межкультурной коммуникации, как и устная. Таких заданий в учебнике очень мало, большинство сводится к “draw a picture”. Так что этот вопрос преподавателю придется решать самому, покупая дополнительные рабочие тетради к другим пособиям.
Аспектов изучения иностранного языка много, один из основных – аудирование, навык которого опять же следует развивать с самых первых шагов. Голос учителя, даже обладающего прекрасным произношением, слишком узнаваемый и хорошо воспринимаемый, создает тепличные условия, недостаточные для эффективного развития навыка аудирования. Здесь всегда нас выручают аудио- и видеопособия, но, к сожалению, данный учебник кассет не содержит.
Конечно, выбор опять остается за учителем, но стоит принять во внимание, что учебник Т.Б.Клементьевой “Английский язык” для начальной школы может привнести в процесс обучения много интересного и полезного, хотя эффективнее все же будет использовать его вместе с дополнительным материалом. Но главное – разобраться сначала, для какого возраста и уровня подготовки учащихся будет лучше использовать это пособие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru