УЧЕБНИКИ No 64
Где-то между первым и четвертым
КЛЕМЕНТЬЕВА Т.Б.
Английский язык.
Учебник для начальной школы
М.: АСТ, Олимп, 2001
В современном обществе
наметилась яркая тенденция приобщения детей к
иностранным языкам (особенно английскому) с
раннего возраста. Действительно, родитель,
обучая малолетнего ребенка сам, добивается
определенных результатов: дети знают некоторые
выражения, слова. Но вот ребенок приходит в школу,
в первый класс, где задачей учителя является
систематизация и развитие языкового потенциала.
Для решения этой задачи основой является наличие
хорошего учебного пособия. “Каким учебником
пользоваться?” – вопрос без ответа. Говоря о
критериях выбора, стоит иметь в виду два
основных: учебник ребенку должен нравиться (ведь
в возрасте 6–8 лет успех обучения во многом
зависит от желания и интереса ребенка), учебная
информация должна быть хорошо систематизирована
и направлена на получение определенного уровня
знания языка.
Учебник Т.Б.Клементьевой, на мой взгляд,
соответствует этим двум основным критериям: на
каждом уроке дети словно проживают жизнь вместе
с маленькой английской девочкой Kate и ее милым
щенком Sam, знакомятся в ненавязчивой игровой
форме с большим количеством слов и выражений.
Хорошо иллюстрированная книга и интересная
подача материала вызовут несомненный интерес у
малышей. Интересные, “живые” диалоги, стихи
обеспечивают хорошее усвоение лексики, которая
повторяется из урока в урок. Например, по теме
“Weather” предлагается выучить вот такой стишок:
In summer
I like the sun.
Oh, summer is fun!
Чтение… Да, много сил тратится на то, чтобы
научить детей читать, особенно используя
транскрипцию, но и эта задача в учебнике легко
решается: посмотрите вместе с детьми на
интересные картинки (по темам), разберите
транскрипционные значки, и ребята с
удовольствием будут читать сами. Несомненно,
будут полезны и задания, направленные на
развитие чувства иностранного языка (reading for
information, reading for gist).
Но особенно интересно вместе с ребятами играть в
предложенные Т.Б.Клементьевой в конце книги
фонетические и лексические игры (вместе читая,
играя, разыгрывая диалоги, мы не только учимся, но
и формируем дружескую, веселую обстановку на
уроке). “Устали? Ну что ж, давайте порисуем!” И
дети с удовольствием раскрашивают и рисуют в
учебнике свою семью, Kate и ее друзей, а еще
повторяют все, что пройдено в тематическом
приложении: Read & Colour. Да, для нас, педагогов,
такие приложения, как Songs, Read & Colour, Grammar Games,
разнообразят урок, сделают его незабываемым.
“А как же результат? Как его проверить?” – эти
вопросы более чем актуальные. И это учтено: даны
не только формальные, общепринятые формы
проверки (грамматический справочник в конце
книги, в конце каждой главы есть список лексики,
необходимой для запоминания, проверочные
задания на чтение), но также и игровые,
неформальные способы (Act out the play). Этот раздел
содержит пьесы, которые можно поставить вместе с
детьми в конце года (четверти) и показать
родителям: такого рода задания препятствуют
формирование языкового барьера у ребят. Да и
пьесы написаны по известным сказкам (“The House In The
Woods”, “Kate And Her Granny”, “The Fox And The Crane”), они известны
с детства и несомненно заинтересуют малышей.
Помимо образовательных задач, в учебнике
реализуются еще и воспитательные: в соответствии
с темой урока дети читают и полезные советы (по
теме “Toys” – Share your toys with others).
Однако при всех достоинствах учебник все же
имеет определенные недостатки. Самое главное – с
какого класса и на детей какого возраста он
рассчитан? Начальная школа – понятие широкое,
объединяющее детей с первого по четвертый класс.
Но если учебник для первого класса, то почему еще
во введении даны алфавит, цифры (1–10), цвета.
Педагоги, работающие в первом классе, точно
знают, что на прохождение этих тем требуется
много времени, а уж алфавит… Многие дети не знают
и русского алфавита в начале учебного года, не
говоря уже об английском.
Следуем дальше. Если учебник рассчитан вплоть до
3–4 класса, тогда как же быть с развитием
письменной речи? Она является таким же важным
способом межкультурной коммуникации, как и
устная. Таких заданий в учебнике очень мало,
большинство сводится к “draw a picture”. Так что этот
вопрос преподавателю придется решать самому,
покупая дополнительные рабочие тетради к другим
пособиям.
Аспектов изучения иностранного языка много, один
из основных – аудирование, навык которого опять
же следует развивать с самых первых шагов. Голос
учителя, даже обладающего прекрасным
произношением, слишком узнаваемый и хорошо
воспринимаемый, создает тепличные условия,
недостаточные для эффективного развития навыка
аудирования. Здесь всегда нас выручают аудио- и
видеопособия, но, к сожалению, данный учебник
кассет не содержит.
Конечно, выбор опять остается за учителем, но
стоит принять во внимание, что учебник
Т.Б.Клементьевой “Английский язык” для
начальной школы может привнести в процесс
обучения много интересного и полезного, хотя
эффективнее все же будет использовать его вместе
с дополнительным материалом. Но главное –
разобраться сначала, для какого возраста и
уровня подготовки учащихся будет лучше
использовать это пособие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|