УЧЕБНИКИ No 64
Web-химия:
О разных типах интернет-ресурсов для школы
Сегодня (данные на январь 2003 года)
учителя химии могут найти в сетевой “паутине”
несколько сотен сайтов (электронных страниц),
которые можно использовать для работы со
школьниками и собственного самообразования. Эти
сетевые ресурсы (СР) сильно различаются по
степени достоверности содержащейся в них
информации, качеству исполнения и удобству
использования. К тому же “электронная паутина”
– не справочник в книжном шкафу: СР рождаются,
обновляются, а иногда исчезают.
Чтобы не растеряться от кажущегося обилия
информации, полученного в сетевом поиске по
ключевым словам, например, “скорость химической
реакции”, следует придерживаться определенных
правил при анализе впервые увиденных сайтов.
Самые надежные интернет-ресурсы принадлежат
солидным организациям. Например, за
достоверность информации в СР “ChemNet”
химического факультета МГУ отвечает декан,
академик РАН В.В.Лунин, о чем сказано на заглавной
странице. Из частных наиболее достоверны те СР, в
которых указаны имена их создателей и есть
соответствующие фотографии. Авторы литературных
(поэтических) страниц могут скрываться под
псевдонимами, но доверять химической информации,
предоставленной слишком скромным собирателем
рецептов, просто опасно. Впрочем, наиболее
сомнительные в наше бурное время
пиротехнические СР (о них ниже отдельный
разговор) как раз часто содержат данные о своих
авторах.
В русскоязычном Интернете традиционно низка
культура цитирования, хотя именно в Сети
наиболее удобно пользоваться гиперссылками,
позволяющими при необходимости почти мгновенно
обратиться к первоисточнику информации.
Отсутствие не только гиперссылок, но и просто
указаний на “бумажные” источники говорит о том,
что сам автор СР не слишком ответственно
относится к приведенным им сведениям. Поэтому,
хотя в химических СР попадаются интересные и
вроде бы верные тексты, не стоит ими
пользоваться, если неизвестно их происхождение.
Сейчас в большинстве школ наиболее опытными
путешественниками по Сети являются школьники, а
не учителя. Но если учитель сам находит новый СР,
полезный, как ему кажется, для самостоятельной
работы школьников, то следует проверить сайт на
наличие нежелательных баннеров (рекламных
вставок) или “всплывающей” рекламы. Реклама
многочисленных эротических и порноресурсов
опасна не только содержанием. При случайном
вызове одной из них экран может быть закрыт
десятками слоев порнухи, не исчезающей при
непрерывных нажатиях на значок “закрыть” [Х]. В
некоторых случаях порноатака продолжается даже
после перезагрузки компьютера клавишей “Reset”.
Сомнительная реклама появляется на сайтах не по
прихоти их непосредственных авторов, а как плата
за предоставление бесплатного места по
конкретному адресу.
А еще не следует рекомендовать школьникам СР,
содержащие коллекции рефератов. Мои выборочные
проверки показали, что большинство имеющихся в
Сети рефератов по химии – интеллектуальный
мусор: скучные и малодостоверные. К тому же от
процесса распечатки готового реферата школьник
узнает для себя нового не больше, чем принтер,
который этот реферат печатал.
Чтобы окончательно убедиться в достоверности СР,
необходимо внимательно прочитать в нем ту
информацию, которая уже хорошо знакома или
которую можно сравнить с имеющимися под рукой
достоверными, многократно переизданными
учебниками и справочниками.
Приведенные ниже адреса отобраны после анализа
примерно 60 сетевых ресурсов по химии. Последняя
проверка адресов выполнена 20 января 2003 г.
1. Основные порталы
По-видимому, наиболее крупный источник
химической информации в российском Интернете –
www.chem.msu.ru – принадлежит химическому факультету
МГУ. Школьной химии там немного; однако любителям
интеллектуального спорта наверняка будет
интересен раздел “Олимпиады” http://www.chem.msu.su/rus/olimp/, где
представлены задания и решения Всероссийских (2002
г.), Менделеевских (2001–2002 гг.) и Международных
(2001–2002 гг.) химических олимпиад. Очень интересен
раздел «История химии» http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/history.
html в электронной библиотеке по химии.
Наибольший по количеству научно-популярной и
школьной химической информации – портал
www.alhimik.ru, который курирует профессор кафедры
неорганической химии МИТХТ Л.Ю.Аликберова.
Например, в разделе “Учительская” есть такие
рубрики: “Учителю химии – на заметку”,
“Программы по химии”, “Книжные новинки”,
“Школьные учебно-методические комплекты по
химии”, “Учебники, пособия и справочники по
химии”, “Библиотечка учителя химии”, “Копилка
знаний: книги”. Интересен раздел “Кунсткамера”,
приятно почитать «Веселую химию», полезны
справочные разделы и описания синтезов.
Объемный и полезный материал учителя химии могут
найти по адресу:
http://center.fio.ru/method/items.asp?id=10000755
московского центра Федерации
интернет-образования. Страничку “Химия” в
разделе “Сетевое объединение методистов», «В
помощь учителю” там тоже курирует
Л.Ю.Аликберова. На страничке есть много
аннотированных ссылок на разные ресурсы в Сети,
имеется сводка новых поступлений с адресами
ресурсов, ссылки на сайты с материалами по
истории химии, по методике преподавания химии в
школе, олимпиадные задания, программы по химии
различного уровня, много ссылок на занимательные
странички по химии. СР полезен и учителям, и
учащимся, и методистам.
2. Периодические таблицы
В Интернете представлено несколько
десятков Периодических таблиц с различной
степенью наполнения справочными данными. Обычно
дополнительная информация вызывается нажатием
на клетку соответствующего элемента.
Наиболее интересные электронные Периодические
таблицы:
http://www.college.ru/chemistry/applets/ptable.html
– это СР из известной программы профессора
В.В.Зеленцова “Открытая химия” (2.0 и 2.5). В таблице
есть дополнительное меню: меняется окраска
элементов по признакам
“Электроотрицательность, металлические
свойства, группы»; есть краткие описания
элементов (вызов по клетке).
http://www.chemtable.com/indexr.htm –
это программа объемом 1,04 МБ: она легко
скачивается (объем установленной программы 4,5 МБ)
и работает неплохо под Win NT-95-98-2000, много табличных
данных про элементы, включая ссылки на другие
интернет-ресурсы.
http://power.nstu.ru/uchebnik/Teaching/
Persyst.html – краткое описание по вызову элемента с
учетом специализации студентов по
электротехническому материаловедению.
http://www.webelements.com/ –
англоязычный СР, один из лучших на эту тему:
сведения подробные, дополнительно по вызову есть
данные про соединения, много литературных ссылок
(англ).
http://www.chem4kids.com/files/elem_pertable.html
– англоязычный СР по естествознанию. Данных
мало, но оформление симпатичное, детское – для
англоязычных детей.
http://www.sci.aha.ru/ALL/b2.htm –
таблица (в виде списка) дат открытий элементов.
http://www.alhimik.ru/hist/prior.html
– таблица (в виде списка) дат открытий элементов.
http://www.chem.msu.su/rus/history/element/
– таблица с историческим описанием (по вызову
элемента) по материалам книги профессора
химического факультета МГУ Н.А.Фигуровского
“Открытие элементов и происхождение их
названий” (Москва, Наука, 1970).
Дополнительный список Периодических таблиц:
http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10002281
– в списке 13 “правильных” таблиц, 2 прикольных, в
стиле “Химики шутят” (http://www.alhimik.ru/read/tab.html
– русская, http://www.theatlantic.com/issues/99aug/9908elements.htm
– английская). Не работают ссылки 1, 4, 5.
3. Описания свойств химических
элементов
Текст хорошо известной
научно-популярной книги “Популярная библиотека
химических элементов”: (Издательство “Наука”,
1977, том 1) (водород – палладий) находится по
адресу: http://n-t.students.ru/ri/ps/.
Второго тома, к сожалению, там нет. Этот СР
открывается довольно медленно, для ускорения
можно сразу набирать трехзначный номер элемента
с 0 перед двумя цифрами (пример – сера): http://n-t.students.ru/ri/ps/pb016.htm.
Частично текст “Популярной библиотеки” есть в
описаниях элементов, которые можно вызывать
нажатием на клетку элемента в Периодической
таблице по адресу: http://www.chemistry.narod.ru/tablici/Tablica.htm.
Такие же описания в алфавитном порядке есть на
сайте “Кирилл и Мефодий”: http://www.chem.km.ru/view/view2.asp?id={58CEBB52-C83F-4D53-B1A0-DB744CA40EAE}&page=1
В качестве универсальной энциклопедии (не только
по химии) в Сети пока работает электронная версия
Соросовского образовательного журнала (1995–2001): http://www.issep.rssi.ru/cgi-bin/rubr.pl?year=2001.
В этом СР есть удобное оглавление и система
поиска (тематическая и по авторам).
4. Учебники и другие ресурсы
Из электронных учебников, не выходивших
пока на лазерных дисках (CD), следует отметить
очень удачные версии книг: А.В.Мануйлов,
В.И.Родионов. “Химия, 8 и 11 классы. Три уровня
обучения”. Новосибирск: НГУ, 1998 г, 350 с.;
А.В.Мануйлов. “Химия, 9 и 11 классы. Три уровня
обучения”. Их адрес:
http://hemi.wallst.ru/ucheb127b.htm
(главная стр. http://hemi.wallst.ru/index.htm).
Учебник еще не сделан до конца, но его разделы
“Строение атома” и “Химическая связь”
превосходят по качеству и стилю изложения
большинство имеющихся школьных и вузовских
учебников. Авторы не дают основы квантовой
механики как догмы, а честно пишут, что причины
именно такого заполнения уровней электронами до
конца не ясны: “Причины необычайной
устойчивости атомов с полностью заполненными s- и
p-подуровнями до сих пор не совсем ясны. Нам
полезно воспринять этот очень важный факт как
известный химикам из природы, из опыта”.
Этот учебник будет очень хорош для старших
классов естественно-научного профиля и
студентов младших курсов – все-таки низший из
трех уровней достаточно высок.
Еще один интересный СР создает учитель химии
московской школы № 1414 Д.В.Болотов:
http://chemistry.r2.ru/aboutme.html. Почти полностью готовы
материалы 8–9 классов (уроки, упражнения,
контрольные и т.д.), только не ясно, по какой
программе и учебнику работает автор.
Особый интерес представляют собой сетевые
версии известных CD-учебников.
По-прежнему лучшим, на мой взгляд, остается
мультимедийный учебник “1С: Репетитор. Химия”.
Его сетевая версия находится по адресу: http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3
Для начала использования нужно
зарегистрироваться. Полноценно изложена теория
(хорошие иллюстрации), можно посмотреть
видеоэксперименты, имеются обстоятельные
справочные материалы, задачи и контрольные
работы помогут подготовиться и к химической
олимпиаде, и к сдаче вступительного экзамена по
химии в МГУ.
Для тех учителей, которые работают в старших
классах естественно-научного профиля, и для
преподавателей общей химии в нехимических вузах
очень полезен учебник “Открытая химия” фирмы
“Физикон”. Совсем недавно не очень удачная
версия 2.0 заменена исправленной версией
программы 2.5 по адресу: http://www.college.ru/chemistry/course/design/
index.htm. Эта же программа (только версия 2.0) есть и на
сайте МФТИ: http://www.dlc.mipt.ru/chemist/design/index.htm
В сетевой версии в отличие от лазерного диска
анимационные модели не работают (только
выполняют роль иллюстраций), но многие из
иллюстраций можно скачивать и использовать для
преподавания. Некоторые работающие модели
находятся по адресу:
http://www.college.ru/chemistry/applets/a_content.htm.
Наиболее удачна, на мой взгляд, анимационная
модель “Атом водорода” – в ней видна связь
электронных переходов с излучением и
поглощением света и со спектрами водорода в
рамках теории Бора для одноэлектронного атома.
Кстати, эту же модель можно увидеть на лазерных
дисках “Открытая физика 2.5” и “Открытая
астрономия 2.5” той же фирмы “Физикон”.
Для тех, кто желает заменить “вонючие и едкие”
химические эксперименты их безопасными
мультимедийными аналогами, а также повысить
наглядность изложения, есть ресурс
“Компьютерное моделирование в преподавании
химии”: http://chemmodel.narod.ru/page2.html.
Этот СР представляет собой полезный каталог с
интересными ссылками.
Из крупных СР представляет интерес “Мир химии”,
расположенный по адресу: http://www.chemistry.narod.ru/.
Этот СР содержит аннотированные ссылки на книги,
описания экспериментов, справочники, пособия
(уровень выше школьного), программы (таблица
Менделеева, “растворы” – скачиваются),
“великие химики” (только профессия и даты),
простые “опыты для дома” (безопасные),
“анекдоты” (приличные).
Предметные области: органическая, аналитическая
(катионы s-p-d-), термохимия, фотохимия (фотография,
фотосинтез), нефтехимия, геохимия, агрохимия,
экохимия. Главная проблема данного СР – нигде не
указаны авторы; кроме того, ресурс обновлялся
последний раз 12 мая 2001 года.
В Сети можно найти и просто тексты без
мультимедийных добавок. Такие тексты могут
оказаться удобными, если есть возможность их
распечатывать – ведь можно выбрать для
использования только нужные фрагменты.
Известная книга Гроссе Э., Вайсмантель X. “Химия
для любознательных. Основы химии и занимательные
опыты” живет по адресу: http://lib.rin.ru/cgi-bin/load/docs.pl?open=15576.txt&page=0.
Отсканированный текст книги приведен без
иллюстраций с не очень аккуратными уравнениями
(искажены символы). Описания опытов по-немецки
тщательны и достоверны, в то же время доступны
для школьного химкабинета. СР удобен для
скачивания и распечатки.
Методические пособия по общей и неорганической
химии для 10–11 классов школы им. А.Н.Колмогорова
при МГУ можно найти по адресу: http://lib.hsms.msu.ru/tutorials/korenev.
Тексты представлены в PDF и DOC-форматах, скачивать
лучше в DOC. Для нормальных школьников эти пособия
чересчур сложны, а вот для студентов младших
курсов нехимических специальностей – в самый
раз.
5. Экстремальная химия
В настоящее время в Сети появляется
много образовательных ресурсов, созданных
студентами и школьниками. Здесь все
по-настоящему – главы с теорией, биографии
великих химиков и даже интерактивные тесты для
самопроверки знаний (например, http://formula44.narod.ru/ –
“Добро пожаловать на самый органический сайт во
всем рунете” – приветствуют посетителя
десятиклассники – создатели СР).
Главная особенность “молодежных” химических
web-страниц – обилие описаний экспериментов и, к
сожалению, жуткий русский язык.
В целом средний возраст авторов образовательных
ресурсов Сети гораздо меньше (в 2–2,5 раза)
среднего возраста наших вузовских
преподавателей и школьных учителей. Это вполне
закономерно – компьютер в 10 лет осваивается
гораздо легче, чем в 50.
Хорошо видно, что в Сети вне всякой связи с
базовыми учебными планами, стандартами и другими
серьезными нормативными документами рождается
молодежное образовательное пространство,
свободное от взрослого формализма. Это не новое
явление – во время финальных этапов Всесоюзных
химических олимпиад в 70-е годы тогдашние юные
химики активно обменивались пиротехническими
рецептами и сами устраивали между собой конкурсы
на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза
какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал
олимпиады (теперь Всероссийской) резко
сократился по числу участников и стал для них
платным. Поэтому общение умных подростков (ведь
их меньше не стало) перешло в Сеть.
Происходит стихийный конкурс на лучший
молодежный электронный учебник. Уже заметны
предпочтения учащихся, которые действительно
учат себя и друг друга. В химии это красивые
эксперименты (обычно с фейерверочной
пиротехникой) и последние научные новости
(нередко переведенные из англоязычных ресурсов),
явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря,
это и есть элементы не образования (формирования
обучаемого по заданному образцу), а просвещения
– заинтересованного знакомства со
специфическими разделами человеческой культуры.
И остается только мечтать – найти бы для таких
“юных web-химиков” ненавязчивых добрых и мудрых
кураторов, консультирующих их в чатах и на
форумах.
Пример удачного молодежного СР – “Покорение
вещества” Р.Логунова (16 лет), по адресу: http://vo.spb.ru/. Сайт был создан для
участия в 21-й ежегодной международной
конференции “Школьная информатика и проблемы
устойчивого развития”, на которой он 26 апреля 2002
года занял первое место. СР посвящен
экспериментальной химии, все его разделы: “Огонь
и дым”, “Взрывы опасные и неопасные”, “Свет и
химия”, “Получение веществ”, “Металлы”,
“Выращивание кристаллов”, “Хамелеоны” –
снабжены фотографиями экспериментов. Среди
фотографий есть и очень страшная (для тех, кто
понимает, о чем речь) иллюстрация синтеза
пероксида ацетона.
Наибольшее число собственных сайтов юных
интернет-химиков посвящено пиротехнике. Самому
младшему из них, вышедшему в Сеть с информацией
“Как сделать порох”, 11 лет. Видно, что школьники
стремятся к самостоятельным исследованиям и
экспериментальной работе. По содержанию
приводимых ими описаний синтезов инициирующих и
бризантных взрывчатых веществ,
электродетонаторов, дистанционных и таймерных
механизмов (иногда с фотографиями собственной
работы – от синтеза ВВ до результата взрыва)
видно, что приведенная информация достоверна и
воспроизводима. Это не “бумажная” химия
школьных учебников, а серьезная самостоятельная
исследовательская работа, например, по
усовершенствованию рецептов, приведенных в
широко цитируемой на таких страницах
“Поваренной книге анархиста”. Диапазон
интересов юных web-химиков широк – рядом с
описанием синтеза гексогена можно найти разделы
о летальных дозах самых сильных токсинов или
рецепты получения “кайфа” от мухоморов.
Создание детских и юношеских “экстремальных”
сайтов я считаю естественным для данного
возраста.
Для многих будущих действительно великих
химиков путь в науку начинался с домашних
фейерверков – самых интересных, ярких и
доступных экспериментов, великолепно
реализующих дидактический принцип “мотивации к
изучению естественных наук”. В подцензурное
“застойное” время кружки ракетомоделистов, т.е.
детей, работающих с пороховыми изделиями, были
почти в каждом Доме пионеров.
Кроме того, нормальный подростковый максимализм
требует сильных ощущений, которые не получить от
выпадения осадка при сливании содержимого двух
пробирок. Можно предположить, что появление
“юных web-химиков” вызвано предельной
формализацией и мнимым наукообразием школьного
курса химии, далекого от какой-либо практики,
интересной именно этому возрасту.
В моей коллекции есть около двух десятков
интернет-адресов “экстремальной химии”,
которые здесь приводить не буду. Один из наиболее
приличных СР по пиротехнике находится по адресу: http://pyrotechnic.narod.ru/. Здесь
хорошо представлены исторические сведения о
фейерверках и нет прямых ссылок типа “бомба из
хозмага”.
Интересно, что большинство школьных и
студенческих пиротехнических сайтов
авторизованы, с координатами и фотографиями
создателей. Многие юные интернет-химики честно
пишут: “Автор не несет ответственности за
использование данной информации в целях,
противоречащих любым законам любой страны (в
частности – УК России)”. Иногда встречаются еще
более непосредственные предупреждения: “Автор
не несет ответственности за возможные
несчастные случаи”. После терактов в Москве
некоторые сайты закрыли разделы «Синтез
взрывчатых веществ», снабдив оглавление
лозунгами типа «Мы против терроризма!».
Таким образом, нельзя считать всех юных
web-химиков безответственными технократами и
жертвами принципа научности в нашей системе
образования – многие выражают в своих
предупреждениях понимание собственной хотя бы
юридической ответственности за
распространяемую информацию. Многие, но не все...
Словарь
Интернет, Сеть, “паутина” –
равнозначные термины, происходящие от англ. WWW
(World Wide Web – Всемирная паутина).
Рунет – русскоязычный
Интернет.
Сайт, Сетевой ресурс (СР) – от
англ. site – место; место в Сети с постоянным
адресом, где расположены ресурсы данного
владельца.
Портал – от англ. portal –
главный вход, сайт, с которого начинается работа;
обычно содержит много ссылок на другие ресурсы.
Гиперссылка – команда на
языке HTML, позволяющая вызвать другой сайт
нажатием на слово, картинку или специальный
значок.
|
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|